. Реформа: новый взгляд | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Реформа: новый взгляд

                              РЕФОРМА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД      

 
         Представители двух ветвей власти Арсеньевского городского округа: исполнительной - зам. главы Михаил СОБОЛЕВ и представительной - зам. председателя Думы Сергей ПОРХУН стали участниками школы-семинара «Местное самоуправление; на российском Дальнем Востоке» по программе «Муниципальное регулирование экономики: новые решения». Его организаторы - ДВ научный центр местного самоуправления и НП «Гражданские инициативы». О том, чему научились и что нового узнали на семинаре, их с интересом расспрашивала гл. редактор «Б-А» Евгения СУРИЦ.
 
    М. СОБОЛЕВ: Если раньше у меня было двоякое отношение к закону о местном самоуправле­нии, то теперь я стал принципи­альным сторонником проведения реформы, потому что вижу, ка­кие реально положительные сдвиги она может принести.
Дело в том, что 131-й закон трактуют по-разному. И на этом семинаре мы услышали мнение разработчиков этого закона.
    - Да, в числе руководителей семинара была и Н. Поличка, директор ДВ центра местного самоуправления (она, кстати, несколько раз выступала в на­шей газете), один из авторов этого закона.
    М. СОБОЛЕВ: Вообще главная цель реформы публичной власти - смена модели государства. И эта модель имеет принципиально дру­гую основу: государство может и должно делать только то, что граж­данин и общество не смогут ре­шить сами. То есть роль государ­ства в жизни общества значитель­но сокращается - оно берет на себя решение ограниченного кру­га задач, которые никто, коме государства, решать не может. Если это может сделать общество, власть делать не должна.
Одним из основных новшеств этого закона я бы назвал даже само определение понятия местного са­моуправления. Это «форма осуще­ствления народом своей власти, обеспечивающая... самостоятель­ное и под свою ответственность решение населением непосред­ственно и (или) через органы мест­ного самоуправления вопросов ме­стного значения...». Принципиаль­ное значение здесь имеет союз «и». Если раньше формально по за­кону решение всех вопросов отдавалось на откуп властей - как власть решит, так и будет, то те­перь в законе сказано, что обще­ство может решить само, а что мо­жет отдать власти. Теперь это их общее дело. И если общество бу­дет активным, то возьмет на себя различные формы управления, а если будет пассивным, то власть все сделает за них.
    С. ПОРХУН: Как сказала на се­минаре та же Н. Поличка, «жизнь - это борьба интересов. Миром пра­вит интерес». Если у жителей нет интереса, то этот интерес есть у власти. И власть делает так, как считает нужным. И пусть потом народ не обижается.
    М. СОБОЛЕВ: Еще одним прин­ципиальным моментом в реформе я назвал бы обязательность про­ведения публичных слушаний при решении наиболее значимых воп­росов. Это проекты устава муни­ципального образования, местно­го бюджета и отчета о его испол­нении; планов и программ разви­тия... Есть ряд вопросов, которые без публичных слушаний нельзя принимать вообще. Они просто не будут иметь юридической силы.
   С. ПОРХУН: Публичные слу­шания проводятся для чего? Де­путаты не могут знать всего. Для того чтобы принять взвешенное решение, они должны выслу­шать исполнительную власть, мнение населения, экспертов в данном вопросе. И потом при­нимать решение. На семинаре у нас была такая деловая игра.
Мы проводили публичные слу­шания. Выбирали депутатов, представителей администрации, бизнеса и общественных органи­заций, экспертов. То есть про­игрывали весь механизм/Напри-, мер, структура администрации. Почему она должна быть именно такой? Чем она будет занимать­ся? И в принципе то, что мы обыгрывали на таких деловых иг­рах, уже можно переносить и к нам. Теперь мы знаем механизм проведения таких слушаний.
   М. СОБОЛЕВ: Закон более четко определил структуру орга­нов местного самоуправления и ввел принцип разделения влас­тей, более жестко разграничил их полномочия, чтобы не было перекоса - либо в сторону исполнительной, либо в сторону представительной власти. Те­перь в структуре каждого муни­ципального образования в обязательном порядке должен быть контрольно-ревизионный орган.
    С. ПОРХУН: И в основном раз­решил одну из основных проблем, сложившихся на практике в пос­ледние годы. Закон определил по­нятие отдельных государственных полномочий и перечень вопросов местного значения. Их 32. Они четко прописаны в законе. Теперь никаких совместных полномочий быть не должно! Местное самоуп­равление отвечает только за ре­шение вопросов местного значе­ния, а государственные полномо­чия могут ему передаваться толь­ко в особых случаях и в специаль­ном порядке. И - самое главное -передаваться только вместе с финансовыми ресурсами.
   М. СОБОЛЕВ: Сегодня у мест­ной власти одна из основных проблем в том, что мы отвечаем за государство.
   С. ПОРХУН: Например, феде­ральные льготы продекларирова­ны государством, но они финан­сово в местном бюджете не под­креплены. На исполнение их про­сто нет денег. Но отвечает пе­ред населением, почему-то мэр. А 131-й закон эти полномочия разделяет. Есть федеральные, есть местные полномочия.
   М. СОБОЛЕВ: Но, может, самое главное, что лично я получил на семинаре, - новый взгляд на му­ниципальное регулирование эко­номики. Все ресурсы, находящи­еся в распоряжении местного са­моуправления, должны использо­ваться только и исключительно для решения вопросов местного значения. Других задач у муници­пального бюджета и имущества нет! Особенно жестко эта норма прописана в отношении муници­пального имущества. Законом оп­ределен перечень объектов иму­щества, которые могут находить­ся в муниципальной собственно­сти. И в нем нет объектов коммер­ческого использования.
   С. ПОРХУН: Если раньше мы могли муниципальную собственность сдавать, например, в арен­ду, использовать в других коммер­ческих целях - и это было закон­но, то теперь, поскольку в перечне вопросов местного значения, ведения коммерческой деятельности нет, мы должны имущество либо перепрофилировать под наши воп­росы, либо приватизировать.
   М. СОБОЛЕВ: Поскольку му­ниципальные учреждения не имеют права оказывать платные услуги - этого нет в наших пол­номочиях, им нужно сменить форму собственности.
   - Не совсем понятно. Пояс­ните.
    С. ПОРХУН: К примеру, сто­матологическая поликлиника.
   М. СОБОЛЕВ: Да, то есть мож­но содержать поликлинику на бюджете. А можно заложить в бюджет 1 млн. рублей на зубопротезирование определенной категории граждан. И это будет для муниципалитета дешевле.
   То же самое по дополнитель­ному образованию. Можно содер­жать музыкальную школу в пол­ном объеме. А можно выделить какую-то сумму, чтобы обучать 30, к примеру, одаренных детей.
   С. ПОРХУН: Посмотреть под таким углом зрения можно по любой отрасли. И по спорту, и по культуре, и по дополнитель­ному образованию... Да такие примеры в городе уже есть.
   М. СОБОЛЕВ: Местный бюд­жет также служит только для ре­шения вопросов местного значе­ния, а не распределяется по ус­мотрению участников процесса. Новая редакция закона закрепи­ла за муниципалитетами мест­ные- налоги, собственную нало­говую базу, поэтому теперь есть возможность разрабатывать в нашем городском округе собственную бюджетную политику.
   С. ПОРХУН: Достаточно детально прописан и механизм межбюджетного выравнивания.
   М. СОБОЛЕВ: Сейчас готовит­ся краевой закон, где будут оп­ределены нормативы и методи­ка, как будут считаться дотации муниципальным образованиям.
    С. ПОРХУН: То есть теперь не будет такого: кто-то из глав не нравится губернатору, а страда­ют жители. Выравнивание бюд­жета это исключит.
      - Если я правильно поняла, то главным в подходе к регу­лированию муниципальной экономики являются вопросы местного значения. Они пропи­саны четко в законе. Для го­родского округа, каким являет­ся теперь Арсеньев, их 32.
    М. СОБОЛЕВ: Да, они являют­ся главным системообразующим элементом муниципального уп­равления. А решение вопросов местного значения связано с предоставлением населению широкого спектра услуг. Таким образом, формируются муници­пальные отраслевые рынки.
    - И что это такое?
    М. СОБОЛЕВ: Это предприни­мательская (коммерческая или некоммерческая) деятельность, ответственность за функциони­рование которой несут органы местного самоуправления. Муни­ципальные отраслевые рынки включают в себя 28 рынков услуг: по электроснабжению, тепло­снабжению, газоснабжению, во­доснабжению и водоотведению и т.д. И задача местной власти - регулировать их деятельность: формировать, поддерживать...
    С. ПОРХУН: А регулировать - это значит устанавливать обще­обязательные правила, т. е. опре­деленные правила игры, предос­тавлять бюджетные кредиты и га­рантии из местного бюджета, ка­кие-то льготы. То, что может про­стимулировать предпринимателя.
    М. СОБОЛЕВ: Вообще здесь существует два основных подхо­да. Первый и главный - сначала бизнес, потом МУП. То есть всё, что граждане и бизнес могут де­лать самостоятельно, власть де­лать не должна. Если только не могут они, тогда создаем муниципальное предприятие.
    Второй принцип - создай ус­ловия. Пример - создать усло­вия для торговли, но не торго­вать самому муниципалитету. Местной власти необходимо чет­ко классифицировать муници­пальные рынки и определить по­литику деятельности на них ор­ганов местного самоуправления. Именно в этом и заключается новый взгляд на муниципальное регулирование экономики.
     Задача власти - не влезать в малый бизнес, но в то же время содействовать его развитию, ре­гулировать конфликты между ним и контролирующими инстанциями.
    С. ПОРХУН: Если для бизнеса это невыгодно, а делать чадо, тогда делает власть. А если биз­несу это выгодно, власть вмеши­ваться не должна. Но контроли­ровать эти все 28 рынка она обя­зана. Власть отвечает, но сама этим может не заниматься.
   М. СОБОЛЕВ: К примеру, в городе есть коммерческая структура, которая оказывает услуги связи. Наша задача -следить, чтобы эта услуга пре­доставлялась качественно. Власть установила правила игры, приняв постановление об оказании услуг населению. И теперь остается только сле­дить, чтобы оно выполнялось.
   С. ПОРХУН: То же самое мож­но сказать и рынках торговли, тепловодоснабжения, транспорт­ных услугах.
   М. СОБОЛЕВ: Возьмем рынок услуг культуры. Здесь есть два подхода. Эти услуги могут оказы­вать муниципальные учреждения культуры. А может взять на себя бизнес. У нас в бюджете есть, до­пустим, деньги на какие-то про­граммы по обучению детей культуре. Но это не значит, что ребе­нок должен учиться только в му­ниципальном учреждении. Это может быть любая коммерческая структура, которая гарантирует, что ребенок получит образова­ние - музыкальное, художествен­ное. Но за деньги бюджета в рам­ках социального заказа.
   С. ПОРХУН: Мы можем, допус­тим, сделать заказ любой коммер­ческой структуре и на проведение какого-то вечера. Это один из ме­ханизмов регулирования экономи­ки. И не надо нам закладывать в смету содержание здания культу­ры. А только - на проведение праздников и мероприятий.
    М. СОБОЛЕВ: Еще один прин­ципиально новый подход к повы­шению эффективности муници­пального управления. Это сме­щение акцента с управления ресурсами на управление резуль­татами. Проще говоря, работа на конечный результат. У нас ведь как было раньше. Смета. Нужно освоить 1 млн. рублей. Освоили. А результата нет. Стройку не завершили, деньги «закопали».
   С. ПОРХУН: Бизнес же работа­ет на конечный результат. Теперь это касается и муниципальной власти. Если человек ходит на ра­боту, то он должен не просто прийти и посидеть, нужно видеть конкретный результат его работы. Допустим, мы получили определенный пакет документов за оп­ределенные деньги. Если в ком­мерческой структуре эти докумен­ты можно получить качественнее и дешевле, то зачем нам держать этих людей в муниципалитете?
   - Вряд ли стоит спрашивать, какую пользу принес вам этот семинар. Это видно по вашей заинтересованности и - глав­ное - желанию немедленно приступить к реформирова­нию местной власти. Но пос­ледний, мой вопрос - давайте попробуем представить некую идеальную модель, к которой нам нужно стремиться.
   М. СОБОЛЕВ: На территории Арсеньевского городского окру­га организованы и успешно фун­кционируют Территориальные общественные самоуправления (ТОСы) и Товарищества соб­ственников жилья (ТСЖ). Они САМОСТОЯТЕЛЬНО решают воп­росы своей территории - жилищ­но-коммунальные и т.д. На всех муниципальных рынках действуют только коммерческие и не­коммерческие организации. Ме­стный бюджет наполняется толь­ко налоговыми доходами и рас­ходуется только на конкурсной основе в рамках муниципально­го и социального заказа. Мест­ная власть с минимальным количеством чиновников выполняет организационную и координаци­онную роль и не пытается зани­маться тем, что могут делать бизнес и граждане. А также не стремится взять на себя испол­нение государственных и крае­вых полномочий.
   С. ПОРХУН: Так что сегодня народу есть возможность взять власть в свои руки. Активно уча­ствовать и в работе администра­ции, и в работе Думы, самим ре­шать вопросы местного значе­ния, не пеняя на власть.
 
Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» № 38 (601) от 22-28 сентября 2005 г.

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...