. Эссе по фильму «Зеркало» | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Эссе по фильму «Зеркало»

 Рубрика «Здоровье/Отдых»

 
Эссе по фильму «Зеркало»
 
 

© Анастасия Соболева, 2020

 

 
О режиссёре Андрее Тарковском знает каждый русский человек. Даже за рубежом его творчество уважают. И у фильмов Тарковского до сих пор находятся поклонники, несмотря на то, что выпущены картины были более пятидесяти лет назад. Возникает вопрос: «Почему же его творчество помнят, ценят и любят?». Думаю, дело в актуальности и близости к душе каждого человека. И фильм «Зеркало» - венец творения Тарковского – яркий тому пример.
Несмотря на нелинейность повествования, отрывочность и образность, где ни о чём не говорится напрямую, зрителю на удивление ясно всё происходящее. Если говорить о сюжете, то он представляет собой воспоминания умирающего поэта, где детство и юность перемежаются с кадрами исторической хроники и простой жизнью. За кадром события сопровождаются стихами. Несмотря на то, что фильм в своё время вышел в прокат ограниченным тиражом из-за цензуры, он нашёл своего зрителя. Нет смысла пересказывать происходящие в нём события, во-первых, потому что это нужно видеть: текст не даст тех эмоций и ощущений, которые подразумевались, а, во-вторых, каждый понимает увиденное по-своему. Я же хочу заглянуть немного глубже – в суть, в заложенный смысл, который не так легко отыскать на поверхности.
До, во время и после просмотра меня терзал вопрос: «Почему же «Зеркало»?». Конечно, в фильме герои смотрят на себя в зеркало то в юности, то в старости, но это был бы не Тарковский, если бы всё было так просто. Зеркало – это биография, притом биография не только самого Тарковского, но и каждого человека – кого угодно – это зеркало, в которое во время просмотра смотрит каждый из нас.
Например, когда нас просят рассказать о себе, мы, в первую очередь, вспоминаем детство, и Тарковский тоже начинает с детства, со сцены, где Игнат смотрит по телевизору сеанс терапии, где лечат заикающегося парня. «Зеркало» - это вообще метафора жизни. В фильме лейтмотивом прослеживается тема «падения» - падают главные герои, он сам, мчась к отцу, солдаты в военной хронике, объекты, военрук в одной из сцен. Идя по жизни, невозможно не падать, не ошибаться - она сумбурна, непредсказуема, печальна и по-своему прекрасна, и об этом говорит нам Тарковский. В «Зеркале» он затрагивает тему времени и отражает его суть - оно постепенно заставляет человека пропадать, исчезать. Это ярче всего демонстрирует сцена, где Игнат читает женщине отрывок из Пушкина, а когда он идёт открывать дверь и возвращается обратно в комнату, её уже нет. От женщины остаётся только исчезающий след от горячего чая на оконном стекле. Даже сам главный герой Алексей находится за кадром и зрителю слышен лишь его голос, а это значит, что он тоже почти исчез из мира.
 В фильме запечатлено застывшее время: в военной хронике, в музыке, в зеркалах, где герои видят себя в разных возрастах... Через кусочки кадров складывается пазл жизни. Весь фильм – это одно большое воспоминание, где герой смотрит на себя со стороны – в зеркало. Позже Тарковский в одном из напечатанных сборников сказал, что «если уж изображать воспоминания, то важно не потерять ту особенную атмосферу прошлого, без которой это вызывает только горькое разочарование».
Несмотря на то, что жанр фильма обозначен как «драма», по ощущениям во время просмотра одним им картина не ограничивается. Словно ностальгия, философские размышления, наблюдения, забавные и печальные события, образы сливаются воедино и образуют собой нечто новое, ещё никем в учебниках не описанное.
Фильм «Зеркало» полон символизма, поэтому некоторые посмотревшие его говорят, что картина сложная и непонятная, но ведь «Зеркало» и не про «понимание», а про «ощущение». Об этом говорил и сам режиссёр, да и, наверное, большая часть тех, кто посмотрел картину, поняли это сами. Внутри картины заложены те проблемы и вопросы, которые близки и понятны каждому из нас: отношения внутри семьи, роль матери и отца в жизни ребёнка, отношения человека с самим собой и то, как в течение всей жизни оно трансформируется посредством опыта, ключевых событий и даже совсем незначительных мелочей. Конечно, в фильме есть и политический подтекст, из-за которого тираж и был ограничен: режим, в котором маленькая ошибка может стоить жизни людей, наглядно показывает, в какое тяжёлое и опасное время, полное лишений, приходилось жить, и как оно закаляло или ломало людей.
Финал «Зеркала» подтверждает то, о чём я говорила ранее: жизнь мимолётна, нелогична, контрастна, но это и делает её прекрасной. Там же, где раньше гуляли молодые влюблённые и счастливо строили планы на будущее, теперь шла состарившаяся мать с двумя детьми, и мысли её были заняты не грёзами, а рутинными делами. В фильме нам показали начало жизни героя, и её конец, а между этим через призму ссор и обид человечность и любовь. Это ли не искусство? Когда в произведении ты видишь себя, чувствуешь то же, что и герои - разве не в этом суть творчества – захватывать, увлекать и волновать струны души? Думаю, именно в этом.
 
 

 

 

 
Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...