. Поддержка малого бизнеса | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Поддержка малого бизнеса

М.В.Соболев

 Поддержка малого бизнеса на уровне муниципальных образований
 
     Все существующие проблемы малого бизнеса и способы их решения можно условно разбить на три уровня: муниципальный, краевой, федеральный.
     Администрация города Арсеньева может активно поддерживать малый бизнес только на муниципальном уровне, в пределах своих полномочий.
    На краевой и федеральный уровень мы можем выходить только с рекомендациями и пожеланиями.
    В данном докладе кратко обозначены проблемы взаимоотношений муниципальной власти и малого бизнеса и возможные способы их решения. Что-то уже сделано, что-то только предполагается сделать.
    1. Проблема проведения анализа деятельности малых предприятий
    Проведение анализа результатов деятельности малых предприятий за 2001-2002 гг. ограничено, так как статистическая отчетность за этот период отсутствует. В связи с тем, что малое предпринимательство находится на выборочном обследовании в органах государственной статистики, полная информация об их деятельности не предоставляется.
     2.    Проблема проведения  анализа деятельности предприятий
 и   подготовка действенных прогнозов развития муниципального образования
    Администрация муниципального образования при проведении анализа и подготовке прогнозов развития территорий сталкиваются с проблемой отсутствия первичной информации об объектах анализа.    
    Налоговые органы и отдел статистики, ссылаясь на статьи федеральных законов о защите коммерческой и налоговой тайны, не предоставляют информацию по экономическим субъектам муниципальных образований.
     Для решения проблем по п.1 и п.2 предлагается:
    1.   Создание в каждом муниципальном образовании, при органах статистики, «отдела муниципальной статистики». В июле 2003 года, в результате реорганизации администрации города Арсеньева будет создан отдел муниципальной статистики.
    2.   Создание при администрации края «Единого информационного Центра». Центр должен    осуществлять    автоматизированную    обработку    экономической    информации.
   Экономическая информация в едином стандарте должна поступать из муниципальных информационных служб.
   Возможно создание 3-4 информационных центров на территории Приморского края, в городах: Владивосток, Находка, Уссурийск, Арсеньев. В настоящее время разработан бизнес-проект создания такого центра в г.Арсеньев. Стоимость проекта - 312 тыс. долларов США.
    3.     Проблема   сокращения   количества   малых   предприятий    и   увеличение количества индивидуальных предпринимателей
    Динамика малого предпринимательства за последние пять лет показывает, что количество действующих предприятий в малом бизнесе сократилось более, чем на 50%.
   Ни для кого не секрет, что это связано с уходом от непосильного налогового бремени к более простым формам налогообложения. Это объективная реальность.
   В тоже время штат предпринимателей без образования юридического лица на конец 2002 года составил 5367 человек. Из всего количества занятых в малом бизнесе 84% приходится на штат частных предпринимателей. И это породило новую проблему - низкий уровень грамотности и непрофессионализм предпринимателей.
  В целях развития и поддержки малого предпринимательства в городе Арсеньеве созданы и работают:
    1.      Общественный совет по развитию и поддержке малого предпринимательства;
    2.      Автономная            некоммерческая     организация     «Консультационный     центр предпринимательства Северного Приморья;
    3.      Некоммерческое     партнерство           «Консультационно-информационный образовательный        центр»   «Арсинформнаука».    На    базе    некоммерческого партнерства     «Консультационно-информационный      образовательный      центр «Арсинформнаука» планируется создание бизнес - центра.
   4.      Кредитный потребительский кооператив «Союз»;
    5.      Банк кредитования малого бизнеса.
    Первые три организации работают в сфере информационно-консультационных услуг, последние две - в сфере финансовых услуг.
    Но этих организаций крайне мало для такого города как Арсеньев.
    В 2002 году в трёх краевых семинарах повысили свою квалификацию 24 предпринимателя.
    Для повышения квалификации предпринимателей города Арсеньева и предпринимателей из северных территорий Приморского края, в области стратегического планирования, предлагается проведение семинаров-тренингов на платной и бесплатной основе.   
     Место проведения семинаров - Арсеньев и при необходимости выездные семинары на территории. В настоящее время разрабатывается программа семинара-тренинга. В августе 2003 года можно приступить к проведению данных семинаров.
     4. Проблема преодоления административных барьеров
    Для решения этой проблемы в 2002 году для предпринимателей региона проведены два кустовых «круглых стола» на темы: «Проблемы, возникающие у предпринимателей в результате проверок органами УВД предприятий малого бизнеса и частных
предпринимателей»; «Проблемы, возникающие в ходе проверок субъектов малого предпринимательства сотрудниками ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае».
     В городе создана межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров в сфере развития малого предпринимательства, разработано Положение о работе комиссии.
      Первое заседание комиссии состоялось 26 февраля 2003 года, на котором были рассмотрены замечания в адрес государственной ветеринарной службы по городу Арсеньеву. Кроме того, на заседании принято решение о проведении комплексных проверок субъектов малого предпринимательства с составлением графика проверок на квартал.
     К сожалению, пока говорить об эффективности работы комиссии не приходится, так как большинство контролирующих органов, работающих на территории города, скрыто бойкотируют ее работу (просто не выполняя ее решения). Так, до сих пор, не представлены графики проверок субъектов малого предпринимательства. При этом регулярно устраиваются проверки предпринимателей, и это приводит к тому, что парализуется деятельность магазинов, предприятий субъектов малого бизнеса.
     Хотелось бы отметить, что никто не оспаривает необходимость проверок. Они должны быть, но проводиться в соответствии с требованиями законодательства.
     К сожалению, большинство предпринимателей, юридически безграмотны и не желают отстаивать свои права в арбитражном суде.
Арбитражный суд - это пока единственное средство оспорить действия контролирующих органов. Но, российское законодательство не совершенно и даже доказав в суде свою правоту невозможно компенсировать убытки, нанесенные действиями проверяющих лиц (в обобщенном виде - Государства).
     Преодоление административных барьеров видится в следующем:
    1. Минимальные сроки при открытии новых видов бизнеса.
    2.   Минимальные   сроки   при   согласовании   различных   проектов   (строительных, энергетических и др.).
   3. Оперативное решение проблем, возникающих у предпринимателей при обращении в администрацию.
    4. Отсутствие внеплановых проверок (кроме расследования жалоб потребителей).
   5. Мораторий на проверки всех инстанций, в течение года, для вновь открывшихся предприятий.
    6. Внедрение журнала проверок для всех субъектов малого бизнеса на территории МО.
    5. Проблема теневой экономики и повышение доходов в бюджеты всех уровней
     Теневая экономика существует - это факт. Вывод малого и среднего бизнеса из тени -одна из приоритетных задач современной власти.
     Одним из способов увеличения поступлений в местный бюджет является подоходный налог. Увеличение размеров заработной платы и доведение ее до общекраевого уровня -сложная, но выполнимая задача.
     Размер заработной платы в коммерческих структурах существенно занижается. Причин здесь несколько.
    Первое - не знание и не умение большинства предпринимателей оптимизировать налогооблагаемую базу.
    Второе - бесправное существование наемных работников, не имеющих зачастую договоров, социальных гарантий. Это связано с уровнем безработицы и отсутствием вакансий высокооплачиваемых работ в городе.
   Третье - отсутствие автоматизированной системы учета расходов граждан, с использованием пластиковых карточек во всех торговых сетях.
    Все очень просто - отказ от наличных расчетов между: работодателем и работником, продавцом и покупателем, предприятиями и предпринимателями. Все расчеты через систему пластиковых карточек. Компьютерные программы самостоятельно, по заданной программе, отследят соответствие доходов и расходов граждан.
     Решение проблемы вывода среднего и малого бизнеса из тени потребует несколько лет. Часть задач можно решить на муниципальном и краевом уровне, некоторые только на федеральном уровне.
   Так для решения проблемы низкой квалификации предпринимателей и помощи в налоговой отчетности в городе Арсеньеве в мае 2003 года создан (вопреки лоббированию местной думы) Фонд поддержки малого бизнеса.
    В настоящее время сотрудники Фонда оказывают консультационные услуги предпринимателям по составлению налоговой отчетности и по обеспечению электронной отчетности.
     В этом году Дума города урезала финансирование программы по поддержке малого бизнеса, то есть посчитала, что другие городские программы важнее, чем развитие предпринимательства. Но в проекте городского бюджета на 2004 год планируется вновь ввести финансирование этой программы в соответствии с федеральными и краевыми законами (№88-ФЗ и №89-КЗ).
     В 2004 году планируются следующие направления работы Фонда:
    -    выдача беспроцентных или льготных кредитов (12% - годовых) на конкурсной основе под разработанные бизнес-планы;
   -    соучредительство для начинающих предпринимателей (закупка оборудования и сдача его в аренду предпринимателю, то есть своеобразный лизинг).
    В соответствии с прогнозами администрации Арсеньева, эффективная работа Фонда позволит:
   - на первом этапе упорядочить налоговую отчетность субъектов малого бизнеса;
 - на втором этапе заинтересовать работодателей в оптимизации налогооблагаемой базы за счет вывода заработной платы сотрудников из тени;
   - на третьем этапе увеличить количество новых малых предприятий в городе.
      Для того, чтобы внедрить автоматизированную систему учета доходов и расходов граждан, с использованием пластиковых карточек, необходимо выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации.
    У данного законопроекта будет достаточно противников: среди работодателей и предпринимателей, представителей криминального мира, представителей среднего и крупного бизнеса, а также среди чиновников всех уровней.
       Но, внедрение данного законопроекта существенно осложнит работу теневой экономики в городе, крае, стране и позволит вывести гигантские суммы из теневого оборота в легальный бизнес, с использованием налоговой амнистии на доходы граждан.
    6. Проблема привлечения малого бизнеса к государственным заказам
     Необходимо отметить организацию работы администрации города Арсеньева по привлечению предприятий малого бизнеса в освоение инвестиций по реконструкции ЖКХ города. В 2001 году на эти цели за счёт средств администрации края и местного бюджета было освоено около 25 млн. руб. Из общего объёма выполненных работ на долю малого предпринимательства пришлось около 30 %. В 2002 году на эти цели освоено 23,3 млн. руб., на долю малого предпринимательства приходится свыше 40 %.
    В июле 2003 года будет произведена реорганизация администрации города Арсеньева. Будут созданы два дополнительных отдела: «отдел муниципального заказа» и «отдел стимулирования инвестиций».
В марте 2003 года обучен специалист из администрации по работе с муниципальным заказом, разработано Положение о муниципальном заказе, но пока это Положение не утверждается Думой города (уже несколько месяцев).
    По прогнозам внедрение системы муниципального заказа позволит сократить расходы местного бюджета на 20-40% и обеспечит заинтересованность малого бизнеса в гарантированных государственных заказах.
     В мае этого года в администрации города разработан и утвержден проект «Разработка и организация функционирования механизма создания условий инвестиционной привлекательности отраслей инфраструктуры жизнеобеспечения в городе Арсеньеве». Проект рассчитан на 2,5 года.
     В результате внедрения данного проекта:
    - увеличится уровень поддержки малого и среднего бизнеса;
   - повысится уровень защищенности инвестиций среднего и малого бизнеса;
   - увеличит приток инвестиций на территорию города Арсеньева;
  - повысит качество жизни населения и активности малого и среднего бизнеса в городе Арсеньеве.
     В июле этого года группа сотрудников администрации пройдет обучение по специальной программе, под руководством кандидата технических наук Ермаченко Александра Ивановича (г. Владивосток).
Начиная с августа 2003 года, данный проект будет внедряться на территории города Арсеньева.
    7. Проблема доступа предпринимателей к информационным ресурсам
    Для решения данной проблемы администрация города Арсеньева видит два способа:
   1 . Создание официального web-сайта города (с информацией справочного характера о предприятиях, госзаказах, стратегических направлениях развития города и края).
   2. Создание «муниципальной информационной службы».
Относительно простой и дешевый путь - это создание web-сайта. Администрация города уже сделала первые шаги в этом направлении.
Заключается договор о создании выделенной линии xDSL для администрации города, прорабатывается макет web-сайта.
   Создание муниципальной информационной службы более затратный способ сбора и обработки информации и потребует существенной перестройки работы администрации и других организаций города. В связи с отсутствием финансов в бюджете данный проект пока отложен на будущее.
    8. Проблема высокого налогообложения малого бизнеса
    Одной из главных причин плохих взаимоотношений между бизнесом и властью - это постоянные изменения законодательства, смена правил игры, и как следствие, недоверие людей к власти.
     Согласно прогнозам, в 2004 - 2007 годах произойдет дальнейшее реформирование налогового законодательства.
    К сожалению, приходится констатировать, что государство (то есть власть) не выполняет законы, вызывая недоверие жителей.
     Несколько примеров.
    Введение закона о едином налоге на вмененный доход, введение налога с продаж, введение НДС и единого социального налога для предпринимателей, введение фиксированных платежей во внебюджетные фонды (в частности пенсионный фонд).
   Все эти нововведения нарушают федеральный закон №88-ФЗ от 14.06.95 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», статью 9, согласно которой: «В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации».
   Арбитражный суд не всегда поддерживает налогоплательщиков в защите их прав, а если и поддерживает, то Конституционный суд, отстаивая интересы государства, отменяет решения арбитражных судов.
   Поэтому, в ближайшее время восстановление доверия к власти со стороны малого бизнеса ожидать не приходится.
    Со стороны муниципальной власти можно только рекомендовать депутатам ЗАКС, при принятии законов связанных с налогообложением учитывать тот факт, что принятие непродуманных законов на территории края приводит к противодействию со стороны налогоплательщиков. Так будет продолжаться до тех пор, пока не начнут выполняться законы.
    Муниципальная власть может помогать оформлять, через созданные структуры, предпринимателям свои пожелания к депутатам краевой и государственной думы.
    9. Перспективные направления для поддержки малого бизнеса в г Арсеньеве (2004 -2007гг.)
    К перспективным направлениям относятся:
    1.     Создание    дополнительных    финансовых    институтов    по    предоставлению микрокредитов и оказанию лизинговых услуг субъектам малого бизнеса.
   2. Создание бизнес - инкубатора (на территории завода ААК «Прогресс» и вуза - АрТИ ДВГТУ).
   3. Создание венчурного фонда (для частных инвесторов).
   4. Организация систематической ярмарки-выставки бизнес - проектов на территории МО.
 
Доклад на заседании координационного совета по поддержке малого бизнеса (июнь 2003 г. п. Ковалерово)
 
В СМИ не опубликовано

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...