Рубрика «Психология»
Создание новостей и создание сценария сериала: общие подходы и различия
© Соболева Анастасия, 2019
Не приходило ли вам в голову, что между созданием новостей и созданием сериальных сценариев больше общего, чем кажется?
Конечно, это совершенно разные поля деятельности и засовывать их под одну гребёнку ни в коем случае нельзя. Мне лишь хочется показать, что даже в таких, казалось бы, разных методах, есть нечто общее, присущее письменным жанрам и позволяющее заинтересовать читателя и/или зрителя.
Во-первых, и сценарий, и новости пишутся с целью осветить какие-то события: другое дело, выдуманные они или реальные (хотя, в мире избытка информации не исключено, что и некоторые новости также могут быть выдумкой, а сериал наоборот основанным на реальных событиях).
Во-вторых, в обоих случаях мы начинаем повествование с вопросов: Кто? Где? Когда? Что? Почему? Как? – чтобы ввести читателя или зрителя в курс дела в самом начале.
В-третьих, и в новостях, и в сериалах есть, как ни странно, развитие событий: завязка, развитие действия, кульминация и развязка – конечно, в разном виде, всё-таки цели у новостей и сценариев разные, но общая схема бесспорна.
В-четвёртых, оба варианта претендуют на актуальность затрагиваемых тем.
В-пятых, ни при написании сценария, ни при написании новостей авторы не прибегают к детальному описанию интерьеров и пейзажей. Они зачастую ограничиваются короткими ёмкими фразами, в которых заключена основная суть. Также фильтруются написанные слова и для лаконичности шлифуется сам текст.
В-шестых, их цели – донести основную мысль – совпадают.
В-седьмых, новостной ЛИД и сценарный логлайн идентичны. Поскольку ЛИД – это лидирующий абзац на пару предложений, несущий в себе суть новости, а логлайн – это максимально краткое изложение идеи фильма, сформулированное в одном-двух предложениях.
В-восьмых, в заголовках обычно либо излагается суть главы или самой новости, либо заголовок призван быть интригующим, после чего обычно возникает желание зайти и почитать, о чём же там таком пишут.
В-девятых, авторы новостей и сценариев перед написанием задаются общими вопросами: О чём? Как? С какой целью? – будет написан материал.
В-десятых, расширенная новость с ядром, деталями и бэкграундем ещё больше походит на сценарий, правда, она в меньшем объёме, но тем не менее.
Естественно, различия тоже есть: это банально разные объёмы – новость обычно занимает не больше страницы, а сценарий можно растянуть как душе угодно. Или, например, разные требования заказчиков и издателей. Также сценаристы и журналисты могут преследовать разные цели и, конечно же, по одной новости не снимут сериал.
Но когда я вижу комментарии, что писатели и журналисты совершенно непохожи, мне хочется рассмеяться, ведь из журналистов как раз таки и получаются хорошие писатели, а писатели зачастую применяют журналистский подход.
Ссылки на использованные материалы:
http://smv-copywriting.ru/kak-pisat-novosti/
https://журналистика-обучение.рф/kak-pisat-novosti/
https://shard-copywriting.ru/news/
https://public.wikireading.ru/132631
https://tvkinoradio.ru/article/article15143-kak-napisat-scenarij-10-osnovnih-shagov
https://writercenter.ru/blog/useful-stuff/kak-pravilno-napisat-scenariy-shestnadcat-pravil-dlya-napisaniya-scenariya.html