Рубрика «Здоровье/Отдых»
Эссе по теме «Ток-шоу как современный телевизионный формат на федеральных каналах»
© Анастасия Соболева, 2020
В современном мире телевидения ток-шоу занимает одно из основных мест в сетке вещания практически любого федерального канала. Понятие «ток-шоу» — это прямое заимствование американского термина, который произошел от сочетания слов «talk» - говорить и «show» - представление. Российские телевизионщики освоили данное понятие дословно. Каждый выпуск такого шоу полон эмоциональными выражениями и представляет собой своеобразное представление (нередко спектакль). Его направленность широка и всеобъемлюща: от споров о политике до скандалов и расследований в личных историях обыкновенных людей или же звезд ТВ-пространства. Ток-шоу является своеобразным зеркалом эпохи, отражая то, чем интересуется его целевая аудитория. Такая передача актуальна и наполняет жизнь своих зрителей новыми эмоциями и яркими красками, дает им то, чего так не хватает в повседневной жизни. Именно этим и обуславливается популярность жанра.
В данном виде передачи приглашенные герои обсуждают актуальные темы и вопросы, предлагаемые ведущим. Обсуждение обычно развивается по схеме «ведущий – эксперты – зрители в студии». Зрители – неотъемлемые участники процесса, так как именно они создают атмосферу в студии своей эмоциональной реакцией. Однако ток-шоу не всегда носит публицистический характер. И если цель передачи – развлечь аудиторию, а не заставить ее рассуждать о проблемах современностях, то эксперты могут и отсутствовать, а само шоу будет иметь немного иную структуру.
Так, например, развлекательным ток-шоу «Вечерний Ургант» была выбрана иная схема. В центре внимания здесь находится непосредственно ведущий (чья фамилия и вынесена в название шоу) – что стало неожиданностью и абсолютно новым форматом вечернего ток-шоу для России (передача является адаптацией американских программ формата «Late night show»).
Ведущий Иван Ургант – не просто журналист или интервьюер, он – телезвезда. И, скорее всего, проходил кастинг на узнаваемость и некую «звездность», так как любое ток-шоу начинается с ведущего. Ведь если ведущий неинтересен, то передачу может ожидать провал. Зритель ждет данную программу ради ведущего, воспринимая его как лидера мнений и значимую личность. Безусловно, личность Ивана полностью соответствует имиджу эталонного телеведущего. Он обладает особенностью непринужденно общаться с гостями передачи, умело удерживает внимание зрителей на происходящем и может остроумно и с юмором комментировать действия гостей передачи. Иван также имеет четкую, хорошо поставленную речь, что служит обязательным требованием к работнику внешней стороны телевидения. А также обладает прекрасным набором знаний, отличается осведомленностью во многих областях жизни и незаурядной эрудицией. Также не стоит упускать из внимания приятные внешние данные Урганта, его умение стильно выглядеть и достойно держать себя перед аудиторией.
Однако Иван – не единственный участник ток-шоу. Каждый выпуск он встречается с известными в различных областях гостями: от мира спорта до шоу-бизнеса. Цель передачи – информирование аудитории о последних новостях в мире и развлечение своего зрителя. А так как ядром целевой аудитории передачи являются зрители от 25 до 45 лет (50% женщины и столько же мужчин), то новости отличаются разнообразной тематикой. Это могут быть как посты звезд в Инстаграме, так и ситуации, произошедшие с политиками и чиновниками.
Начинается шоу с так называемого «cold open» – записанного вне студии отрывка с участием Урганта и его гостей. И далее после заставки следует рассказ ведущего о последних событиях, произошедших в России и мире. Затем в передачу приглашаются гости или объявляется рубрика.
Беседа с гостями обычно проходит в шутливой и непринужденной манере. Ведущий интересуется планами на дальнейшую творческую жизнь или обсуждает новый фильм (книгу, передачу) с их участием. В обсуждении также может участвовать соведущий Митя Хрусталев, исполняющий роль «подающего» шутки и второго лица в передаче. Также Дмитрий разогревает публику непосредственно перед записью: проводит конкурсы и веселит зрителей, создавая атмосферу праздника перед съемкой. Кстати, зрители присутствовали на программе в каждом выпуске вплоть до пандемии коронавируса.
Что касается рубрик, то большинство из них – это разовые игры с гостями или способ подачи шутки, но есть и некоторые рубрики, которые проходят на постоянной основе и даже имеют своих ведущих.
Заканчивается передача обычно выступлением музыкального исполнителя. «Вечерний Ургант» транслирует не только известные музыкальные группы, но и абсолютных новичков на телевидении. Не забывая учитывать «разношерстность» своей аудитории, в передаче появляются как представители «старой» музыкальной школы, так и совсем юные реперы и певцы. Также, кроме приглашенных музыкантов, в передаче есть и своя музыкальная группа под названием «Фрукты», которая сопровождает выход ведущего и гостей ненавязчивым пением и оригинальным джазовым звучанием.
«Вечерний Ургант» приобрел ошеломляющий успех, став чуть ли не самым популярным ток-шоу на отечественном телевидении. Такой успех был обусловлен не только «свежестью» формата, но и абсолютно другим уровнем юмора. До этого на Первом канале никто не шутил так остро и актуально, как делает это ведущий данной телепередачи. Безусловно, уже существовала программа, позволяющая себе вольно обсуждать новости политики. И это была передача «Прожекторперисхилтон», где одним из фронтменов являлся Иван Ургант. Шоу также имело большой успех, который не смогли повторить другие телевизионный каналы. Возможно, именно закрытием «Прожектора» и обусловлено появление «Вечернего Урганта».
Выходя ежедневно, «Вечерний Ургант» смог стать настоящим другом для многих телезрителей. Которые, устав после долгого рабочего дня, были рады от души посмеяться и пообсуждать чиновников, политиков и звезд. Ток-шоу дало людям возможность выражать свое мнение, ведь часто ведущий, обсуждая ту или иную тему, очень колко отзывается о произошедшем, чем сообщает не только личное мнение, но им мнение всего народа.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Формат ток-шоу покорил современное телевидение. Дав людям недостающие эмоции и подарив зрителям праздник, ток-шоу плотно заняло свои позиции не только в сетке телевизионного вещания, но и в сердцах людей. Ярким примером такой удачной и всеми любимой передачи стало шоу «Вечерний Ургант». Программа удовлетворяет всем запросам современного телезрителя, воздействуя практически на все органы чувств аудитории. Она радует глаз картинкой (красивые наряды гостей и современные декорации студии), ласкает слух музыкальным сопровождением. И, конечно, она «разгружает» мозг своего зрителя, даря ему возможность беззаботно смеяться даже над самыми грустными вещами.