. Разработка антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Разработка антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа

Рубрика «Муниципальный менеджмент»

 

Разработка антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа

 

© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su

 

В условиях мирового финансового кризиса каждая организация, бизнес-структура, муниципальное образование стремится разработать и реализовать план антикризисных мероприятий.

Ниже представлена версия программы антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа.

Все антикризисные мероприятия необходимо разделить на два направления:

1.Мероприятия по пополнению бюджета;

2.Мероприятия по экономии бюджетных средств.

Следует отметить, что часть мероприятий может ухудшить или улучшить положение представителей субъектов малого бизнеса.

 

1. Мероприятия по пополнению бюджета:

1.1. Ликвидация дебиторов

Цель - поступление средств в местный бюджет.

Основные инструменты:

- составление списка должников муниципального образования;

- работа юридического отдела и финансового управления по взысканию задолженности в досудебном и судебном порядке.

1.2. Включение в федеральные программы

Цель - поступление средств в местный бюджет в виде федеральных инвестиций и дотаций.

Основные инструменты:

- разработка инвестиционных программ, в соответствии с требованиями Министерства финансов;

- определение федеральных программ, в которых может принять участие муниципальное образование (например, программа развития ЖКХ, программа развития питьевой воды и другие).

1.3. Включение в краевые программы

Цель - поступление средств в местный бюджет в виде краевых дотаций или инвестиций.

Основные инструменты:

- разработка инвестиционных программ, в соответствии с требованиями краевого департамента финансов;

- определение краевых программ, в которых может принять участие муниципальное образование (например, программа развития ЖКХ, программа развития питьевой воды и другие).

1.4. Увеличение поступлений от земельного налога

Цель - поступление средств в местный бюджет в виде дополнительного поступления в бюджет.

Основная проблема - низкая собираемость земельного налога с территории.

Основные инструменты:

- инвентаризация земельных участков;

- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета);

 - создание нормативного акта, регламентирующего поступление земельного налога в местный бюджет.

1.5. Увеличение неналоговых поступлений (штрафы)

Цель - поступление средств в местный бюджет за счет увеличения поступления штрафов.

Основные инструменты:

- увеличение эффективности работы административной комиссии (за счет увеличения числа составляемых протоколов участковыми милиционерами, сотрудниками ДПС, сотрудниками администрации);

- увеличение числа заседаний административной комиссии.

1.6. Вывод малого бизнеса из тени

Цель - сокращение числа лиц, занятых нелегально в области предпринимательства.

Основные инструменты:

- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);

- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;

- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства;

- создание нормативно-правового акта, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа.

1.7. Создание Фонда экономического развития муниципального образования

Цель - создание внебюджетных поступлений, для решения вопросов местного значения.

Основные инструменты:

 - создание устава некоммерческого партнерства «Фонд экономического развития»;

- избрание руководящего органа некоммерческого партнерства;

- определение основных приоритетных направлений аккумулирования денежных средств.

Основное отличие Фонда от других заключается в том, что управлять им будут только предприниматели и бизнесмены города.

Прототипом такого Фонда может стать касса общественной организации «Совет предпринимателей». Предприниматели ежемесячно платят взносы в кассу и на президиуме определяют, на что эти средства будут потрачены.

1.8. Сдача в аренду мест общего пользования

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение мест общего пользования (стоянки, парки, территория бассейна, стадионы, площади);

- поиск потенциальных инвесторов (организаций, заинтересованных в получении дополнительных доходов);

- создание нормативно-правовых документов, регламентирующих сдачу в аренду мест общего пользования;

- разъяснение в СМИ необходимости данных мероприятий.

Исполнитель - комитет управления муниципальным имуществом.

1.9. Выпуск муниципальных облигаций под муниципальные проекты

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение объектов, которые требуют инвестиций (например, достройка родильного дома, достройка спортивной школы на базе школы №7);

- определение сметной стоимости проекта;

- выпуск ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- создание Общественного контрольно-счетного органа, который бы отслеживал поступление и расходование средств.

Исполнитель - финансовое управление администрации.

1.10. Выпуск муниципальной лотереи

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение объектов, которые требуют инвестиций (например, достройка родильного дома, достройка спортивной школы на базе школы №7);

- определение сметной стоимости проекта;

- выпуск лотерейных билетов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- создание Общественного контрольно-счетного органа, который бы отслеживал поступление и расходование средств.

Исполнитель - финансовое управление администрации.

1.11. Составление бизнес - карты территории

Цель - создание информационной базы данных о предприятиях и организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории.

Основные инструменты:

- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);

- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;

- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства;

- создание нормативно-правового акта, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа;

- создание нормативно-правового акта, регулирующего сбор информации о деятельности субъектов бизнеса на территории Арсеньевского городского округа.

1.12. Развитие туризма

Цель - создание локомотива развития экономики территории, за счет развития инфраструктуры, сопутствующей туристическим услугам.

Основные инструменты:

- разработка программы развития туризма на территории;

- определение перечня объектов малого бизнеса, входящих в туристическую инфраструктуру;

- создание координационного совета по развитию туризма на территории.

Исполнители - сотрудники управления экономики администрации, представители бизнеса.

1.13. Создание подконтрольных администрации фирм (но это нарушает конкурентную среду).

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет управления бюджетными ресурсами, через муниципальный заказ, в компании, которые созданы при содействии администрации.

При неправильном использовании этого инструмента это может стать основным коррупционным механизмом в части нецелевого использования бюджетных средств.

Основные инструменты:

- определение отраслей, где возможно создание подконтрольных администрации функций (например, управление жилым фондом, оказание услуг тепло- водоснабжения, ремонт и благоустройство дорог и другие);

- поиск лиц, заинтересованных в создании предприятий, и имеющих необходимые ресурсы;

- регистрация предприятий;

- допуск вновь зарегистрированных предприятий к участию в муниципальных торгах.

1.14. Введение торгового сбора

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение приоритетных направлений, на которые нужны дополнительные финансы;

- определение основных размеров торгового сбора и количества торговых объектов;

Согласно статистическим данным, в Арсеньеве норматив торгующих площадей превышен в 2,5 раза.

- создание нормативно-правового документа, регламентирующего законность торгового сбора;

- добавление функций налоговой инспекции в части контроля поступлений в местный бюджет торгового сбора.

1.15. Введение сбора на самозанятость населения

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение приоритетных направлений, на которые нужны дополнительные финансы;

- определение основных размеров сбора на самозанятость населения;

- создание нормативно-правового документа, регламентирующего законность сбора на самозанятость населения;

- добавление функций налоговой инспекции в части контроля поступлений в местный бюджет сбора;

- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);

- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;

- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства.

1.16. Привлечение зарубежных инвестиций

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- разработка инвестиционных проектов и определение проектной стоимости проектов;

- создание специальной комиссии по содействию развитию проектов с иностранным капиталом, в структуре администрации;

- участие в международных выставках, форумах, ярмарках, конкурсах.

1.17. Введение сбора на содержание муниципального кладбища

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет упорядочения деятельности фирм, оказывающих ритуальные услуги для населения.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания ритуальных услуг на территории;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила пользования муниципальным кладбищем;

- передача в управление территории муниципального кладбища на конкурсной основе.

Исполнители - сотрудники департамента жизнедеятельности администрации.

1.18. Введение сбора на рекламу

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания рекламных услуг на территории;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оплаты сбора на рекламу.

Исполнители - сотрудники управления архитектуры администрации.

1.19. Улучшение сбора транспортного налога

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- создание межведомственной комиссии по ликвидации задолженности по налогам и сборам (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации).

1.20. Увеличение арендных ставок на 25-50-100%

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила увеличения арендных ставок.

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.

1.21. Продажа муниципального имущества

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- конкурсные торги и аукционы по продаже объектов недвижимости и земельных участков.

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.

1.22. Увеличение доходов от деятельности предприятий ООО и ОАО (в которых есть доля муниципальной власти)

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники управления экономики).

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом, управление экономики

1.23. Увеличение платы за услуги дополнительного образования и другие услуги в бюджетной сетке

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет снижение нагрузки на бюджет и перенос части расходов на плечи родителей.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере образования;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере здравоохранения.

Исполнители - управление образования, управление здравоохранения.

1.24. Легализация репетиторства

Цель - увеличение бюджетных доходов, через создание коммерческой структуры по оказанию услуг репетиторства.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания платных образовательных услуг (репетиторства) на территории городского округа;

- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники управления образования, представители налоговой инспекции, сотрудники управления экономики);

- организация службы доверия (телефон доверия) для выявления фактов репетиторства.

Исполнитель - управление образование.

Анализируя мероприятия, можно отметить, что:

- п.1.4, 1.5, 1.6, 1.13,  1.18, 1.20 могут ухудшить положение малого бизнеса;

- п.1.2, 1.3, 1.11, 1.12, 1.21 могут улучшить положение отдельных субъектов малого бизнеса.

 

2. Мероприятия по экономии бюджетных средств:

2.1. Оптимизация дополнительного образования

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере дополнительного образования;

- перевод учреждений дополнительного образования на самофинансирование, за счет увеличения размеров родительской платы.

Исполнители - управление образования.

2.2. Снижение расходов на благоустройство

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- передача в управление, через муниципальные торги, функций благоустройства;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила благоустройства на территории и закрепление территорий за организациями города.

Исполнители - департамент благоустройства.

2.3. Ликвидация кредиторской задолженности

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- составление списка всех кредиторов муниципального образования;

- составление графика погашения кредиторской задолженности.

Исполнители - финансовое управление.

2.4. Централизация муниципальных закупок

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- составление списка всех муниципальных заказчиков муниципального образования;

- контроль правил соблюдения правил муниципальных закупок.

Исполнители - муниципальные заказчики, управление экономики, финансовое управление.

2.5. Уплотнение муниципальных площадей

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- инвентаризация муниципальных площадей;

- анализ эффективности использования и загрузки муниципальных площадей (пример недозагруженных площадей - школа №6, стадион «Восток»);

- поиск потенциальных клиентов, лиц, заинтересованных в использовании муниципальных площадей;

- составление долгосрочных договоров аренды.

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.

2.6. Отсечение от здравоохранения непрофильных учреждений

Цель - снижение бюджетных расходов.

Например, муниципальное учреждение - стоматологическая поликлиника. При этом в городе существует более 10 стоматологических кабинетов.

Основные инструменты:

- определение медицинских услуг, которые можно перевести на платные услуги;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания платных медицинских услуг на территории городского округа;

- размещение муниципального заказа для оказания услуг льготной категории населения (дети, инвалиды, ветераны).

2.7. Уменьшение фонда оплата труда работникам бюджетной сферы (с сокращением кадров)

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- инвентаризация штатных расписаний в бюджетных организациях;

- выявление так называемых «мертвых душ», лиц, числящихся в штате, но фактически не появляющихся на работе и не выполняющих функциональные обязанности;

- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники управления экономики).

2.8. Экономия по тепло-, водопотреблению

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- инвентаризация объектов муниципальной собственности;

- анализ энергосберегающих технологий (теплосчетчики, водосчетчики, теплоизоляционные материалы);

- установление тепло-, водосчетчиков на всех муниципальных объектах.

Исполнитель - департамент ЖКХ

2.9. Экономия по командировкам (введение лимитов)

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- инвентаризация расходов на командировки по всем бюджетным организациям;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оформления командировок работников бюджетной сферы на территории городского округа;

- диспетчеризация поездок, группировка командировок бюджетных работников, через создание диспетчерской службы.

Исполнитель - диспетчерская администрации.

2.10. Внедрение общественных работ

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих общественные работы на территории городского округа;

- создание изолятора временного содержания на территории Арсеньевского городского округа, за счет федеральных средств.

2.11. Погашение бюджетных ссуд

Цель - снижение бюджетных расходов за счет реструктуризации долгов.

Основные инструменты:

- составление графика погашения бюджетных ссуд и согласование с департаментом финансов края;

- реструктуризация бюджетной задолженности в течение трех-пяти лет.

Исполнитель - финансовое управление.

2.12. Внедрение пластиковых карт для бюджетников

Цель - снижение бюджетных расходов за счет сокращения штата бухгалтеров и кассиров в бюджетных организациях.

Основные инструменты:

- заключение «зарплатных» договоров с бюджетными организациями;

- пропаганда использования пластиковых карточек и безналичных расчетов.

Исполнители - руководители бюджетных организаций.

2.13. Получение в лизинг оборудования для муниципалитета

Цель - снижение бюджетных расходов на закупку оборудования.

Основные инструменты:

- определение муниципальных объектов, требующих оборудования;

- составление трехсторонних договоров, между лизингополучателем - лизингодателем - гарантом (муниципальное образование).

Исполнитель - финансовое управление, департамент ЖКХ.

2.14. Внедрение ТСЖ на территории муниципального образования

Цель - снижение бюджетных расходов на обслуживание жилого фонда.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих создание ТСЖ на территории городского округа;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила передачи земельных участков для ТСЖ на территории городского округа;

- пропаганда создания ТСЖ на территории городского округа.

Исполнитель - департамент ЖКХ.

2.15. Внедрение механизма концессии (в сфере ЖКХ, в культуре, в спорте, в здравоохранении)

Цель - снижение бюджетных расходов, за счет передачи в управление муниципальных объектов и отраслей.

Основные инструменты:

- инвентаризация муниципальных площадей;

- анализ эффективности использования и загрузки муниципальных площадей (пример недозагруженных площадей - школа №6, стадион «Восток»);

- поиск потенциальных клиентов, лиц, заинтересованных в использовании муниципальных площадей;

- составление долгосрочных договоров аренды.

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом, управление экономики.

2.16. Ликвидация брошенных предприятий

Цель - снижение бюджетных расходов, за счет списания задолженностей по налогам и сборам и получения дополнительных бюджетных дотаций.

Основные инструменты:

- составление списка брошенных предприятий;

- организация плановых мероприятий по ликвидации предприятий через Арбитражный суд.

Исполнитель - сотрудники налоговой инспекции.

2.17. Обеспечение безопасности малого бизнеса в МО.

Цель - увеличение бюджетных доходов за счет создание благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства.

Основные инструменты:

- развитие частных охранных услуг;

- создание «телефона доверия»;

Исполнители - сотрудники ГОВД, сотрудники прокуратуры.

 

Выводы:

Реализация этих мероприятий позволит муниципальному образованию выжить в условиях мирового экономического кризиса.

Однако в результате внедренных мероприятий могут исчезнуть часть субъектов малого бизнеса.

Для превращения каждого мероприятия в антикризисную программу должны быть прописаны механизмы реализации, ответственные исполнители, сроки реализации.

Необходимо отметить, что каждое мероприятие должно быть экономически просчитано, пройти процедуру публичных слушаний, и утверждено в виде муниципального нормативно-правового акта.

 

Статья ранее была опубликована на сайте www.sphinx.su по адресу: http://www.sphinx.su/node/1294 

 

 

 

 

Новости
04.12.2019
Вышла новая книга «Статуэтка. Четки бессмертия» ...
29.05.2019
Запущена демоверсия онлайн игры «Богатей» ...
20.04.2019
День рождения компании «Сфинкс» ...
08.02.2019
Обновлено содержание сайта ...
02.02.2019
Открыта новая рубрика Дыхание миллионера ...
03.09.2018
Выпущена новая книга «Статуэтка. Сокровища чжурчжэней» ...
25.04.2018
Игра «Бизнес-кооперация» для школьников города ...
20.04.2018
День рождения компании «Сфинкс» ...
30.12.2017
Поздравление с наступающим Новым 2018 годом ...
26.11.2017
Компания теперь на Facebook ...