Будем жить по средствам
Все чаще и чаще в последнее время мы говорим о нехватке денег в местном бюджете, о дотационности муниципального образования, о возможном свертывании социальных программ, о закрытии учреждений внешкольного образования… Ситуация в г. Арсеньеве (как, впрочем, и во всех муниципальных образованиях) действительно сложная. Прокомментировать еемы попросили зам, главы г. Арсеньёва по экономике М. СОБОЛЕВА.
Давайте начнем с того, почему так произошло. Раньше, когда работали два градообразующих завода - «Прогресс» и «Аскольд», на их средства строились и содержались объекты социальной сферы (детские сады, учреждения культуры и спорта и другие).
С началом перестройки эти предприятия, чтобы выжить, «сбросили» содержание социальной сферы на местный бюджет. Все было бы хорошо, если бы в казне на это хватало денег. Но городской бюджет на 60 процентов дотационный. Что это значит? Для того чтобы содержать всю существующую инфраструктуру, в местном бюджете есть только 40 процентов собственных средств, остальные дает край.
В сентябре мы проанализировали экономическую ситуацию практически на всех социальных объектах города. Картина «высветилась» нерадостная - мы живем не по средствам, по сути, в долг. А так долго продолжаться не может. Собственные доходы бюджета не позволяют нам содержать в полной мере всю существующую ныне социальную сферу.
И если в прошлом году, и даже еще этим летом у меня была слабая надежда, что в 2005 году нам так же поможет край, то сегодня, в последний месяц этого года, такой надежды уже нет. Ответ из краевого департамента финансов мы получили однозначный: «Если у города есть деньги - содержите любую социальную инфраструктуру, если денег нет - оптимизируйте».
- То есть нам предлагают жить по средствам.
- Прежде всего жить экономно. Поэтому в администрации города были разработаны и специальным постановлением главы утверждены мероприятия по пополнению бюджета и экономии бюджетных средств на 2004 год.
Была создана специальная рабочая группа, которая в течение четырех месяцев изучала предложения, поданные всеми подразделениями администрации. Их было более 70.
Планируемый экономический эффект от предложенных мероприятий может составить более 81 млн. руб. Но, подчеркну, это пока только предполагаемый эффект.
А в этом году экономия бюджетных средств и дополнительных поступлений составит уже 11,4 млн. руб.
- Михаил Викторович, а вы можете назвать и прокомментировать некоторые из этих мероприятий?
- Например, мы уже освободили некоторые помещения, которые занимали учреждения социальной сферы, с последующей сдачей их в аренду. Будем передавать коммерческим предприятиям в управление социальные объекты. Лично я считаю непозволительной роскошью отапливать за счет местного бюджета полупустое здание или здание, которое используется только 8 часов в сутки.
Вообще эффективное использование муниципального имущества (приватизация объектов, земельных участков, взыскание задолженности по арендной плате) – одно из основных направлений в этой работе. Неэффективное имущество будем продавать.
Мы считаем, что нужно расширить сферу оказания платных услуг, увеличив их стоимость. За счет этого можно возместить часть расходов за тепло и электроэнергию в бюджетных организациях - до 30 процентов.
Приобретение счетчиков учета тепловой энергии за счет внебюджетных средств уже принесло экономию бюджетных средств в несколько сотен тысяч рублей.
Сокращаем транспортные расходы. Будем сокращать численность работников бюджетной сферы (учителей и врачей это не коснется). Приведем в соответствие с бюджетными возможностями систему оплаты труда отдельным категориям работников этой сферы. По предварительным расчетам, эти изменения коснутся 172 человек и значительно уменьшат фонд оплаты труда.
Будем добиваться сокращения задолженности по налогам и сборам в бюджет. Сегодня сумма недоимок составляет несколько десятков миллионов рублей.
В этом году впервые заработала система муниципальных закупок, основная задача которой - жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, точное планирование бюджетных расходов, экономия за счет оптовых закупок.
- Сегодня Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» четко разграничил полномочия всех уровней власти и определил источники их финансирования.
- И местная власть имеет право финансировать только те полномочия, которые относятся к вопросам местного значения.
Поясню на примере. Согласно этому закону «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов» относится к вопросам местного значения. Значит, финансирование специализированных медицинских учреждений из местного бюджета должно быть исключено. В нашем городе, например, это противотуберкулезный диспансер. Расходы на его содержание - около 12 млн. руб. в год - должны будут покрываться из краевого бюджета.
И так мы будем «разбираться» по всем 27 пунктам этой статьи закона, определившей вопросы местного значения.
К сожалению, пока нет однозначной трактовки, как будут работать органы социальной защиты населения, система дошкольного образования, культурно-массовые и спортивные учреждения. И главное, нет четкого ответа, из каких средств они будут финансироваться.
На деле это означает, что заложниками исполнения всех федеральных законов по-прежнему остаются органы местного самоуправления (администрация и Дума). Именно мы принимаем на себя всю негативную волну наших жителей. Большинство уверено, что именно местная власть виновата во всех их проблемах, забывая тот факт, что мы обязаны исполнять федеральные законы, которые принимаются в Государственной Думе в Москве.
Если буквально воспринимать закон, то ответ есть - из средств местного бюджета. Но нет ответа на вопрос: «Что делать, если этих средств нет?»
- И что же будем делать? Экономия — это хорошо. Но кардинально наши финансовые проблемы это вряд ли решит.
- Выход один – развитие реального производства. Не будет производства – не будет города. Пример. Проблемы у двух крупнейших заводов – налогоплательщиков – проблемы у всего муниципального образования.
- Может, нам надо перестать надеяться на госзаказы для наших бывших градообразующих предприятий? Больше заниматься развитием малого бизнеса, привлечением иностранного капитала?
- И мы это делаем. Но как объяснить иностранному инвестору, что его деятельность могут регулировать до 58 контролирующих инстанций, каждая из которых обычно требует денег в виде штрафов в пользу государства или в свою собственную? Как объяснить ему российскую систему налогообложения, которая отбивает желание вкладывать долгосрочные инвестиции? Как объяснить, что надо платить «крыше», иначе будут проблемы, а органы внутренних дел искоренить преступные организации не могут из-за гуманных федеральных законов? Как объяснить, что жителям не нравится присутствие иностранцев в нашем городе?
А что касается предпринимательства.... Человек на свой страх и риск организовал собственный бизнес, создал новые рабочие места, налаживает систему сбыта своих товаров и услуг, а ему за это - увеличение размеров налоговых платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, поборы и штрафы, добровольно-принудительные спонсорские взносы, социальная нагрузка на бизнес.
А потом все удивляются, почему у нас процветает теневой бизнес?
На мой взгляд, в первую очередь государство должно принять нормальные законы и исполнять их: о защите иностранных инвестиций и защите малого и среднего бизнеса. Тогда будет реальное привлечение средств в экономику. Существующие законы не дают гарантий стабильности и уверенности в защищенности бизнеса.
К сожалению, в нашем государстве сейчас пока невыгодно заниматься реальным производством и делать долгосрочные инвестиции.
- Город очень напряженно прожил этот финансовый год. Но в следующем, судя по всему, нам будет еще тяжелее.
- Когда мы озвучиваем цифры, что предполагаемый дефицит бюджета 2005 года составит не менее 40 млн. руб., без учета погашения кредиторской задолженности (долгов прошлых лет), многие горожане, возможно, воспринимают эти цифры спокойно, по принципу «меня это не коснется».
А напрасно. Уже серьезно прорабатывается вопрос о переводе на полный хозрасчет всей системы дополнительного образования, о прекращении финансирования спортивных команд и спортсооружений и ряд других непопулярных социальных решений.
Большинство жителей нашего города не задумываются, что их ждет в следующем году, через месяц, два, три. А ждет нас отмена льгот, уменьшение числа субсидируемых граждан, 100-процентная оплата коммунальных услуг, виток инфляции.
Большинство людей до сих пор еще не осознали, что 2005 год будет годом страшных социальных потрясений, которыми, к сожалению, сопровождаются в России все переходные периоды.
В условиях перехода от социалистической экономики к рыночной все больше увеличивается нагрузка на жителей города. «За все нужно платить, все расходы нужно жестко планировать и считать». Это жесткая, даже жестокая, объективная реальность.
Но наша задача – максимально сохранить существующую инфраструктуру. Все это можно сделать только нашими общими усилиями. Все вместе! Нужно менять свое мышление и в первую очередь надеяться на себя, на собственные силы, способности и здоровье.
Подготовила Евгения Суриц.
Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» № 50 (560) от 09-15 декабря 2004 г.