. Разработка антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Разработка антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа

Рубрика «Муниципальный менеджмент»

 

Разработка антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа

 

© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su

 

В условиях мирового финансового кризиса каждая организация, бизнес-структура, муниципальное образование стремится разработать и реализовать план антикризисных мероприятий.

Ниже представлена версия программы антикризисных мероприятий для Арсеньевского городского округа.

Все антикризисные мероприятия необходимо разделить на два направления:

1.Мероприятия по пополнению бюджета;

2.Мероприятия по экономии бюджетных средств.

Следует отметить, что часть мероприятий может ухудшить или улучшить положение представителей субъектов малого бизнеса.

 

1. Мероприятия по пополнению бюджета:

1.1. Ликвидация дебиторов

Цель - поступление средств в местный бюджет.

Основные инструменты:

- составление списка должников муниципального образования;

- работа юридического отдела и финансового управления по взысканию задолженности в досудебном и судебном порядке.

1.2. Включение в федеральные программы

Цель - поступление средств в местный бюджет в виде федеральных инвестиций и дотаций.

Основные инструменты:

- разработка инвестиционных программ, в соответствии с требованиями Министерства финансов;

- определение федеральных программ, в которых может принять участие муниципальное образование (например, программа развития ЖКХ, программа развития питьевой воды и другие).

1.3. Включение в краевые программы

Цель - поступление средств в местный бюджет в виде краевых дотаций или инвестиций.

Основные инструменты:

- разработка инвестиционных программ, в соответствии с требованиями краевого департамента финансов;

- определение краевых программ, в которых может принять участие муниципальное образование (например, программа развития ЖКХ, программа развития питьевой воды и другие).

1.4. Увеличение поступлений от земельного налога

Цель - поступление средств в местный бюджет в виде дополнительного поступления в бюджет.

Основная проблема - низкая собираемость земельного налога с территории.

Основные инструменты:

- инвентаризация земельных участков;

- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета);

 - создание нормативного акта, регламентирующего поступление земельного налога в местный бюджет.

1.5. Увеличение неналоговых поступлений (штрафы)

Цель - поступление средств в местный бюджет за счет увеличения поступления штрафов.

Основные инструменты:

- увеличение эффективности работы административной комиссии (за счет увеличения числа составляемых протоколов участковыми милиционерами, сотрудниками ДПС, сотрудниками администрации);

- увеличение числа заседаний административной комиссии.

1.6. Вывод малого бизнеса из тени

Цель - сокращение числа лиц, занятых нелегально в области предпринимательства.

Основные инструменты:

- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);

- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;

- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства;

- создание нормативно-правового акта, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа.

1.7. Создание Фонда экономического развития муниципального образования

Цель - создание внебюджетных поступлений, для решения вопросов местного значения.

Основные инструменты:

 - создание устава некоммерческого партнерства «Фонд экономического развития»;

- избрание руководящего органа некоммерческого партнерства;

- определение основных приоритетных направлений аккумулирования денежных средств.

Основное отличие Фонда от других заключается в том, что управлять им будут только предприниматели и бизнесмены города.

Прототипом такого Фонда может стать касса общественной организации «Совет предпринимателей». Предприниматели ежемесячно платят взносы в кассу и на президиуме определяют, на что эти средства будут потрачены.

1.8. Сдача в аренду мест общего пользования

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение мест общего пользования (стоянки, парки, территория бассейна, стадионы, площади);

- поиск потенциальных инвесторов (организаций, заинтересованных в получении дополнительных доходов);

- создание нормативно-правовых документов, регламентирующих сдачу в аренду мест общего пользования;

- разъяснение в СМИ необходимости данных мероприятий.

Исполнитель - комитет управления муниципальным имуществом.

1.9. Выпуск муниципальных облигаций под муниципальные проекты

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение объектов, которые требуют инвестиций (например, достройка родильного дома, достройка спортивной школы на базе школы №7);

- определение сметной стоимости проекта;

- выпуск ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- создание Общественного контрольно-счетного органа, который бы отслеживал поступление и расходование средств.

Исполнитель - финансовое управление администрации.

1.10. Выпуск муниципальной лотереи

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение объектов, которые требуют инвестиций (например, достройка родильного дома, достройка спортивной школы на базе школы №7);

- определение сметной стоимости проекта;

- выпуск лотерейных билетов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- создание Общественного контрольно-счетного органа, который бы отслеживал поступление и расходование средств.

Исполнитель - финансовое управление администрации.

1.11. Составление бизнес - карты территории

Цель - создание информационной базы данных о предприятиях и организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории.

Основные инструменты:

- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);

- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;

- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства;

- создание нормативно-правового акта, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа;

- создание нормативно-правового акта, регулирующего сбор информации о деятельности субъектов бизнеса на территории Арсеньевского городского округа.

1.12. Развитие туризма

Цель - создание локомотива развития экономики территории, за счет развития инфраструктуры, сопутствующей туристическим услугам.

Основные инструменты:

- разработка программы развития туризма на территории;

- определение перечня объектов малого бизнеса, входящих в туристическую инфраструктуру;

- создание координационного совета по развитию туризма на территории.

Исполнители - сотрудники управления экономики администрации, представители бизнеса.

1.13. Создание подконтрольных администрации фирм (но это нарушает конкурентную среду).

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет управления бюджетными ресурсами, через муниципальный заказ, в компании, которые созданы при содействии администрации.

При неправильном использовании этого инструмента это может стать основным коррупционным механизмом в части нецелевого использования бюджетных средств.

Основные инструменты:

- определение отраслей, где возможно создание подконтрольных администрации функций (например, управление жилым фондом, оказание услуг тепло- водоснабжения, ремонт и благоустройство дорог и другие);

- поиск лиц, заинтересованных в создании предприятий, и имеющих необходимые ресурсы;

- регистрация предприятий;

- допуск вновь зарегистрированных предприятий к участию в муниципальных торгах.

1.14. Введение торгового сбора

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение приоритетных направлений, на которые нужны дополнительные финансы;

- определение основных размеров торгового сбора и количества торговых объектов;

Согласно статистическим данным, в Арсеньеве норматив торгующих площадей превышен в 2,5 раза.

- создание нормативно-правового документа, регламентирующего законность торгового сбора;

- добавление функций налоговой инспекции в части контроля поступлений в местный бюджет торгового сбора.

1.15. Введение сбора на самозанятость населения

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- определение приоритетных направлений, на которые нужны дополнительные финансы;

- определение основных размеров сбора на самозанятость населения;

- создание нормативно-правового документа, регламентирующего законность сбора на самозанятость населения;

- добавление функций налоговой инспекции в части контроля поступлений в местный бюджет сбора;

- создание межведомственной комиссии по содействию легализации бизнеса (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации);

- анализ объявлений рекламного характера в СМИ;

- проведение рейдов по выявлению лиц, занимающихся нелегальным бизнесом или не оформивших свидетельства предпринимательства.

1.16. Привлечение зарубежных инвестиций

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- разработка инвестиционных проектов и определение проектной стоимости проектов;

- создание специальной комиссии по содействию развитию проектов с иностранным капиталом, в структуре администрации;

- участие в международных выставках, форумах, ярмарках, конкурсах.

1.17. Введение сбора на содержание муниципального кладбища

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет упорядочения деятельности фирм, оказывающих ритуальные услуги для населения.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания ритуальных услуг на территории;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила пользования муниципальным кладбищем;

- передача в управление территории муниципального кладбища на конкурсной основе.

Исполнители - сотрудники департамента жизнедеятельности администрации.

1.18. Введение сбора на рекламу

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания рекламных услуг на территории;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оплаты сбора на рекламу.

Исполнители - сотрудники управления архитектуры администрации.

1.19. Улучшение сбора транспортного налога

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- создание межведомственной комиссии по ликвидации задолженности по налогам и сборам (сотрудники ОБЭП, сотрудники ОРЧ, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники прокуратору, сотрудники администрации).

1.20. Увеличение арендных ставок на 25-50-100%

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила увеличения арендных ставок.

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.

1.21. Продажа муниципального имущества

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- конкурсные торги и аукционы по продаже объектов недвижимости и земельных участков.

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.

1.22. Увеличение доходов от деятельности предприятий ООО и ОАО (в которых есть доля муниципальной власти)

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет.

Основные инструменты:

- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники управления экономики).

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом, управление экономики

1.23. Увеличение платы за услуги дополнительного образования и другие услуги в бюджетной сетке

Цель - создание дополнительных поступлений в местный бюджет, за счет снижение нагрузки на бюджет и перенос части расходов на плечи родителей.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере образования;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере здравоохранения.

Исполнители - управление образования, управление здравоохранения.

1.24. Легализация репетиторства

Цель - увеличение бюджетных доходов, через создание коммерческой структуры по оказанию услуг репетиторства.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания платных образовательных услуг (репетиторства) на территории городского округа;

- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники управления образования, представители налоговой инспекции, сотрудники управления экономики);

- организация службы доверия (телефон доверия) для выявления фактов репетиторства.

Исполнитель - управление образование.

Анализируя мероприятия, можно отметить, что:

- п.1.4, 1.5, 1.6, 1.13,  1.18, 1.20 могут ухудшить положение малого бизнеса;

- п.1.2, 1.3, 1.11, 1.12, 1.21 могут улучшить положение отдельных субъектов малого бизнеса.

 

2. Мероприятия по экономии бюджетных средств:

2.1. Оптимизация дополнительного образования

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания дополнительных платных услуг в сфере дополнительного образования;

- перевод учреждений дополнительного образования на самофинансирование, за счет увеличения размеров родительской платы.

Исполнители - управление образования.

2.2. Снижение расходов на благоустройство

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- передача в управление, через муниципальные торги, функций благоустройства;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила благоустройства на территории и закрепление территорий за организациями города.

Исполнители - департамент благоустройства.

2.3. Ликвидация кредиторской задолженности

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- составление списка всех кредиторов муниципального образования;

- составление графика погашения кредиторской задолженности.

Исполнители - финансовое управление.

2.4. Централизация муниципальных закупок

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- составление списка всех муниципальных заказчиков муниципального образования;

- контроль правил соблюдения правил муниципальных закупок.

Исполнители - муниципальные заказчики, управление экономики, финансовое управление.

2.5. Уплотнение муниципальных площадей

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- инвентаризация муниципальных площадей;

- анализ эффективности использования и загрузки муниципальных площадей (пример недозагруженных площадей - школа №6, стадион «Восток»);

- поиск потенциальных клиентов, лиц, заинтересованных в использовании муниципальных площадей;

- составление долгосрочных договоров аренды.

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом.

2.6. Отсечение от здравоохранения непрофильных учреждений

Цель - снижение бюджетных расходов.

Например, муниципальное учреждение - стоматологическая поликлиника. При этом в городе существует более 10 стоматологических кабинетов.

Основные инструменты:

- определение медицинских услуг, которые можно перевести на платные услуги;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оказания платных медицинских услуг на территории городского округа;

- размещение муниципального заказа для оказания услуг льготной категории населения (дети, инвалиды, ветераны).

2.7. Уменьшение фонда оплата труда работникам бюджетной сферы (с сокращением кадров)

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- инвентаризация штатных расписаний в бюджетных организациях;

- выявление так называемых «мертвых душ», лиц, числящихся в штате, но фактически не появляющихся на работе и не выполняющих функциональные обязанности;

- создание межведомственной комиссии по анализу поступлений средств в местный бюджет (сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, представители налоговой инспекции, представители земельного комитета, сотрудники управления экономики).

2.8. Экономия по тепло-, водопотреблению

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- инвентаризация объектов муниципальной собственности;

- анализ энергосберегающих технологий (теплосчетчики, водосчетчики, теплоизоляционные материалы);

- установление тепло-, водосчетчиков на всех муниципальных объектах.

Исполнитель - департамент ЖКХ

2.9. Экономия по командировкам (введение лимитов)

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- инвентаризация расходов на командировки по всем бюджетным организациям;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила оформления командировок работников бюджетной сферы на территории городского округа;

- диспетчеризация поездок, группировка командировок бюджетных работников, через создание диспетчерской службы.

Исполнитель - диспетчерская администрации.

2.10. Внедрение общественных работ

Цель - снижение бюджетных расходов.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих общественные работы на территории городского округа;

- создание изолятора временного содержания на территории Арсеньевского городского округа, за счет федеральных средств.

2.11. Погашение бюджетных ссуд

Цель - снижение бюджетных расходов за счет реструктуризации долгов.

Основные инструменты:

- составление графика погашения бюджетных ссуд и согласование с департаментом финансов края;

- реструктуризация бюджетной задолженности в течение трех-пяти лет.

Исполнитель - финансовое управление.

2.12. Внедрение пластиковых карт для бюджетников

Цель - снижение бюджетных расходов за счет сокращения штата бухгалтеров и кассиров в бюджетных организациях.

Основные инструменты:

- заключение «зарплатных» договоров с бюджетными организациями;

- пропаганда использования пластиковых карточек и безналичных расчетов.

Исполнители - руководители бюджетных организаций.

2.13. Получение в лизинг оборудования для муниципалитета

Цель - снижение бюджетных расходов на закупку оборудования.

Основные инструменты:

- определение муниципальных объектов, требующих оборудования;

- составление трехсторонних договоров, между лизингополучателем - лизингодателем - гарантом (муниципальное образование).

Исполнитель - финансовое управление, департамент ЖКХ.

2.14. Внедрение ТСЖ на территории муниципального образования

Цель - снижение бюджетных расходов на обслуживание жилого фонда.

Основные инструменты:

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих создание ТСЖ на территории городского округа;

- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих правила передачи земельных участков для ТСЖ на территории городского округа;

- пропаганда создания ТСЖ на территории городского округа.

Исполнитель - департамент ЖКХ.

2.15. Внедрение механизма концессии (в сфере ЖКХ, в культуре, в спорте, в здравоохранении)

Цель - снижение бюджетных расходов, за счет передачи в управление муниципальных объектов и отраслей.

Основные инструменты:

- инвентаризация муниципальных площадей;

- анализ эффективности использования и загрузки муниципальных площадей (пример недозагруженных площадей - школа №6, стадион «Восток»);

- поиск потенциальных клиентов, лиц, заинтересованных в использовании муниципальных площадей;

- составление долгосрочных договоров аренды.

Исполнители - комитет по управлению муниципальным имуществом, управление экономики.

2.16. Ликвидация брошенных предприятий

Цель - снижение бюджетных расходов, за счет списания задолженностей по налогам и сборам и получения дополнительных бюджетных дотаций.

Основные инструменты:

- составление списка брошенных предприятий;

- организация плановых мероприятий по ликвидации предприятий через Арбитражный суд.

Исполнитель - сотрудники налоговой инспекции.

2.17. Обеспечение безопасности малого бизнеса в МО.

Цель - увеличение бюджетных доходов за счет создание благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства.

Основные инструменты:

- развитие частных охранных услуг;

- создание «телефона доверия»;

Исполнители - сотрудники ГОВД, сотрудники прокуратуры.

 

Выводы:

Реализация этих мероприятий позволит муниципальному образованию выжить в условиях мирового экономического кризиса.

Однако в результате внедренных мероприятий могут исчезнуть часть субъектов малого бизнеса.

Для превращения каждого мероприятия в антикризисную программу должны быть прописаны механизмы реализации, ответственные исполнители, сроки реализации.

Необходимо отметить, что каждое мероприятие должно быть экономически просчитано, пройти процедуру публичных слушаний, и утверждено в виде муниципального нормативно-правового акта.

 

Статья ранее была опубликована на сайте www.sphinx.su по адресу: http://www.sphinx.su/node/1294 

 

 

 

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...