Рубрика «Муниципальный менеджмент»
Разработка антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа
© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su
В условиях мирового финансового кризиса каждая организация, бизнес-структура, муниципальное образование стремится разработать и реализовать план антикризисных мероприятий.
Ниже представлена версия программы антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа.
Все антикризисные мероприятия необходимо разделить на два направления:
1.Мероприятия по пополнению бюджета;
2.Мероприятия по экономии бюджетных средств.
Следует отметить, что часть мероприятий может ухудшить или улучшить положение представителей субъектов малого бизнеса.
1. Мероприятия по пополнению бюджета:
1.1. Ликвидация дебиторов
Цель - поступление средств в местный бюджет.
Основные инструменты:
- составление списка должников муниципального образования;
- работа юридического отдела и финансового управления по взысканию задолженности в досудебном и судебном порядке.
1.2. Включение в федеральные программы
Цель - поступление средств в местный бюджет в виде федеральных инвестиций и дотаций.
Основные инструменты:
- разработка инвестиционных программ, в соответствии с требованиями Министерства финансов;
- определение федеральных программ, в которых может принять участие муниципальное образование (например, программа развития ЖКХ, программа развития питьевой воды и другие).
1.3. Включение в краевые программы
Цель - поступление средств в местный бюджет в виде краевых дотаций или инвестиций.
Основные инструменты:
- разработка инвестиционных программ, в соответствии с требованиями краевого департамента финансов;
- определение краевых программ, в которых может принять участие муниципальное образование (например, программа развития ЖКХ, программа развития питьевой воды и другие).
1.4. Увеличение поступлений от земельного налога
Цель - поступление средств в местный бюджет в виде дополнительного поступления в бюджет.
Основная проблема - низкая собираемость земельного налога с территории.
Основные инструменты:
- инвентаризация земельных участков;
- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета);
- создание нормативного акта, регламентирующего поступление земельного налога в местный бюджет.
1.5. Увеличение неналоговых поступлений (штрафы)
Цель - поступление средств в местный бюджет за счет увеличения поступления штрафов.
Основные инструменты:
- увеличение эффективности работы административной комиссии (за счет увеличения числа составляемых протоколов участковыми милиционерами, сотрудниками ДПС, сотрудниками администрации);
- увеличение числа заседаний административной комиссии.
1.6. Вывод малого бизнеса из тени
Цель - сокращение числа лиц, занятых нелегально в области предпринимательства.
Основные инструменты:
- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);
- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;
- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства;
- создание нормативно-правового акта, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа.
1.7. Создание Фонда экономического развития муниципального образования
Цель - создание внебюджетных поступлений, для решения вопросов местного значения.
Основные инструменты:
- создание устава некоммерческого партнерства «Фонд экономического развития»;
- избрание руководящего органа некоммерческого партнерства;
- определение основных приоритетных направлений аккумулирования денежных средств.
Основное отличие Фонда от других заключается в том, что управлять им будут только предприниматели и бизнесмены города.
Прототипом такого Фонда может стать касса общественной организации «Совет предпринимателей». Предприниматели ежемесячно платят взносы в кассу и на президиуме определяют, на что эти средства будут потрачены.
1.8. Сдача в аренду мест общего пользования
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- определение мест общего пользования (стоянки, парки, территория бассейна, стадионы, площади);
- поиск потенциальных инвесторов (организаций, заинтересованных в получении дополнительных доходов);
- создание нормативно-правовых документов, регламентирующих сдачу в аренду мест общего пользования;
- разъяснение в СМИ необходимости данных мероприятий.
Исполнитель - комитет управления муниципальным имуществом.
1.9. Выпуск муниципальных облигаций под муниципальные проекты
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- определение объектов, которые требуют инвестиций (например, достройка родильного дома, достройка спортивной школы на базе школы №7);
- определение сметной стоимости проекта;
- выпуск ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создание Общественного контрольно-счетного органа, который бы отслеживал поступление и расходование средств.
Исполнитель - финансовое управление администрации.
1.10. Выпуск муниципальной лотереи
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- определение объектов, которые требуют инвестиций (например, достройка родильного дома, достройка спортивной школы на базе школы №7);
- определение сметной стоимости проекта;
- выпуск лотерейных билетов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создание Общественного контрольно-счетного органа, который бы отслеживал поступление и расходование средств.
Исполнитель - финансовое управление администрации.
1.11. Составление бизнес - карты территории
Цель - создание информационной базы данных о предприятиях и организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории.
Основные инструменты:
- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);
- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;
- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства;
- создание нормативно-правового акта, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа;
- создание нормативно-правового акта, регулирующего сбор информации о деятельности субъектов бизнеса на территории Арсеньевского городского округа.
1.12. Развитие туризма
Цель - создание локомотива развития экономики территории, за счет развития инфраструктуры, сопутствующей туристическим услугам.
Основные инструменты:
- разработка программы развития туризма на территории;
- определение перечня объектов малого бизнеса, входящих в туристическую инфраструктуру;
- создание координационного совета по развитию туризма на территории.
Исполнители - сотрудники управления экономики администрации, представители бизнеса.
1.13. Создание подконтрольных администрации фирм (но это нарушает конкурентную среду).
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет управления бюджетными ресурсами, через муниципальный заказ, в компании, которые созданы при содействии администрации.
При неправильном использовании этого инструмента это может стать основным коррупционным механизмом в части нецелевого использования бюджетных средств.
Основные инструменты:
- определение отраслей, где возможно создание подконтрольных администрации функций (например, управление жилым фондом, оказание услуг тепло- водоснабжения, ремонт и благоустройство дорог и другие);
- поиск лиц, заинтересованных в создании предприятий, и имеющих необходимые ресурсы;
- регистрация предприятий;
- допуск вновь зарегистрированных предприятий к участию в муниципальных торгах.
1.14. Введение торгового сбора
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- определение приоритетных направлений, на которые нужны дополнительные финансы;
- определение основных размеров торгового сбора и количества торговых объектов;
Согласно статистическим данным, в Арсеньеве норматив торгующих площадей превышен в 2,5 раза.
- создание нормативно-правового документа, регламентирующего законность торгового сбора;
- добавление функций налоговой инспекции в части контроля поступлений в местный бюджет торгового сбора.
1.15. Введение сбора на самозанятость населения
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- определение приоритетных направлений, на которые нужны дополнительные финансы;
- определение основных размеров сбора на самозанятость населения;
- создание нормативно-правового документа, регламентирующего законность сбора на самозанятость населения;
- добавление функций налоговой инспекции в части контроля поступлений в местный бюджет сбора;
- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);
- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;
- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства.
1.16. Привлечение зарубежных инвестиций
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- разработка инвестиционных проектов и определение проектной стоимости проектов;
- создание специальной комиссии по содействию развитию проектов с иностранным капиталом, в структуре администрации;
- участие в международных выставках, форумах, ярмарках, конкурсах.
1.17. Введение сбора на содержание муниципального кладбища
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет упорядочения деятельности фирм, оказывающих ритуальные услуги для населения.
Основные инструменты:
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания ритуальных услуг на территории;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила пользования муниципальным кладбищем;
- передача в управление территории муниципального кладбища на конкурсной основе.
Исполнители - сотрудники департамента жизнедеятельности администрации.
1.18. Введение сбора на рекламу
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания рекламных услуг на территории;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оплаты сбора на рекламу.
Исполнители - сотрудники управления архитектуры администрации.
1.19. Улучшение сбора транспортного налога
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- создание межведомственной комиссии по ликвидации задолженности по налогам и сборам (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации).
1.20. Увеличение арендных ставок на 25-50-100%
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила увеличения арендных ставок.
Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.
1.21. Продажа муниципального имущества
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- конкурсные торги и аукционы по продаже объектов недвижимости и земельных участков.
Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.
1.22. Увеличение доходов от деятельности предприятий ООО и ОАО (в которых есть доля муниципальной власти)
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.
Основные инструменты:
- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники управления экономики).
Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом, управление экономики
1.23. Увеличение платы за услуги дополнительного образования и другие услуги в бюджетной сетке
Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет снижение нагрузки на бюджет и перенос части расходов на плечи родителей.
Основные инструменты:
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере образования;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере здравоохранения.
Исполнители - управление образования, управление здравоохранения.
1.24. Легализация репетиторства
Цель - увеличение бюджетных доходов, через создание коммерческой структуры по оказанию услуг репетиторства.
Основные инструменты:
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания платных образовательных услуг (репетиторства) на территории городского округа;
- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники управления образования, представители налоговой инспекции, сотрудники управления экономики);
- организация службы доверия (телефон доверия) для выявления фактов репетиторства.
Исполнитель - управление образование.
Анализируя мероприятия, можно отметить, что:
- п.1.4, 1.5, 1.6, 1.13, 1.18, 1.20 могут ухудшить положение малого бизнеса;
- п.1.2, 1.3, 1.11, 1.12, 1.21 могут улучшить положение отдельных субъектов малого бизнеса.
2. Мероприятия по экономии бюджетных средств:
2.1. Оптимизация дополнительного образования
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере дополнительного образования;
- перевод учреждений дополнительного образования на самофинансирование, за счет увеличения размеров родительской платы.
Исполнители - управление образования.
2.2. Снижение расходов на благоустройство
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- передача в управление, через муниципальные торги, функций благоустройства;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила благоустройства на территории и закрепление территорий за организациями города.
Исполнители - департамент благоустройства.
2.3. Ликвидация кредиторской задолженности
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- составление списка всех кредиторов муниципального образования;
- составление графика погашения кредиторской задолженности.
Исполнители - финансовое управление.
2.4. Централизация муниципальных закупок
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- составление списка всех муниципальных заказчиков муниципального образования;
- контроль правил соблюдения правил муниципальных закупок.
Исполнители - муниципальные заказчики, управление экономики, финансовое управление.
2.5. Уплотнение муниципальных площадей
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- инвентаризация муниципальных площадей;
- анализ эффективности использования и загрузки муниципальных площадей (пример недозагруженных площадей - школа №6, стадион «Восток»);
- поиск потенциальных клиентов, лиц, заинтересованных в использовании муниципальных площадей;
- составление долгосрочных договоров аренды.
Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.
2.6. Отсечение от здравоохранения непрофильных учреждений
Цель - снижение бюджетных расходов.
Например, муниципальное учреждение - стоматологическая поликлиника. При этом в городе существует более 10 стоматологических кабинетов.
Основные инструменты:
- определение медицинских услуг, которые можно перевести на платные услуги;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания платных медицинских услуг на территории городского округа;
- размещение муниципального заказа для оказания услуг льготной категории населения (дети, инвалиды, ветераны).
2.7. Уменьшение фонда оплата труда работникам бюджетной сферы (с сокращением кадров)
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- инвентаризация штатных расписаний в бюджетных организациях;
- выявление так называемых «мертвых душ», лиц, числящихся в штате, но фактически не появляющихся на работе и не выполняющих функциональные обязанности;
- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники управления экономики).
2.8. Экономия по тепло-, водопотреблению
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- инвентаризация объектов муниципальной собственности;
- анализ энергосберегающих технологий (теплосчетчики, водосчетчики, теплоизоляционные материалы);
- установление тепло-, водосчетчиков на всех муниципальных объектах.
Исполнитель - департамент ЖКХ
2.9. Экономия по командировкам (введение лимитов)
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- инвентаризация расходов на командировки по всем бюджетным организациям;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оформления командировок работников бюджетной сферы на территории городского округа;
- диспетчеризация поездок, группировка командировок бюджетных работников, через создание диспетчерской службы.
Исполнитель - диспетчерская администрации.
2.10. Внедрение общественных работ
Цель - снижение бюджетных расходов.
Основные инструменты:
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих общественные работы на территории городского округа;
- создание изолятора временного содержания на территории Арсеньевского городского округа, за счет федеральных средств.
2.11. Погашение бюджетных ссуд
Цель - снижение бюджетных расходов за счет реструктуризации долгов.
Основные инструменты:
- составление графика погашения бюджетных ссуд и согласование с департаментом финансов края;
- реструктуризация бюджетной задолженности в течение трех-пяти лет.
Исполнитель - финансовое управление.
2.12. Внедрение пластиковых карт для бюджетников
Цель - снижение бюджетных расходов за счет сокращения штата бухгалтеров и кассиров в бюджетных организациях.
Основные инструменты:
- заключение «зарплатных» договоров с бюджетными организациями;
- пропаганда использования пластиковых карточек и безналичных расчетов.
Исполнители - руководители бюджетных организаций.
2.13. Получение в лизинг оборудования для муниципалитета
Цель - снижение бюджетных расходов на закупку оборудования.
Основные инструменты:
- определение муниципальных объектов, требующих оборудования;
- составление трехсторонних договоров, между лизингополучателем - лизингодателем - гарантом (муниципальное образование).
Исполнитель - финансовое управление, департамент ЖКХ.
2.14. Внедрение ТСЖ на территории муниципального образования
Цель - снижение бюджетных расходов на обслуживание жилого фонда.
Основные инструменты:
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих создание ТСЖ на территории городского округа;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила передачи земельных участков для ТСЖ на территории городского округа;
- пропаганда создания ТСЖ на территории городского округа.
Исполнитель - департамент ЖКХ.
2.15. Внедрение механизма концессии (в сфере ЖКХ, в культуре, в спорте, в здравоохранении)
Цель - снижение бюджетных расходов, за счет передачи в управление муниципальных объектов и отраслей.
Основные инструменты:
- инвентаризация муниципальных площадей;
- анализ эффективности использования и загрузки муниципальных площадей (пример недозагруженных площадей - школа №6, стадион «Восток»);
- поиск потенциальных клиентов, лиц, заинтересованных в использовании муниципальных площадей;
- составление долгосрочных договоров аренды.
Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом, управление экономики.
2.16. Ликвидация брошенных предприятий
Цель - снижение бюджетных расходов, за счет списания задолженностей по налогам и сборам и получения дополнительных бюджетных дотаций.
Основные инструменты:
- составление списка брошенных предприятий;
- организация плановых мероприятий по ликвидации предприятий через Арбитражный суд.
Исполнитель - сотрудники налоговой инспекции.
2.17. Обеспечение безопасности малого бизнеса в МО.
Цель - увеличение бюджетных доходов за счет создание благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства.
Основные инструменты:
- развитие частных охранных услуг;
- создание «телефона доверия»;
Исполнители - сотрудники ГОВД, сотрудники прокуратуры.
Выводы:
Реализация этих мероприятий позволит муниципальному образованию выжить в условиях мирового экономического кризиса.
Однако в результате внедренных мероприятий могут исчезнуть часть субъектов малого бизнеса.
Для превращения каждого мероприятия в антикризисную программу должны быть прописаны механизмы реализации, ответственные исполнители, сроки реализации.
Необходимо отметить, что каждое мероприятие должно быть экономически просчитано, пройти процедуру публичных слушаний, и утверждено в виде муниципального нормативно-правового акта.
Статья ранее была опубликована на сайте www.sphinx.su по адресу: http://www.sphinx.su/node/1294