. Диверсионный стратегический анализ: вызов неопределенности | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Диверсионный стратегический анализ: вызов неопределенности

Диверсионный стратегический анализ: вызов неопределенности

 

Диверсионный стратегический анализ как инструмент выживания предприятий малого и среднего бизнеса

 

© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su

 

Аннотация

В статье рассмотрены вопрос прогнозирования стратегических неопределенностей. Предложен алгоритм проведения диверсионного стратегического анализа для предприятий среднего и малого бизнеса.

 

Ключевые слова

Стратегическое управление, диверсионный стратегический анализ, стратегия, сценарный анализ, малый бизнес

 

В современных рыночных условиях требуются принципиально новые подходы к вопросам управления предприятием. Особенно предприятиям малого и среднего бизнеса. Нужна новая концепция управления, которая бы отражала реальную ситуацию в экономике. Для России такой концепцией должна стать стратегическое управление.

Нет универсальных схем стратегического управления. Не может быть единой для всех предприятий стратегии развития.

Каждое предприятие является уникальным. У них свой потенциал, динамика развития, позиции на рынке. У каждого своя специфика.

Однако существуют многочисленные подходы и основополагающие моменты, которые позволяют использовать обобщенные принципы разработки стратегии и принципы стратегического управления.

 

Анализ влияния и сценарный анализ

На выбор стратегий оказывают влияние множество факторов — источников воздействия. Действие одних из них поддается кон­тролю лиц принимающих решения, других — нет. Эта характеристика факторов служит важным идентификационным признаком при оценке реализуемости стратегий.

Поскольку действие факторов сказывается на результатах стратегий, их влияние соотносят с набором целевых показателей и оценивают степень контролируемости. От уровня контролируемости фактора зависят вероятность достижения целевого показателя, сте­пень рискованности следования избранной стратегии и, в конечном счете, вероятность выбора стратегии.

Анализ среды – изменений в технологиях, демографии, культуре, экономике и государственной политике – необходим для идентификации и рассмотрения представляющих с точки зрения организации возможности или угрозы текущих и потенциальных тенденций и событий.

Анализ влияния состоит в систематической оценке воздействий и неотложности тенденций и событий, лежащих в основе каждой стратегической неопределенности.

Сценарный анализ как способ проверки различных предложений о будущем включает в себя построение двух или трех правдоподобных сценариев, разработку для каждого из них адекватной стратегии, оценку вероятности осуществления сценариев и оценку результирующих стратегий.

Ключевой результат внешнего анализа – определение стратегических неопределенностей. Анализ влияния и сценарный анализ  - вот два инструмента, при помощи которых из неопределенности рождается стратегия компании. Анализ влияния – оценка относительной значимости стратегических неопределенностей. Сценарный анализ – создание сценариев будущих событий и их применении для разработки и оценки стратегий.

Типичный внешний анализ приводит к появлению десятков стратегических неопределенностей.

Одна из основных целей внешнего анализа – ранжирование стратегических неопределенностей и определение возможностей управления ими в будущем.

Проблема состоит в том, что счет стратегических неопределенностей идет на десятки, а неопределенностей второго порядка – намного больше. Собирать и анализировать информацию по ним можно до бесконечности и тратить на это ресурсы.

В отсутствии приоритетов внешний анализ становится описательным, перестает быть инструментом диагностики.

 

Сценарии и риски

Любая стратегическая неопределенность предполагает наличие тенденций или событий, оказывающих влияние на существующие или потенциальные товары/услуги предприятия. Влияние стратегической неопределенности зависит от того, какое значение имеет затрагиваемая ее конкретная бизнес-единица предприятия (фирмы). Одни бизнес-единицы могут иметь большое стратегическое значение, другие – небольшое.

Для учета неопределенностей необходимо применять новые подходы к разработке стратегий. Необходимо использовать сценарный анализ.

Сценарии – это способ анализа сложной среды, в которой присутствует множество значимых, к тому же влияющих друг на друга тенденций и событий. Группирование множества данных в два – три обобщенных сценария существенно облегчает проведение предметного анализа.

Сценарии помогают в борьбе с неопределенностью. Вместо дополнительного сбора информации принимается некоторая вероятность осуществления конкретного сценария. При этом следует учитывать, что в действительности ситуация может развиваться совершенно иначе.

Иногда сценарии полезно строить на базе возможных результатов: оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного. Пессимистичный сценарий нужен, чтобы проверить существующие предположения и планы. Оптимальное число сценариев – два - три.

Идентификация сценариев позволяет связать их со стратегиями, как с текущими, так и с новыми, альтернативными. Стратегия для оптимистического сценария предусматривает агрессивную политику, связанную с наращиванием производства и созданием прочной рыночной позиции. Пессимистические сценарии обычно подразумевают отказ от инвестиций и удержание цен на прежнем уровне.

На завершающем этапе сравниваются возможные результаты каждой стратегии в условиях того или иного сценария. Что произойдет, если фирма будет осуществлять разработанную для оптимистического сценария стратегию, а ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию?

 

Цели диверсионного стратегического анализа - вскрыть слабые («узкие») места в организации, исследовать внешние риски и разработать перечень мероприятий по защите и укреплению слабых мест.

 

Такое сравнение позволяет оценить риски каждого из стратегических вариантов. Определение вероятности каждого сценария и количественные оценки рисков позволяют оценить ожидаемую стоимость каждой стратегии.

Для ускорения процесса разработки сценариев развития и выбора стратегии необходима четкая систематизация существующих рисков.

Анализ литературных источников позволил выявить и классифицировать более 150 рисков в системе стратегического управления.

 

Диверсионный стратегический анализ

На примере конкретного объекта изучения – предприятия в системе рыночных отношений (а именно типографии) – представлена подробная модель предприятия, как социотехнической системы, с учетом воздействия типовых и специфических рисков (стратегических неопределенностей).

Для того чтобы получить данную модель была разработана методика диверсионного стратегического анализа (ДСА) на предприятии.

Диверсионный стратегический анализ (ДСА) - метод исследования внешней и внутренней среды организации, в основе которого лежит принцип прогнозирования возможных сбоев в работе, через моделирование максимального количества диверсий против организаций.

Цели диверсионного стратегического анализа:

1. Получение избыточного перечня факторов, которые могут вызвать сбои в системе, в принципе.

2. Систематизация перечня и классификация факторов, с точки зрения их критичности (то есть создания максимального ущерба).

3. Выделение стратегических (критических) участков бизнеса, разрушение которых приводит к необратимым последствиям.

4. Разработка системы мероприятий по защите стратегических участков (это первоочередные мероприятия).

5. Разработка системы мероприятий по защите «узких» мест (мероприятия второго уровня).

Основные шаги при анализе системы:

- анализ каждого элемента системы;

- исследование воздействия полей на различные элементы системы;

- исследование взаимодействия между элементами системы;

- исследование возможных системных сбоев (поиск вредных эффектов методом прогноза).

Чем схож или отличается диверсионный анализ от SWOT-анализа?

SWOT - анализ - это анализ внешних угроз и возможностей, слабых и сильных сторон организации.

Диверсионный стратегический анализ максимально исследует слабые стороны организации и внешние угрозы и позволяет спрогнозировать появление слабых сторон и новых угроз.

Цели диверсионного стратегического анализа - вскрыть слабые места организации, исследовать внешние риски и разработать подробный перечень мероприятий по защите и укреплению слабых мест.

Для проведения диверсионного стратегического анализа разработан алгоритм:

1. Формулировка задачи

2. Преобразование задачи

3. Анализ системы

4. Паспортизация ресурсов

5. Поиск вредных эффектов

6. Поиск вредных эффектов методом прогноза

7. Поиск новых решений

8. Анализ выявленных вредных эффектов

9. Устранение вредных эффектов

10. Анализ, обобщение результатов

11. Оценка экономической выгоды

Особенностью данного метода является работа по упреждению возможных сбоев в работе организации, за счет гипотетических прогнозов по принципу «что надо делать, чтобы произошло данное событие».

После проведения диверсионного стратегического анализа предприятие малого и среднего бизнеса сможет легко выбрать оптимальную стратегию развития.

 

Литература:

1. Соболев М.В. Диверсионный стратегический анализ как инструмент сценарного анализа и прогнозирования. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.sphinx.su/node/172

2. Соболев М. В. Диверсионный анализ.  // Клуб руководителей, 2009 г., №2, с.16

 

Статья опубликована в журнале:

Российское предпринимательство, ноябрь 2009, выпуск 2, с. 39 - 43

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...