Рубрика «Консалтинговые технологии»
Консалтинг? Есть такое слово
© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su
Почти анекдот.
К консультанту обратился банкир с просьбой наглядно продемонстрировать ему процесс консультирования и чем это отличается от банковской услуги.
- Скажите, сколько сейчас время? - вежливо спросил его консультант.
- Три часа, - машинально ответил банкир.
- С вас 500 евро, - улыбнулся консультант. - Оплачивать будете наличными или по безналу?
- А за что? - опешил собеседник.
- Вы назвали свою проблему «наглядно продемонстрировать работу консультанта». Я точно сформулировал экспертный вопрос. Вы на него подробно ответили. Наглядная демонстрация произведена. Консультация закончилась. Платите деньги.
- Но ведь это же элементарно…
- Именно эту фразу чаще всего мне говорят клиенты, - снова улыбнулся консультант. - Но я мог бы рассказать вам интересную шестичасовую лекцию о значении консультирования и ничего при этом не объяснить.
- Но это мошенничество, - возмутился банкир.
- Мошенничество? - переспросил консультант, потом добавил. - То, что вы храните чужие деньги в бумагах, не обеспеченных золотом, и эти деньги ежедневно обесцениваются, вот это мошенничество. А я занимаюсь бизнесом. Консультирую. Точно определяю проблемы и говорю, что нужно предпринять, чтобы мои клиенты денег не потеряли.
На том и расстались.
Консультирование - решение проблем (задач) клиента с использованием различных технологий и техник.
Задача консультанта - определить имеющиеся проблемы, помочь клиенту осознать (понять) причины возникающих проблем и предложить способы (варианты) решения проблем.
Различают процессное и экспертное консультирование.
Экспертное консультирование основано на особых знаниях (умениях) консультанта. В основе его работы используются специальные данные, методики, позволяющие делать экспертные оценки.
Типовая форма работы: вопрос Заказчика - ответ Консультанта.
Процессное консультирование основано на использование переговорных технологий и организации командной (групповой) работы. В основе работы консультанта используются методики, позволяющие получить решения, которые уже существуют в организации.
Типовые формы работы: групповые обсуждения, «мозговой штурм», фокус-группа, работа в малых группах и другие.
Наиболее часто перед консультантами ставятся задачи:
1. Диагностика проблем организации
2. Проведение маркетинговых исследований
3. Разработка инвестиционных проектов
4. Обучение персонала
5. Обучение руководителя
В последнее десятилетие в консалтинге стало популярным новое направление - коучинг.
Коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей.
Коучинг – это, прежде всего, вопросы. Коуч не учит, не консультирует и не советует. Коуч задаёт эффективные вопросы.
Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться и развиваться [1].
К общеизвестным видам, формам и технологиям консультирования обычно относят:
- исследования
- опросы
- рекомендации
- техника «тайный покупатель»;
- разработка и сопровождение проектов;
- лекции;
- тренинги;
- семинары и другие.
В Электронном словаре тренера и консультанта классифицировано и включено более 430 терминов и определений, характеризующих только сферу консалтинговых отношений [2].
За каждым термином стоит определенная технология, метод, форма работы/
Но на самом деле таких инструментов намного больше.
Для каждого клиента (его задач) выбираются и используются те инструменты, которые могут решить поставленные задачи.
Как оценить эффективность работы Консультанта?
Главный критерий - решаемость задач Заказчика.
Контрольный вопрос: «Решил ли консультант поставленные перед ним задачи?».
Если ответ «Да», значит, Заказчик заплатил свои деньги не зря.
Источники:
1. http://kazarin.clan.su/
2. http://www.treko.ru/dict
Статья ранее была опубликована на сайте www.sphinx.su по адресу: http://www.sphinx.su/node/1279