Об оптимизации бюджетных средств
Выступая на аппаратном совещании, зам. главы муниципального образования по экономике М.В. Соболев говорил о необходимости наполнения бюджета и экономии бюджетных средств. Называл мероприятия, выполнение которых позволило бы привести в соответствие с нормативами финансовые затраты местного бюджета.
Мы попросили Михаила Викторовича пояснить, что это за мероприятия, насколько они решают финансовые задачи города.
- В июне разработан и утвержден план дополнительных мероприятий, конкретно направленных на пополнение бюджета и экономию бюджетных средств на 2004 год. Все подразделения администрации представили свои предложения. В частности, по расширению сферы оказания платных услуг, приобретению счетчиков учета тепловой энергии за счет внебюджетных средств, эффективному использованию муниципального имущества, сокращению задолженности по налогам и сборам. Рабочая группа по 70 предложениям составила мероприятия.
Предполагаемый экономический эффект – более 81 млн. рублей. Конечно, он будет получен при условии реализации всего намеченного. Некоторые предложения уже учтены при формировании бюджета на 2005 год.
- Михаил Викторович, вы считаете, что предложенных мероприятий достаточно для решения финансовых задач?
- Конечно, недостаточно. Рабочая группа продолжит начатую работу. Сейчас она занимается разработкой мероприятий по снижению расходов на коммунальные услуги на 20-25%, централизации муниципальных закупок...
Обозначу основные направления решения данных задач. Это введение единого порядка в оплате труда работникам бюджетных учреждений и организаций; централизация бухгалтерии спортивных учреждений; увеличение доли оплаты коммунальных услуг муниципальными учреждениями за счет платных услуг до 30%. Изменение системы оплаты работникам всех централизованных бухгалтерий и всех муниципальных учреждений города приведет к значительному сокращению фонда оплаты труда.
При формировании бюджета 2005 года в первую очередь закладываются статьи по заработной плате (с учетом повышения на 20%), затем статьи по коммунальным платежам (100%). В последнюю очередь рассматриваются статьи на прочие нужды муниципального образования и исполнение муниципального заказа. Но с учетом дефицитности бюджета на эту очередь ДЕНЕГ СОВЕРШЕННО НЕТ.
- Неужели действительно все так плохо?
- В сентябре я в течение двух недель побывал практически на всех социальных объектах города. Должен сказать, картина безрадостная. Живем мы, по сути, в долг. Собственные доходы не позволяют в полной мере содержать объекты соцкультбыта.
Когда работали ведущие предприятия «Аскольд» и «Прогресс», они строили и содержали объекты социальной сферы (детские сады, учреждения культуры и спорта). С началом перестройки эти заводы «сбросили» содержание «социалки» на местный бюджет. Наш бюджет на 60% дотационный, а потому на 40% собственных средств содержать существующую инфраструктуру просто невозможно. Летом мы еще надеялись, что край нам поможет и в 2005 году. Сегодня этой надежды нет.
Объясню почему. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право финансировать только те задачи, которые относятся к вопросам местного значения. Из статьи местного бюджета на систему здравоохранения исключается, например, финансирование специализированных медицинских учреждений. В нашем городе это противотуберкулезный диспансер. Расходы на его содержание в год составляют 12 млн. рублей. С 2005 года это учреждение переводится на краевое финансирование. Такое положение по всем 27 пунктам статьи 16 закона.
- Кто будет финансировать службы, которые создавались десятилетиями, - социальной защиты населения, дошкольное образование, культурно-массовые и спортивные учреждения? Они ведь всем нужны сегодня.
- К сожалению, нет четкого ответа, кто конкретно их будет содержать и из каких средств финансировать. Хотя, судя по выше названному закону, понятно, что из средств местного бюджета. А вот что делать, если средств нет? Вопрос остается открытым.
Когда я озвучиваю факт, что предполагаемый дефицит бюджета 2005 года составит не менее 40 млн. рублей, без учета погашения кредиторской задолженности (долгов прошлых лет), многие люди воспринимают такую информацию спокойно, по принципу «меня это не коснется». Коснется. Рабочей группой уже прорабатывается вопрос по переводу на полный хозрасчет всей системы дополнительного образования, прекращению финансирования спортивных команд и спортсооружений, ряда непопулярных социальных решений.
- И что, уже нет никакого выхода?
- Почему? Выход всегда есть. Например, можно передать коммерческим предприятиям в управление объекты инфраструктуры муниципального образования, расширять спектр платных услуг и увеличивать их стоимость, эффективно использовать муниципальные здания и сооружения. Непозволительная роскошь - отапливать за счет местного бюджета полупустое здание или здание, которое используется только 8 часов в сутки.
Мы не можем ждать, когда нам кто-то подарит 40 млн. рублей на содержание социальной сферы. Бесполезно ругать федеральную власть и писать гневные письма правительству. Из края на нашу просьбу добавить денег на содержание спортивных сооружений приходит один ответ: «Если у города есть деньги, содержите любую социальную инфраструктуру. Если нет денег - оптимизируйте».
Заложником исполнения федеральных законов по-прежнему остаются органы местного самоуправления (администрация и Дума). Именно они принимают все упреки жителей. В то же время многие горожане живут сегодняшним днем, не задумываются о том, что их ждет завтра.
- А что их ждет?
- Отмена льгот, сокращение сумм субсидий, стопроцентная оплата коммунальных услуг, виток инфляции. Большинство наших граждан до сих пор не осознали, что 2005 год будет годом социальных потрясений. В России все переходные периоды сопровождались социальными потрясениями. Нас тоже это ждет.
- Но рядом с нами Китай, Корея. Можно привлечь их капитал, организовать совместный бизнес...
- Можно, и мы это делаем. Но как объяснить иностранному инвестору, что его деятельность будут регулировать до 58 инстанций, каждая из которых обычно требует денег в виде штрафов в пользу государства или в свою собственную? Российская система налогообложения тоже отбивает у иностранцев желание делать долгосрочные инвестиции. Одним словом, иностранный капитал не спешит к нам.
- Значит, надо больше поддерживать своих предпринимателей.
- Государство должно принимать нормальные законы, добросовестно исполнять их. Ну и, конечно, поддерживать предпринимателя, который работает на восстановление экономики города, края, страны. Человек на свой страх и риск создал свой бизнес, организовал новые рабочие места, отладил систему сбыта товара и услуг, а ему вместо условий для эффективного развития бизнеса - увеличение размеров налоговых платежей во все фонды, поборы и штрафы, спонсорские взносы (добровольно-принудительные), социальная нагрузка на бизнес. Существующие законы не дают гарантий стабильности и уверенности в том, что бизнесмен и его предприятие будут защищены. А потому становится невыгодно заниматься реальным производством и делать долгосрочные инвестиции.
- Но мы же с вами, Михаил Викторович, живем в одном городе и хотим, чтобы он процветал, а горожане - жили лучше...
- Выход один: активнее работать в плане восстановления экономики, искать резервы для развития производства. Не будет производства - не будет города.
Нам надо сохранить существующую инфраструктуру. Это сделать можно только, объединив усилия всех и каждого. Изменить свое мышление. Нынешняя реальность такова, что надеяться нужно только на себя. Нужно учиться управлять своей жизнью.
Опубликовано: Газета «Восход» № 208 (8714) от 07 декабря 2004 г.