Арсеньев в финансовом цейтноте
Это эксклюзивное интервью «Бизнес-Арсу» М. СОБОЛЕВ дал нам в новом качестве - исполняющего обязанности главы Арсеньевского городского округа.
- Михаил Викторович, вы были первым замом ушедшего в Законодательное собрание Владимира Беспалова, поэтому «хозяйство», которое приняли, вам, в общем-то, знакомо...
- Да. Городские проблемы мне знакомы. Но каждый день преподносит новые сюрпризы.
- ??
- Я экономист. Привык видеть закономерности и причины тех или иных явлений. Поэтому могу без дрожи в голосе сказать, что муниципальное образование г. Арсеньев - банкрот. Доказательства? Пожалуйста.
Собственные доходы городского бюджета - 200 млн. руб. Это то, что бюджет зарабатывает за счет налоговых и неналоговых поступлений. Теперь о расходах. Фонд оплаты труда бюджетной сферы - 200 млн. руб. Это без налогов. За коммунальную сферу бюджет должен заплатить не менее 70 млн. руб. Но, кроме того, мы должны еще закупать ГСМ, бумагу, асфальтировать дороги, выполнять договорные обязательства. Да, краевой бюджет предусматривает дотации и субвенции на решение конкретных вопросов - 200 млн. руб. Но это ситуацию не спасает. Есть еще неприятные факты, о которых не принято говорить вслух. Речь идет о долгах бюджета.
Мы должны краевому бюджету более 100 млн. руб. (когда-то брали бюджетные ссуды). По решениям арбитражных судов обязаны выплатить:
- 27 млн. руб. - КГУП «Примтеплоэнерго» (за разницу в тарифах в 2003 году);
- 8 млн. руб. - дорожному фонду (за взятый кредит в 1998 году);
- 8 млн. руб. - предпринимателю Клинову. Конкурсный управляющий МЖКП «Арсеньев» продал бюджетный долг физическому лицу. Предприятия нет, конкурсное производство завершено, но бюджет остался должен. На эту сумму арестовано муниципальное имущество;
-22 млн. руб. - конкурсному управляющему предприятия МУП «Жилищник» (дело в суде, но скоро придет исполнительный лист).
Итого - 65 млн. руб.
Но и это не всё. Бюджет задолжал различным поставщикам товаров и услуг на сумму еще около 60 млн. руб. К слову сказать, за два года работы комиссии по оптимизации бюджетных расходов кредиторская задолженность бюджета уменьшилась со 100 млн. до 60 млн. руб.
Подводим печальный итог. Если вдруг все кредиторы бюджета предъявят свои требования, то город заплатить по своим долгам просто не сможет. Этот факт, увы, замалчивался годами. А мне скрывать нечего. Ведь большинство жителей города думают, что все в городе хорошо. Они не знают и не предполагают, какая на самом деле сложная финансовая ситуация.
- И вы будете винить в сложившейся ситуации прежнего главу города?
- Мне кажется неэтичным обвинять своего бывшего руководителя в ошибках и просчетах. Возможно, если бы городом управлял другой человек, финансовая ситуация в городе была бы другой. Хуже или лучше, сказать трудно.
- И что, выхода нет? Надо ехать в краевую администрацию, образно говоря, «падать в ноги» и просить финансовой помощи...
- Пути решения финансовых проблем есть. Можно, конечно, поехать в краевую администрацию, посыпать голову пеплом, охаять предыдущего главу, поклясться. В лучшем случае приостановят действие инкассовых поручений (принудительное взыскание долгов по бюджетным ссудам). Но о судебных долгах и кредиторской задолженности, думаю, скажут: «Сами виноваты - сами и платите». Или предложат взять бюджетный кредит под залог муниципального имущества (под котельные, школы и больницы). То же самое сделает любой банк. Ссудит деньги только под залог недвижимости.
Можно, конечно, собрать предпринимателей и директоров предприятий и сказать: «Мы не будем платить по своим долгам. Извините, но нечем». Кто-то поймёт, кто-то подаст в суд и отсудит долги. Кто-то прекратит поставки товаров и услуг до тех пор, пока не заплатим старые долги. Но имею ли я право «кинуть» предприятие, на котором работают люди, у которых есть семьи, дети? Думаю, что нет!
Выход на самом деле простой. Для выживания в бизнесе, применяется процедура банкротства - списываются долги, переводятся активы. Всёзаконно. Есть закон о банкротстве. Только никто не знает, как его применить к муниципальному образованию... Просто пока не было прецедентов.
- И что вы намерены делать в этой ситуации?
- План антикризисных действий есть.
Во-первых, я должен обязательно встретиться с губернатором, от которого многое зависите в крае.
Во-вторых, это юридическая работа, чтобы не платить по судебным претензиям.
В-третьих, жесткая централизация и контроль расходов бюджетных средств.
В-четвертых, жесткая программа оптимизации бюджетной системы.
В-пятых, мероприятия по мобилизации доходов в местный бюджет.
Прогнозный анализ территории показывает, что на территории города мы сможем собирать более 300 млн. руб. К этой цифре нужно стремиться.
И еще не менее важное - это работа с «элитой города».
Предприниматели, на мой взгляд, сегодня разобщены. Заводчане - сами по себе. Администрация - один лагерь. Дума города - другой лагерь. Общественные организации кричат о проблемах, а реальных дел мало. Нам нужен нормальный диалог! Нужны встречи. Определение общих целей по развитию города. Можно, конечно, встать в позу и сказать: «Платите налоги в полном объеме, а как вы будете это делать, всё равно». Я предлагаю другие принципы взаимоотношений: «То, что хорошо для заводов, хорошо для города, и наоборот» и «То, что хорошо для бизнеса, хорошо для бюджета, и наоборот».
- А как у вас складываются отношения с предпринимателями?
- Нормальные отношения. Рабочие. Есть программы развития малого бизнеса, встречи по преодолению барьеров, работа с должниками по уплате налогов. Готов встречаться по любым вопросам - лишь бы был результат для города. Для меня все предприниматели - это уважаемые люди уже только за то, что они решили создать собственный бизнес. Когда-то я сам был предпринимателем. Знаю, что значит самостоятельно зарабатывать деньги и как уходить от налогов. Сейчас ситуация такова. Есть интересы частного бизнеса. Есть интересы города. Иногда они совпадают. Буду работать над тем, чтобы они совпадали чаще.
- Будут пи какие-либо изменения в структуре администрации?
- Будут. На заседание Думы я вынес новую структуру администрации. Принципиальное ее отличие от предыдущей – наличие заместителя главы по социальной работе. Если учесть, что эта структура планируется на полгода, до выборов нового главы, и фонд оплаты труда аппарата администрации увеличиваться не будет, то это, считаю, нормальный вариант.
Но не это главное. В течение ноября в рамках административной реформы все муниципальные служащие пройдут обучение на тренинге «Система планирования. Тайм-менеджмент». Его цель - изучение и применение новых технологий в работе с посетителями, звонками, корреспонденцией, на совещаниях.
Кроме этого, в ноябре запланирована работа «телефона доверия» в администрации. Любой житель города или предприниматель может позвонить в администрацию и сообщить о некачественной работе того или иного муниципального служащего.
- Михаил Викторович, вас часто обвиняют в излишней закрытости...
- Да, когда я работал заместителем главы, я мало встречался с жителями, это была прерогатива главы. Сейчас ситуация изменилась. Я просто обязан быть публичным человеком. Принципы моего общения просты: прозрачность, честность, жесткость. Прозрачность - это публичность действий администрации (в части бюджета, застройки города, принимаемых решений). Честность - я говорю то, о чём думаю, и не пытаюсь обмануть жителей моего города. Жесткость – это значит правда в глаза. Хотя и не все готовы ее слышать. Никаких иллюзий и ложных обещаний жителям! Обещаю только то, что можно сделать реально.
-Вы собираетесь участвовать в выборах главы города?
- Да, и не скрываю этого.
Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» 20-27 октября 2006 г.