«Антикоррупционные механизмы: что можно сделать в конкретном городе Арсеньеве»
Эту тему редакция «Бизнес-Арса» решила обсудить за «круглым столом», собрав за ним тех, кто по нашему мнению, поможет ее раскрыть.
В разговоре приняли участие В. БЕСПАЛОВ, депутат Законодательного собрания Приморья; М. СОБОЛЕВ, и.о. главы Арсеньевского городского округа; С. ПОРХУН, зам. председателя городской Думы; Р. ГОЛИКОВ, зам. прокурора города; Н. ГМАРЬ, председатель совета предпринимателей г. Арсеньева; С. ЕРОХИН и Г. ГАЛЕЕВА, члены президиума этого совета; Ю. МИНКИН, предприниматель (бывший зам. главы АГО, участник международного антикоррупционного форума). Ведущая - гл. редактор «Бизнес-Арса» Е. СУРИЦ.
ВЕДУЩАЯ: Прежде чем начать наш сегодняшний разговор, я предлагаю определиться с понятиями, чтобы знать, что мы говорим с вами об одном и том же. Поэтому первый вопрос - кто как понимает коррупцию и что под этим подразумевает?
Р. ГОЛИКОВ: Коррупция с точки зрения юридической - это общественно опасное проявление в обществе. В Уголовном кодексе преступлениям коррупционной направленности отведена целая глава. Называется она - «Преступления против государственной власти». Из этого следует, что коррупционные преступления непосредственно затрагивают сферу государственной власти, государственного управления.
ВЕДУЩАЯ: И в сфере муниципальной власти в том числе?
Р. ГОЛИКОВ: Да, имеются в виду все ветви власти - и законодательная, и судебная, и исполнительная. Когда лицо, наделенное властными полномочиями, выходит за их пределы и имеет корыстный интерес – это можно отнести к сфере коррупционных преступлений. Но опять же, можно считать это преступлением или нет, тут следует исходить от наступивших вредных последствий.
Н. ГМАРЬ: Коррупция по толковому словарю - это взяточничество должностных лиц или воровство во властных структурах. Мы на президиуме совета предпринимателей, когда готовились к этому разговору, тоже попытались определить, что такое коррупция. Это злоупотребление служебным положением. Продажность должностных лиц. Некоторые считают, что это сращивание властных структур с криминальным миром. Беспредел, махинации, беззаконие. Нечестность, непорядочность.
Ю. МИНКИН: Есть определение коррупции, в частности в США, через определение взятки. Взятка - это преступление, совершаемое должностным лицом, которое получает деньги или любой другой подарок. То есть человек за определенное вознаграждение обещает что-то делать или, наоборот, не делать.
В. БЕСПАЛОВ: Коррупцию надо рассматривать как службу не на государство, не на общество, а на какую-то узкую специализированную группу. Соглашусь с Натальей Петровной, это слияние интересов государевых людей, например, милиции, с какой-то организованной преступной группой.
Самое страшное - не взятки, не подаяния, хотя это тоже наказуемо. Самое страшное - когда идет сращивание неформальных сообществ, граничащих с криминалом, с госструктурами. Тогда они делят бюджетные пироги, крупные заказы. Идет подмена конкурсов, торгов, тендеров. Кулуарно определяется, как и кто будет осуществлять поставки и как потом это будет делиться.
ВЕДУЩАЯ: Как мы выяснили, понятие коррупции - это, по сути, ситуация, когда должностное лицо с определенными полномочиями распоряжается ресурсами, ему, естественно, не принадлежащими, в корыстных целях. Согласна, что понятие коррупции довольно широкое. Но предлагаю для нашего разговора ограничить обсуждение названной проблемы только сферой взаимоотношений «бизнес и власть», «власть и гражданин». Именно по такому принципу я и подбирала участников нашего «круглого стола», как вы видите.
Теперь давайте попробуем оценить с точки зрения коррупционности ситуацию в Арсеньеве, поставить своеобразный диагноз. Как она выглядит с точки зрения правоохранительных органов?
Р. ГОЛИКОВ: Вообще дела коррупционной направленности относятся к категории сложных. Потому что лица, эти преступления совершающие, достаточно подкованы, эрудированны. Имеют связи, препятствуют расследованию.
Что касается преступлений указанных категорий, которые расследовались в Арсеньеве, то их немного. В основном они связаны с сотрудниками милиции. Отдел внутренних дел - поднадзорный орган прокуратуры, поэтому деятельность его просматривается в рамках надзора. А что касается превышения полномочий муниципальных служащих, то выявить такие факты сложно. А те люди, права которых нарушены в результате коррупционных действий, с заявлениями в правоохранительные органы не обращаются. Может, потому, что им это выгодно: они дали взятку и получили определенные преимущества. И этот факт связи с чиновником они держат в тайне. В таких делах все завязано на человеческих отношениях. Поэтому такие случаи выявить очень трудно.
Бывает и так: есть установленный факт коррупционных действий, однако отсутствуют вредные последствия, которые должны быть существенными.
Ю. МИНКИН: Многое, кстати, зависит от местных традиций. В некоторых странах преподнести подарок чиновнику не считается зазорным. В других - противозаконное деяние.
С. ПОРХУН: Согласен. В каждой стране свои особенности. Мы, например, долго жили при советской власти, при той системе, когда государство было отец и мать родные всему народу. И само государство решало все наши проблемы. Но вот пришли рыночная экономика, новая система отношений, которая «напожилась» на старую модель. Власти дали возможность заниматься коммерцией (торги, закупки, создание муниципальных предприятий). Старые законы не запрещали этого, но и новых, регулирующих эту деятельность, не было. А когда у чиновника были рычаги для решения каких-то вопросов, сама ситуация подталкивала к тому, что этими рычагами надо было пользоваться.
А если ты распоряжаешься какими-то средствами, занимаешься какими-то вопросами, у тебя будут и выигравшие, и проигравшие, потому что ты стоишь третьей стороной. И любая проигравшая сторона обвинит тебя в том, что ты сделал что-то не так.
Н. ГМАРЬ: Насколько мне известно, есть закон, запрещающий заниматься коммерцией чиновнику?
С. ПОРХУН: Я имел в виду не конкретно чиновника. Мы же можем создавать на базе муниципалитета какие-то структуры, муниципальные предприятия, которые занимаются той же коммерцией, только у них другая форма. И регулирует их деятельность чиновник.
Дальше так жить нельзя, это понимают все. Поэтому ситуация меняется.
Принят 131-й закон о местном самоуправлении, который разделяет полномочия федеральной власти, краевой и муниципальной. И есть 32 вопроса местного значения, которыми должны заниматься муниципалитеты. И там нет ни коммерции, ни распределения ресурсов. Я думаю, именно законами надо регулировать все эти коррупционные вещи.
ВЕДУЩАЯ: Все-таки я хочу вернуть вас к вопросу - есть ли коррупция в Арсеньеве? Я не прошу вас назвать конкретно, кто и кому давал взятки. Понятно, глупо было бы задавать этот вопрос здесь. Но какой-то общий диагноз давайте поставим?
Н. ГМАРЬ: Если сам президент признал, что коррупция в масштабах страны огромная, то почему в Арсеньеве ее нет? Есть, конечно.
ВЕДУЩАЯ: Тогда в чем она выражается? Вот, к примеру, как я понимаю, административные барьеры могут стать причиной коррупции.
Ситуация. Прихожу я к чиновнику, чтобы решить какой-то вопрос. Мне дают список документов. Собрала. Приношу. Оказывается, недостает еще чего-то. Собираю опять, прихожу снова - не хватает такой-то подписи. И так может продолжаться до бесконечности, пока я не «заинтересую» чиновника.
М. СОБОЛЕВ: Да, административные барьеры – этопредпосылки к появлению коррупции. Согласен. И согласен, что барьеры есть. Но далеко не всегда в этом виноват конкретный муниципальный служащий. Мы создали комиссию при администрации по преодолению этих барьеров, куда вошли в том числе и предприниматели. И есть вопросы, которые нам уже удалось решить. Но есть и такие, которые находятся в ведении субъекта Федерации. К примеру, чтобы построить какой-то объект, нужно пройти экологическую экспертизу. Цена вопроса - от 4 до 6 месяцев, а то и год. На муниципальном уровне мы не можем решить эту проблему.
А вообще сказать, что в администрации есть коррупция, будет несправедливым.
Ю. МИНКИН: Я уже отвечал на этот вопрос два года назад, работая еще в администрации. Есть ли коррупция в Арсеньеве? Нет. Может быть, это особенность Арсеньева, что это маленький город, что мы друг друга знаем. Из общения с другими людьми и по собственному опыту (я теперь тоже предприниматель) могу сказать определенно, что этот вопрос сегодня для нас не актуален. Замечания, какие-то упущения - да, есть. Но сказать, что администрация коррумпирована, я не могу.
Года три назад в администрации был создан отдел экономической безопасности, и одной из его задач было выявление и внутреннее расследование фактов коррупции внутри администрации. Слухи ходили разные, все они проверялись, но подтвердить ни одного факта не удалось.
В. БЕСПАЛОВ: За 7 лет, что я работал в должности главы города, вспоминаю только четыре обращения или жалобы, по которым приходилось мне разбираться. Они касались управления архитектуры и КУМИ. И только один факт подтвердился железно, и мне пришлось уволить работника.
Но были и такие случаи. Один на один заявитель говорит: да, это было, но я заявления в компетентные органы не напишу, потому что мне же хуже будет.
Подтверждается факт, что был коррупционный момент, но получается, что только морально-этически можно разобраться. И мы так разбирались с отдельными работниками. Предупреждали их, наказывали по служебной линии. Но довести до суда практически невозможно.
ВЕДУЩАЯ: Тогда вопрос к предпринимателям - вы взятки даете? Может, не конкретно вы, а вообще предприниматели города, вы же общаетесь между собой и ситуацией владеете наверняка.
Н. ГМАРЬ: Мне этот вопрос напоминает ситуацию, когда в большом зале собрали нас, предпринимателей, и зам. прокурора спрашивает: «Ну кто и кому давал взятки?»
ВЕДУЩАЯ: Я не спрашиваю, кому и кто. В принципе - берут чиновники? Дают им взятки?
Ю. МИНКИН: Давайте не забывать, что кроме тех, кто берет взятки, есть те, кто их дает...
Г. ГАЛЕЕВА: Я в торговле работаю уже много лет. И могу сказать, что порядочных и честных людей - большинство. Но, как и везде, да еще при таком законодательстве, когда постоянно меняются законы, то одна поправка появится, то другая, не успеваешь за ними следить, коррупция, думаю, есть.
Но, как правило, когда приходишь к руководителям таких органов, как налоговая инспекция, милиция, начинаешь разговаривать с ними один на один, без всяких протоколов, они понимают ситуацию, не ставят во главу угла материальную выгоду. Это по моей практике.
Ю. МИНКИН: Мы не говорим сейчас о коррупции ни в милиции, ни в налоговой. Речь об администрации. Конкретно Арсеньев. Приходилось ли вам заинтересовывать работника городской администрации, чтобы решить какой-то вопрос?
С. ПОРХУН: В чем особенность нашего города? Он ведь как аквариум. С 8 до 17 мы - руководитель или чиновник, и кто-то приходит к нам на прием оформлять какие-то документы. А вечером мы - просто хорошие знакомые, ходим друг к другу на дни рождения, встречаемся-общаемся. И если к какому-то чиновнику в администрацию пришли, допустим, предприниматели поздравить его с днём рождения и принесли подарок - есть здесь коррупция? Это нормально? Мне кажется, нормально. У нас в Арсеньеве нет этой грани. И в принципе представитель прокуратуры, наверное, может чуть ли не каждый день заводить дела о коррупции по формальным признакам. С точки зрения закона. Но с точки зрения менталитета - нет.
Н. ГМАРЬ: Я думаю, что не все так гладко у нас. И взятки дают.
ВЕДУЩАЯ: А почему дают? Потому что ее у тебя вымогают? Чтобы быстрее сделали? Или чтобы закон обойти?
Н. ГМАРЬ: А дают, к примеру, чтобы ускорить решение какого-то вопроса. Сегодня же нигде не прописаны сроки, в которые чиновник должен уложиться. И ответственности он никакой за это не несет. А бизнес у предпринимателя страдает. Это опять мы говорим о несовершенстве законодательства.
Ю. МИНКИН: Некоторые аналитики считают, что коррупция отчасти полезна. Она способствует установлению стабильности и доверия между государством и бизнесом. Благодаря коррупции удается обходить неэффективные барьеры и процедуры.
Р. ГОЛИКОВ: Коррупция в нашей стране должна подталкивать законодателей к совершенствованию законов.
ВЕДУЩАЯ: Коррупция заменила, получается, государство вообще. Договорные отношения заменяют функции государства.
Ю. МИНКИН: Коррупция существовала всегда. И никто, кто с ней борется, не тешит себя мыслью, что ее можно искоренить. Это как болезнь, которую нельзя исключить, но которую можно локализовать. Чтобы она не влияла на весь организм, на принятие решений ни законодательными органами, ни чиновниками. И если общественное мнение будет спокойно относиться к таким явлениям, что мне легче заплатить деньги, чем решить вопрос по закону, то тогда проблема для государства будет очень серьезная.
Н. ГМАРЬ: Если болезнь неизлечима - зачем мы тогда собрались здесь, давайте будем болеть и дальше?
Р. ГОЛИКОВ: Менять нужно не только юридическую базу, нужно менять сознание людей – через обучение, через какие-то программы. Должно существовать определенное общественное мнение, с которым нельзя было бы не считаться тому же чиновнику.
С. ПОРХУН: И подвижки тут, я думаю, есть. Потихоньку, планомерно, эволюционно к этому мы подойдем.
С. ЕРОХИН: Вот у нас сейчас в стране крупный коррупционный скандал в Фонде соцстрахования. В других странах высокий чиновник, в чьем ведомстве это случилось, тут же сам ушел бы в отставку. А у нас? Таких случаев я что-то не припомню.
ВЕДУЩАЯ: Итак, мы выяснили, что в каких-то размерах коррупция (в рамках оговоренной сферы) в Арсеньеве все же есть, даже если она и не носит системного характера, и начали говорить о ее причинах.
Н. ГМАРЬ: Административные барьеры, нет закона о коррупции, несовершенство законов вообще. Например, принимаются подзаконные акты, инструкции межведомственные для служебного пользования, о которых мы даже не знаем, один закон противоречит другому, трактовать их можно по-разному. Проверки у предпринимателей чуть ли не каждый день...
С. ЕРОХИН: Характерный пример. Была недавно у меня проверка. Нашли какие-то незначительные нарушения. Написали протокол. Вызывают сначала меня в прокуратуру, потом вызывают в милицию, следующий - уже суд? Повторяю, нарушение незначительное. А столько занято структур было, столько времени я потратил, хотя можно было вынести просто устное предупреждение.
Р. ГОЛИКОВ: Да, одна из предпосылок коррупции - несовершенство законодательства, высокая динамика его изменения. Большое количество законов в одной и той же сфере, которые не носят постоянного характера, по одному закону много подзаконных актов...
Поэтому делается-то все, как правило, по закону, просто очень долго. А это порой затрагивает экономические интересы предпринимателей.
Возьмем работу паспортно-визовой службы. Люди справедливо возмущаются, обращаются к нам, что не могут стоять в очереди целыми днями, но работники-то службы не виноваты, они все делают по закону. А люди хотят быстрее получить загранпаспорт, начинают искать обходные пути.
М. СОБОЛЕВ: А есть ситуации, когда два закона противоречат друг другу. Вот мы судимся сейчас с антимонопольным комитетом, потому что по одному федеральному закону муниципалитет, чтобы застраховать автомобили, должен провести конкурс и потратить бюджетные средства. А по другому федеральному закону можем просто выбрать страховую компанию и заплатить всего 4 тысячи рублей за страховку. Почему мы должны тратить бюджетные деньги только за то, чтобы провести конкурс?
С. ПОРХУН: И получается, что бы ты ни сделал, нарушишь закон все равно.
ВЕДУЩАЯ: Закрытость муниципальных служб может быть причиной коррупции?
B. БЕСПАЛОВ: Отчасти, да. Гласность должна быть большей.
М. СОБОЛЕВ: А что вы хотите конкретно знать?
ВЕДУЩАЯ: Все. Я хочу знать, какие постановления принимает глава, какие решения - депутаты, что продается из муниципального имущества, почему и на каком основании. Вообще - всю информацию, касающуюся работы местной власти. И считаю, что сегодня она доступна мне не в полной мере. Создали сайт администрации, хорошо. Но информации там явно недостаточно.
C. ПОРХУН: Если вы хотите что-то узнать, я думаю, никто в администрации вам не откажет.
В. БЕСПАЛОВ: Каждый житель имеет право запросить любую информацию в городской администрации.
ВЕДУЩАЯ: Куда я должна обратиться? В какой кабинет?
В. БЕСПАЛОВ: В общий отдел. Или заявление подать в приемную.
ВЕДУЩАЯ: Я думаю, должен быть какой-то специальный Стенд с информацией, по каким вопросам куда обращаться, какие службы и чем занимаются, какие документы и куда мне нужно принести. Четко, понятно для любой бабы Мани.
Н. ГМАРЬ; Я тоже согласна с этим. .
М. СОБОЛЕВ: Человек, которому действительно нужна информация, ее получите администрации. Более того, сейчас вышел закон (и он уже действует), который обязывает органы местного самоуправления, в том числе в обязательном порядке, давать всю информацию населению, и ни один чиновник не вправе отказать.
В. БЕСПАЛОВ: Есть регламент работы общего отдела. Как работать с жалобами, письмами, в том числе повторными. И не дай бог кто-то из чиновников срок нарушит. Есть жесткий порядок, вплоть до наказания. Прокуратура нас постоянно проверяет.
ВЕДУЩАЯ: Дело даже не в письмах и жалобах. Народ сегодня не знает, чем занимается местная власть. А отсутствие открытой информации порождает слухи.
М. СОБОЛЕВ: У нас в администрации создана рабочая группа по реализации административной реформы для того, чтобы улучшить качество работы чиновников, перестроить работу муниципальных служащих. Задача стоит такая - до конца года осветить в СМИ должностные инструкции каждого служащего администрации. Скажу честно, для некоторых сотрудников, когда я такую задачу поставил, это был шок..
Потом все это будет помещено на городском сайте, чтобы каждый житель Арсеньева мог знать, чем занимается и какие полномочия у каждого чиновника в администрации. Кроме того, весь перечень документов для решения того или иного вопроса также будет помещен на сайте.
Следующий шаг - опубликование штатного расписания, структуры администрации.
ВЕДУЩАЯ: То есть я смогу узнать, что у этого чиновника - такие полномочия, значит, он может решить мой вопрос, а к этому я не пойду, потому что это не его компетенция.
Н. ГМАРЬ: А сокращение штата не планируется?
В. БЕСПАЛОВ: Штаты формируются по полномочиям 131-му закону АГО обязаны исполнять 32 полномочия. И под эти полномочия сформированы штаты. И это не прихоть главы. Структуру мы постоянно выносим на Думу, ее утверждают депутаты. Сегодня в администрации 124,5 ставки. За последние два года 19 единиц сократили. Это 14 процентов от численности.
М. СОБОЛЕВ: И я думаю, что численность служащих будет сокращаться. Потому что муниципалитет будет передавать некоторые функции бизнесу и общественным организациям. К примеру, во Владивостоке вопросами приватизации занимается муниципальное учреждение, а не муниципальные служащие в администрации.
Или возьмем контроль и качество продукции. Необязательно торговый отдел должен ходить и проверять. Будет какая-то общественная организация с определенными полномочиями, и ее члены сами будут ходить и проверять. Вот в таком-то магазине продали алкоголь несовершеннолетнему. Подадут жалобу в соответствующие органы, придет проверяющий и накажет еще строже, чем торговый отдел это сделал бы.
ВЕДУЩАЯ: Я так понимаю, мы уже начали говорить об антикоррупционных механизмах. Кстати, как вы думаете, боязнь наказания может быть барьером коррупции?
Р. ГОЛИКОВ: Наказания, которое предусмотрено в настоящее время, наверное, нет.
Н. ГМАРЬ: А мне кажется, может. Я думаю, надо ужесточить наказание. Должен быть закон - за коррупционные дела сажать лет на 20. Тогда, может, ситуация и изменится?
С. ЕРОХИН: Коррупционер должен бояться не только закона, но и общественного мнения. Если что случится, ты уйдешь в отставку.
Ю. МИНКИН: Сошлюсь опять же на зарубежный опыт. Есть страны, в которых за нарушение, связанное с коррупцией, человек лишается пожизненно права занимать государственную или муниципальную должность. И это очень действенно, этого действительно боятся.
С. ПОРХУН: И все же главное, мне кажется, - это создание условий, правовой базы, подключение общественности. Я всегда за то, чтобы привлекать к решению всех значимых вопросов как можно больше людей.
Проводятся публичные слушания, какая-то комиссия на Думе - давайте приглашать больше людей из разных сфер. Приходите все, высказывайтесь. Пусть будет не 10, а 20 человек. Только не превращать обсуждение в базар. Чтобы люди знали, зачем пришли, понимали вопрос.
Н. ГМАРЬ: И еще бы принять закон о том, чтобы работали все законы.
М. СОБОЛЕВ: Я назову несколько антикоррупционных инструментов. Самый главный - внутреннее убеждение чиновника, что ему оказано высокое доверие, которое он должен оправдать. Достойная зарплата чиновникам. Четко прописанные законы. Наличие независимых СМИ. Прозрачность принятия решений, в том числе с участием общественности. Обнародование финансовых доходов чиновников и их семей. Адекватный судейский надзор. Существование независимых структур по проведению аудита. Внутренняя служба безопасности. То есть должна быть создана комплексная система.
ВЕДУЩАЯ: Кроме достойной зарплаты чиновнику, я, пожалуй, соглашусь с Михаилом Викторовичем. И еще я бы предложила как одну из мер - принятие этического кодекса муниципального служащего. Понятно, что ни один чиновник (и это нормальное человеческое чувство, вполне естественное) не хочет, чтобы его контролировали, следили за его действиями, ходили с проверками, но ограничить его деятельность этическим кодексом (определенными правилами игры) нужно.
И второе - обязательно - общественный контроль.
М. СОБОЛЕВ: Этический кодекс написать можно, но надо, чтобы его еще и исполняли.
ВЕДУЩАЯ: И механизм исполнения прописать. И наказания. Каждый муниципальный служащий под ним пусть подпишется.
М. СОБОЛЕВ: Для начала хотя бы продекларировать, что есть такой. Да, надо.
С. ПОРХУН: И еще - внешний аудит. Где-то за рубежом, я знаю, есть такой опыт. Приглашают аудиторские компании, даже из других стран. Чтобы они проверили и вширь, и вглубь. И не только для того, чтобы что-то криминальное найти. А самим подправиться. Со стороны посмотреть на свою деятельность.
В. БЕСПАЛОВ: В этом году в Арсеньеве создана контрольно-счетная палата. Это первый шаг. И она уже «тренирует» администрацию по полной схеме. Вопросы, уточнения. Серьезную работу КСП провела по исполнению бюджета прошлого года.
ВЕДУЩАЯ: К сожалению, активной общественности, которая могла бы взять под контроль деятельность той же администрации, в нашем городе нет. Кроме, пожалуй, совета предпринимателей.
В. БЕСПАЛОВ: А мне кажется, не все так мрачно. И общественность есть. И политические партии.
ВЕДУЩАЯ: Завершая наш разговор, у меня есть предложение ко всем присутствующим - создать в городе антикоррупционную коалицию.
Мы готовы стать ее организаторами. А также предлагаем продолжить на страницах газеты этот разговор, который, уверена, вызовет споры и возражения.
Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» № 50 (665) от 14-20 декабря 2006 г.