«Поколение Z» – проблема для традиционного бизнеса
© Анастасия Михайловна Соболева, 2020 год
«Поколение Z» – это поколение людей, родившихся примерно с 1995 по 2017 годы, так называемое цифровое поколение. Сразу следует сказать, что слово «поколение» весьма условно, потому что, во-первых, о его ценностях можно говорить только тогда, когда они сформированы какими-либо значимыми историческими событиями, во-вторых, довольно часто за примету «поколения» люди принимают просто примету конкретной возрастной особенности, а в-третьих, все данные о людях этого поколения противоречат сами себе: либо дети слишком умные, либо слишком глупые, либо они - спасение мира, либо его конец.
Но ясно одно – эти люди из нового цифрового мира. Они росли бок о бок с технологиями, получали большее количество информации, чем их родители и бабушки с дедушками, и вместе с тем перестраивалось их мышление. «Поколение Z» не любит чёткие рамки во всём, но любит конкретику, когда перед ними ставят задачи. Эти люди хотят всего и сразу, им нужна обратная связь, а также они владеют мультитаскингом, то есть с лёгкостью могут фокусироваться на нескольких задачах одновременно. «Поколение Z» хочет, чтобы их ценили в качестве самостоятельной индивидуальной единицы.
Все эти черты непривычны для старшего поколения, которое выстраивало совершенно иные схемы для работы и жизни. И, конечно, такая вещь как бизнес теперь тоже вызывает вопросы. Прежние установки и правила неумолимо уходят в прошлое. Что же делать с сотрудниками «поколения Z»? Как их обучить? Как заставить их работать? И какие формы бизнеса устарели? Игнорировать эти вопросы нельзя, поскольку рано или поздно изменения должны произойти во всех сферах жизни.
Во-первых, необходимо принять то, что обучение «по старинке» на молодых людях попросту не сработает. Им нужны чёткие цели, понимание предстоящей работы, практика и интерактив. Если работодатель хочет получить хороший результат, ему необходимо пересмотреть подход к обучению сотрудников.
Например, персонализация программ обучения, где каждый сотрудник выбирает для себя несколько дисциплин из предложенных. Дистанционные курсы, адаптированные под разные мобильные устройства, будут как нельзя кстати, поскольку многие сейчас для работы и жизни используют лишь смартфон. Также рейтинговая система и система поощрений сможет мотивировать работников выполнять свои задачи качественнее и быстрее. Помимо этого, короткие видеоуроки или презентации с полезной выжимкой и тестом в конце будут гораздо лучше часовых лекций – лучше запомнится и легче войдёт в обиход. Кроме того, даже после обучения необходимо поддерживать постоянный контакт со своими сотрудниками онлайн.
Да, подобные новые подходы могут быть непривычны и неудобны. Такое понятие как «график» заменится на «дедлайн», дресс-код станет неактуален, а в работе будут ценить индивидуальные качества и умения вместо безликого штампования. Старшее поколение все эти вещи пугают и вызывают дискомфорт лишь потому, что оно привыкло по-другому, но, как известно, во главе каждого успеха стоит умение вовремя адаптироваться и не бояться новых подходов к работе.
Использованные источники информации: