Рубрика «Муниципальный менеджмент»
Тема «Муниципальное управление»
10 шагов, как быстро обанкротить муниципальное образование
© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2007 www.sphinx.su
Законодательно не отрегулированы вопросы признания муниципального образования банкротом и только прописаны критерии для введения внешнего финансового управления.
Однако руководству любого муниципального образования достаточно просто выполнить 10 шагов, чтобы быстро привести муниципальное образование, которое он возглавляет, к финансовому кризису:
1 шаг. Прекратить реализацию всех проектов предыдущей администрации.
2 шаг. Уволить работоспособных профессионалов из администрации и заменить их непрофессионалами, но «своими» людьми.
3 шаг. Использовать нецелевое расходование бюджетных средств.
4 шаг. Увеличить кредиторскую задолженность, то есть получать товары и услуги для нужд муниципального образования и не расплачиваться за них.
5 шаг. Уменьшить налоговые поступления в местный бюджет, за счет:
- увеличения административных барьеров (коррупция, вымогательство);
- блокировки создания новых рабочих мест (через задержку ввода в эксплуатацию новых строительных объектов);
- выдавливание крупных налогоплательщиков из муниципального образования (из-за создания проблем для бизнеса);
- требование взяток с потенциальных инвесторов на этапе предварительных переговоров.
6 шаг. Раздача «лакомых» кусочков муниципальной собственности в управление близким к администрации людям с целью увода денег из доходной части бюджета.
7 шаг. Распродажа муниципальной собственности «за копейки».
8 шаг. Залог муниципального имущества под банковскую ссуду или за муниципальные долги.
9 шаг. Увеличить долги муниципального образования перед монополистами - энергетиками (теплоснабжение, электроэнергия, водоснабжение).
10 шаг. Увеличить расходы на содержание сотрудников бюджетной сферы (увеличение фонда оплаты труда).
Анализируя шаги, можно отметить, что существуют две основные стратегии преднамеренного банкротства муниципального образования:
1 стратегия – сокращать поступления доходов в местный бюджет;
2 стратегия – увеличивать расходы на содержание бюджетной сферы.
Последствия для муниципального образования от каждого шага:
Последствия 1 шага.
Все проекты или остановятся или будут вялотекущими. Развитие муниципального образования останавливается.
Последствия 2 шага.
Вместо решения вопросов местного значения будут решаться вопросы чиновников.
Последствия 3 шага.
Долги сегодняшнего дня будут перекладываться на последующие годы (откладывание проблем «на потом»).
Последствия 4 шага.
Юридические лица, перед которыми образовался долг у Администрации муниципального образования, прекращают поставки товаров и услуг и подают в Арбитражный суд. В результате проигрыша суда в обеспечение судебного иска выставляется муниципальное имущество, то есть сначала продается неликвидная недвижимость, а потом ликвидная (лакомые куски). Если у коммерческих структур есть связи с судебными приставами, то может быть арестовано ликвидное имущество.
В состав муниципального имущества входят: коммерческие объекты (площади, сдаваемые в аренду под коммерческую деятельность) и объекты, используемые для нужд муниципального образования (больницы, школы, детсады, объекты жизнеобеспечения). Они ВСЕ могут стать предметом судебного спора.
Последствия 5 шага.
Уменьшение поступлений подоходного налога, земельного налога, ЕНВД в местный бюджет. Возможны судебные иски к местному бюджету за нанесение ущерба бизнесу от действий сотрудников администрации. Увеличение дефицита бюджета и сокращение бюджетного финансирования.
Последствия 6 шага.
Уменьшение поступлений подоходного налога, земельного налога, ЕНВД в местный бюджет. Увеличение дефицита бюджета и сокращение бюджетного финансирования.
Последствия 7 шага.
Уменьшение поступлений доходов в местный бюджет в будущих периодах. Разовое привлечение средств в бюджет, которые сразу же уходят на погашение текущих обязательств («проедание денег»). Увеличение дефицита бюджета и сокращение бюджетного финансирования.
Последствия 8 шага.
Потеря муниципальной собственности за муниципальные долги. В результате такого шага может быть арест муниципального имущества и смена собственника (у школ, больниц, детских садиков). Новый собственник помещений может запретить использование своих помещений под нужды муниципального образования, а может выставить арендную плату местному бюджету.
Последствия 9 шага.
Образование крупных долгов. Потеря муниципальной собственности за муниципальные долги. В результате такого шага может быть арест муниципального имущества и смена собственника (у школ, больниц, детских садиков). Новый собственник помещений может запретить использование своих помещений под нужды муниципального образования, а может выставить арендную плату местному бюджету.
Последствия 10 шага.
Долги сегодняшнего дня будут перекладываться на последующие периоды, возникнет дефицит бюджетных средств. Для того, чтобы погасить задолженность по заработной плате муниципальное образование перестает платить по своим обязательствам (рост кредиторской задолженности – 4 шаг) и увеличивает долги перед монополистами (9 шаг). В совокупности это приводит к банкротству экономики муниципального образования.
Как определить признаки финансового кризиса в муниципальном образовании?
Необходимо ответить на вопросы «да» или «нет»:
1. Выполняется ли руководством муниципального образования любой из шагов плана «преднамеренного банкротства»?
Преднамеренным считается выполнение действий и осознание последствий от своих действий. Знание того, каким будет результат от действий и не принятие решений для изменения ситуации в лучшую сторону - признаки ненадлежащего исполнения функциональных обязанностей руководства муниципального образования.
2. Отсутствует ли опубликованная программа по оптимизации бюджетных расходов и по повышению доходов (некий антикризисный план) у руководства администрации муниципального образования?
3. Существует ли регулярная задержка по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы или ее отсутствие более чем один месяц в данном муниципальном образовании?
4. Отсутствует ли финансирование по текущим статьям бюджетных расходов в течение более одного месяца?
5. Регулярно ли заявляют первые лица муниципального образования, что «денег в бюджете нет»?
Если ответов «да» больше чем один, то это означает, что в муниципальном образовании серьезные финансовые проблемы, которые могут привести к его банкротству.
Статья ранее была опубликована на сайте www.sphinx.su по адресу: http://www.sphinx.su/node/233