«Прокуратура города Арсеньева»
Новости прокуратуры (декабрь 2019. Часть 2)
Усилена административная ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере
Адвокатам даны разъяснения по оказанию эффективной квалифицированной юридической помощи при защите по уголовному делу
По состоянию на 1 января 2020 года закреплены нормативы финансовых затрат на социальную помощь по обеспечению лекарствами, санаторными путевками и бесплатным проездом
Внесены изменения в процедуру предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости
Актуализированы разъяснения особенностей применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления, предусмотренные ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ
Изменения в налоговом законодательстве
Уголовная ответственность за незаконные рубки лесных насаждений
Места отбывания наказания в виде принудительных работ
Порядок ознакомления осужденного с материалами проверки по его обращению в органы прокуратуры
Об изменениях списка сильнодействующих веществ
Участников исполнительного производства будут оповещать по СМС
Усилена административная ответственность за нарушения законодательства в информационной сфере
Федеральным законом от 02.12.2019 N 405-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"установлена административная ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством сети Интернет, обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. Указанное нарушение повлечет наложение штрафа: на граждан - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, на юридических лиц - от одного миллиона до шести миллионов рублей.
Предусмотрена ответственность за повторное совершение указанного правонарушения, а также за повторное совершение следующих правонарушений:
неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет;
распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных СМИ;
нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и/или развитию;
неисполнение обязанностей оператором поисковой системы.
Адвокатам даны разъяснения по оказанию эффективной квалифицированной юридической помощи при защите
по уголовному делу
Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 28.11.2019 утверждены "Рекомендации Совета ФПА РФ об обеспечении непрерывности защиты по назначению".
Утвержденный Решением Совета ФПА РФ от 15 марта 2019 года Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве основан на принципе непрерывности защиты, который, в частности, означает участие одного и того же адвоката в уголовном деле с момента назначения до полного исполнения принятых им на себя обязательств.
Адвокату, вступившему в уголовное дело в качестве защитника по назначению, для обеспечения в дальнейшем своего надлежащего участия в защите рекомендуется подать письменное заявление лицу, в производстве которого находится уголовное дело, об обязательном надлежащем уведомлении защитника обо всех планируемых следственных (судебных) и иных процессуальных действиях с участием обвиняемого (подозреваемого, подсудимого), а также любых иных действиях, затрагивающих права последнего.
Освобождение адвоката от участия в уголовном деле в качестве защитника по назначению допускается исключительно в случаях, предусмотренных законом и/или разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам, утвержденными Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, а также при наличии иных уважительных причин (например, тяжелая продолжительная болезнь, препятствующая осуществлению профессиональных обязанностей, и т.п.).
По состоянию на 1 января 2020 года закреплены нормативы финансовых затрат на социальную помощь по обеспечению лекарствами, санаторными путевками и бесплатным проездом
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 N 1554 внесены измененияв постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг"
Согласно изменениям на 1 января 2020 года норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего социальную помощь в виде набора социальных услуг, составляет:
860,6 рубля - в части обеспечения по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
133,1 рубля - в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение;
18,9 рубля - в части предоставления проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
105,3 рубля - в части предоставления бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.
По состоянию на 1 января 2020 года применяется стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортной организации: в размере, не превышающем 1247,7 рубля (для граждан, имеющих право на получение данной социальной помощи, и для лиц, сопровождающих инвалидов); в размере, не превышающем 1951,5 рубля (для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга).
Кроме того, внесены уточнения в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению указанной государственной социальной помощи и Методику расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению данных социальных услуг (в том числе утверждены новые формулы расчета).
Внесены изменения в процедуру предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости
Приказом Росреестра от 27.09.2019 № П/0401 утвержден новый Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно Административному регламенту сведения из Единого государственного реестра недвижимости предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, если иной срок не установлен Законом о регистрации.
Предоставление аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней.
Запрос представляется по выбору заявителя:
- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в орган регистрации или МФЦ;
- почтовым отправлением;
- с использованием веб-сервисов;
- путем заполнения формы запроса на сайте Росреестра и ЕПГУ.
При этом, размеры платы за предоставление сведений установлены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291.
Актуализированы разъяснения особенностей применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления, предусмотренные статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ
26.11.2019 принято новое постановление Пленума Верховного Суда РФ № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления».
В Постановлении рассматриваются, в частности, вопросы действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, субъектный состав налоговых преступлений, порядок исчисления крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, обязанности и ответственность налоговых агентов, какие доказательства подтверждают наличие или отсутствие признаков составов налоговых преступлений, и прочее.
Отмечается, что судам следует проверять, содержатся ли в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении сведения о том, какие конкретно нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, сроки уплаты конкретного налога, сбора, страхового взноса, каким образом был исчислен период для определения крупного или особо крупного размера для целей применения статей 198, 199, 199.1 УК РФ.
При рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях судам рекомендуется выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению таких преступлений, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, и частными определениями (постановлениями) обращать на них внимание соответствующих организаций и должностных лиц.
Изменения в налоговом законодательстве
Федеральным законом от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"» конкретизирован перечень имущества организаций, облагаемого налогом, исходя из кадастровой стоимости.
Вносятся изменения в перечень видов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на основании пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
В действующей редакции подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ поименованы жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Положения указанного подпункта в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2020 года, предусматривали открытый перечень имущества: иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта.
Настоящим законом редакция подпункта 4 устанавливает конкретные виды имущества: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Законом также уточняется порядок взимания госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием.
Установлено, что в случае переоформления лицензии более чем по одному основанию, требующему уплаты государственной пошлины, уплачивается наибольшая по размеру государственная пошлина.
Уголовная ответственность за незаконные рубки лесных насаждений
Уголовно-наказуемой признается незаконная рубка, как деревьев, так и кустарников, и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая те, которые выросли сами по себе, так и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов.
Под рубкой лесных насаждений понимается их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной и муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, за которую предусмотрена административная ответственность, является размер ущерба, причиненного посягательством. Уголовная ответственность наступает в случаях причинения ущерба в значительном, крупном, особо крупном размерах.
В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляемый по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 5000 рублей, крупным размером – 50000 рублей, особо крупным размером – 150000 рублей.
В последние годы уголовная ответственность за данный вид преступлений усилена.
Так, размер наказания в виде штрафа, применяемого за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ, увеличен до пятисот тысяч рублей, ч. 2 ст. 260 УК РФ – до одного миллиона пятисот тысяч рублей, ч. 3 ст. 260 – до трех миллионов рублей.
Санкцией статьи, предусматривающей ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, среди иных видов наказаний установлено и лишение свободы. Так, по ч. 1 ст. 260 УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы до двух лет. В случае совершения данного преступления группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо если ущерб причинен в крупном размере, ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрено более строгое наказание, которое может быть назначено виновному вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет. При наличии квалифицирующих признаков совершения данного преступления в особо крупном размере, либо организованной группой лиц уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 260 УК РФ, согласно которой лишение свободы возможно на срок до 7 лет. Действующей редакцией данной статьи УК РФ предусмотрено, что при назначении наказаний в виде лишения свободы осужденным необходимо рассматривать вопрос о назначении дополнительного наказания в виде штрафа.
Кроме того, правоохранительными органами области стала более активно применяться введенная в Уголовный кодекс РФ в целях борьбы с незаконной заготовкой древесины, её последующей переработкой и сбытым, статья 191.1 УК РФ. Данная статья предусматривает ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере (часть первая), группой лиц по предварительному сговору (часть вторая), в особо крупном размере или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения (часть третья).
Максимальная мера ответственности за совершение данного преступления предусмотрена в виде штрафа до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Места отбывания наказания в виде принудительных работ
Согласно статье 60.1 УИК РФ осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах (далее – ИЦ) и участках, функционирующих как исправительные центры (далее – УФИЦ), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения ИЦ (УФИЦ) или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся ИЦ (УФИЦ), осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами уголовно-исполнительной системы в ИЦ (УФИЦ), расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).
Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях в Порядке, установленном приказом Минюста России от 08.04.2014 №67.
Порядок ознакомления осужденного с материалами проверки по его обращению в органы прокуратуры
Требования пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» закреплено право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения
Пунктами 4.15, 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45, предусмотрена возможность ознакомления гражданина с материалами проверки, которая осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Заявитель либо его представитель, которым может быть дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя, по письменному заявлению вправе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах, не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Осужденные к лишению свободы, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в силу своего положения, на законных основания ограничены в реализации ряда конституционных прав, поэтому не могут прибыть в органы прокуратуры для ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения их обращений.
Исходя из изложенного, прокурор, не отказывая заявителю в возможности ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, вправе сообщить ему о возможности ознакомления с материалами проверки через своего представителя, а также лично после освобождения из мест лишения свободы.
Об изменениях списков сильнодействующих веществ
Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации». Список сильнодействующих веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса РФ дополнен тремя новыми позициями. В отношении данных позиций определен также крупный размер для целей ст. 234 УК РФ: «Прегабалин» - свыше 50 гр. «Тапентадол» - свыше 20 гр. «Тропикамид» - свыше 1 гр.
Статьей 234 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки.
Изменения списка сильнодействующих и ядовитых веществ утверждено постановлением Правительства от 27.05.2019 № 667 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964”, которое вступает в силу 1 декабря 2019 года.