Доклад кандидата на должность главы Арсеньевского городского округа Соболева Михаила Викторовича
30.07.2025
Основной задачей органов власти является создание комфортных, удобных и перспективных условий для работы и проживания жителей города.
Если кратко, то любому жителю нужно, чтобы ему были обеспечены условия для:
1. Получения доходов (работа по найму, предпринимательство, социальные выплаты (пенсии, пособия);
2. Проживания (в многоквартирном или частном доме) плюс развитая транспортная инфраструктура (сфера ЖКХ);
3. Обеспечения выживания (продукты питания, набор одежды) (сфера торговли);
4. Социальной жизни (социальные площадки) (парки, ДК, спорткомплексы) (сфера культуры и спорта);
5. Обеспечения здоровья (больницы, поликлиники, аптеки) (сфера здравоохранения);
6. Воспитания и обучения детей (детсады, школы, кружки, секции, вузы).
Это 6 основных сфер, на которых фокусируется обычный житель города.
Его основная «триада внимания»: работа – дом – дети.
Задача власти – создать достойные условия в 6 основных сферах и снять напряжение в «триаде внимания»!
Ключевой сверхзадачей власти должно стать обеспечение условий для СОЗДАНИЯ новых рабочих мест на определенной территории!
Нет рабочих мест – нет доходов – нет возможностей содержать себя, дом, семью, детей – нет перспектив у территории.
Люди будут уезжать туда, где есть возможность получить доходы.
Можно пафосно сказать, что пусть никто никуда не уезжает и создаёт свой бизнес, НО есть несколько важных моментов.
1. По статистике предпринимательским мышлением обладают только 5-10% населения.
Предприниматель – это тот, кто умеет создавать новые рабочие места, предлагая обществу востребованные товары и/или услуги.
2. В России не учат быть предпринимателями, так же как учат, например, инженеров, юристов, бухгалтеров.
3. По статистике 30% предпринимателей закрывают свой бизнес в первый же год работы. Еще 30% - в течение 3х лет. Еще 30% - в течение последующих 5 лет. В долгосрочной перспективе выживает не более 10% предпринимателей.
4. За 30 лет истории новой России до сих пор не сложились прочные уважительные отношения в треугольнике: власть – бизнес – общество. Ни у одного из этих институтов нет уважения и доверия друг к другу.
Выводы:
Первое.
Делать основную ставку на малый и средний бизнес для развития экономики города в краткосрочной перспективе будет ошибкой.
Второе.
Исторически, город Арсеньев образовался и развивался только при ритмичной работе двух градообразующих предприятий: завода «Прогресс» и завода «Аскольд». Ритмичность обеспечивалась только гособоронзаказами.
С учетом специфики заводов структура затрат на содержание промплощадок экономически рентабельна только при стабильных военных заказах.
Выпуск гражданской продукции на оборонных предприятиях с высокой доходностью возможен только в двух случаях:
1. При наличии крупных долгосрочных серийных заказов (для обеспечения кредитования);
2. При создании на предприятиях центров финансовой ответственности, работающих на хозрасчетных принципах (для снижения себестоимости и повышения конкурентности продукции).
Все остальные случаи – из области мифологии, популизма или попыток ввести в заблуждение.
Третье.
2025-2026-2027 годы будут тяжелыми финансовыми года субъектов малого и среднего бизнеса, бюджета города.
Существуют существенные риски снижения налоговых поступлений в бюджет города.
Экономические прогнозы не утешительные (с учетом санкций, секвестирования бюджетных расходов).
Четвертое.
Роль главы в загрузке заказами градообразующих предприятий носит символический и/или мифический характер. У главы города нет полномочий подписывать договора на выпуск продукции заводов. Это прерогатива генерального и управляющего директора.
Более того, в соответствии с ФЗ №131 органам власти запрещается вмешиваться в деятельность коммерческих организаций.
Прямых рычагов помощи заводам у главы – НЕТ!
Но, органы власти могут и должны косвенно помогать им - создавая необходимые и комфортные условия для сотрудников (жителей города) или снижая налоговую нагрузку.
У органов власти есть небольшой ресурс в виде предоставления льгот по налогам (местного уровня), но здесь придется вступить в жесткий конфликт с финансовыми органами субъекта РФ. На сумму предоставленных льгот будет уменьшено финансирование из краевого бюджета.
Пятое.
Основные стратегические шаги главы города:
- включение мероприятий по развитию города в целевые федеральные программы (через создание специализированной группы в составе администрации и создание комиссии по целевым программам);
- развитие мероприятий по развитию круглогодичного въездного туризма (через создание специализированной группы в составе администрации и возобновлении работы «Координационного совета по туризму» + создание комплексной программы по развитию туристического бренда города);
- развитие мероприятий по поддержке предпринимательства (через создание комплексной программы по развитию и поддержки предпринимательства);
- развитие мероприятий по инвентаризации и монетизации муниципальных ресурсов городского округа (через создание муниципальной информационной службы и создание Межведомственной комиссии по увеличению доходов в местный бюджет).
Все эти направления не одновневка и не популистические решения. На их реализацию и внедрение потребуется: время, заинтересованные люди, ресурсы из разных источников.
Предварительные итоги выступления:
1. 2025-2026-2027 годы будут сложными для бюджета муниципального образования.
2. Должно быть создано 2-3 сценария бюджетирования (включая стресс-сценарий на случай резкого падения доходной части бюджета).
3. Экономика города должна быть готова к сценарию «секвестирования и оптимизации» бюджетных расходов.
4. Требуется разрабатывать и внедрять антикризисный план развития муниципального образования. Это – болезненные и политически «самоубийственные» шаги для главы, реализующего такой план.
У меня есть необходимые знания, навыки, опыт работы в муниципальной экономике.
Я понимаю и принимаю ответственность за все свои непопулярные шаги и действия.
Хочу сделать акцент на следующем.
Все мои шаги и действия (как главы города), во-первых, будут проводиться только в правовом русле, во-вторых, будут согласовываться с Думой города (в соответствии с Уставом города).
Арсеньев ждут непростые экономические времена.
Считаю, что каждый житель города должен/обязан внести свой достойный вклад в сохранение и развитие своего города.
Требуется кропотливый совместный труд жителей города с активной жизненной позицией, депутатов, муниципальных и государственных служащих, общественных деятелей и членов их организаций, неравнодушной молодежи и пенсионеров.
Арсеньев должен жить и развиваться!
У жителей города для этого есть все необходимые ресурсы!
Для меня будет большой честью возглавить город в этой непростой ситуации!
С уважением, Соболев Михаил Викторович