Рубрика «Дыхание миллионера»
Анатомия жадности или Алгоритмы мошенничества
«Поздравляю! Вы стали обладателем огромного выигрыша! Ваш электронный адрес был выбран компьютером случайным образом. Для получения подробной инструкции как получить призовой фонд необходимо срочно связаться по электронной почте (e-mail…)»
Вы обнаруживаете это письмо в своем почтовом ящике. Сердце радостно ёкает, в голове проносится мысль: «Ух ты! Неужели мне повезло?!»
Добро пожаловать в мир мошенничества. Количество жертв мошеннических схем растёт из года в год. Написаны сотни статей-предупреждений. Созданы фонды и отделы по борьбе с мошенниками. А люди по-прежнему теряют свои деньги. В чём причина?
Все действия мошенников строятся на одном постулате - «Человек жаден».
Анонимные опросы показывают интересное наблюдение. На вопрос: «Если бы вам предложил (подарили) 1 миллион долларов, вы бы взяли эти деньги?» - 99,9% отвечают «Да».
Почему?
Потому что подарок!
Когда человеку предлагается «забрать (получить) подарок», срабатывает механизм разблокировки защитных барьеров человеческой психики. Предвкушение удовольствия от полученных в будущем благ (или удовольствий) забивает чувство страха и инстинкт самосохранения.
Именно эти и пользуются мошенники.
Ниже, в виде таблицы, изложены типовые: действия и цели мошенников, действия и мысли клиентов-жертв, комментарии к каждому этапу алгоритма мошеннической схемы.
Типовые действия и цели мошенников
|
Типовые действия и мысли клиентов-жертв
|
Комментарии к этапам («голос разума»)
|
Шаг 1. Отправка письма о выигрыше (денежной сумме).
Цель:
1.1. Привлечь внимание жертвы к возможному получению крупной суммы денег.
1.2. Получить обратный отклик (ответ на сообщение), чтобы определить клиент - «лох» или нет.
|
Мысли: «Вау! Неужели?! Может мне и правду повезло? Чем я рискую?»
Действия: Отправка ответа адресату типа: «Я получил (а) письмо. Мне любопытно. Бла-бла-бла. Что нужно сделать, чтобы получить мои деньги?»
Вывод. Всё! Вы на крючке!
|
Контрольный вопрос: «Вы верите в сказки? А в чудеса? А в то, что деньги приходят просто так?»
|
Вариант 1. «Участие в бесплатной лотерее»
|
«А что? Можно попробовать. Отвечу. Посмотрим»
|
«Вы направляли свой адрес электронной почты для участия в лотереи? Откуда ваш адрес в этой компании?»
Если вы не давали согласие на отправку личных данных, значит они получены не законно.
|
Вариант 2. «Меценат дарит деньги»
|
«Хм. Интересно. Стоит попробовать»
|
«Для того, чтобы подарить кому-то деньги, меценату обязательно искать незнакомых людей в Интернете? Почему он не потратит эти деньги на строительство храма, ремонт больницы или школы в своем городе?»
|
Вариант 3. «Инвестор инвестирует в бизнес-проекты»
|
«О! Я где-то слышал про бизнес-ангелов. Стоит попробовать»
|
«Как инвестор узнал о вас и вашей компании, если вы ему не писали? Почему вам предлагают деньги не изучив вашу бизнес-идею (не изучив ваш бизнес-план)?
|
Вариант 4 (нигерийская схема). «Вы – единственный наследник богатого принца (диктатора, миллионера и т.д.)
|
«Что-то сомнительно, но можно рискнуть»
|
«Какой смысл адвокату покойного «родственника» заниматься подделкой документов? Вы же знаете, что не являетесь наследником…»
|
Вариант 5 (нигерийская схема). «Вы можете помочь преследуемому несовершеннолетнему наследнику (наследнице)»
|
«Почему бы не помочь, тем более обещают вознаграждение»
|
«Неужели наследник (наследница) не может обратиться в юридическую контору и отстоять свои интересы законным способом?»
|
Шаг 2. Запрос общих персональных данных (ФИО, адрес, телефон, копия паспорта).
Цель:
2.1. Убедить жертву в серьезности намерений.
2.2. Сформировать более точное предложение с учетом предоставленной информации
|
Мысли: «Хм, нужно мои личные данные. Ну, это правильно. Они же должны уточнить информацию»
Действие: Заполнение анкеты (как правило, на английском языке) и отправка
|
Отправляя свои персональные данные кому-либо вы должны подписать согласие на обработку персональных данных на специальных бланках. Иначе будьте готовы к тому, что ваши данные будут использованы против вас. Например, по копии паспорта могут оформить кредит или микрозайм.
|
Шаг 3. Направление жертве уведомления (подтверждения выигрыша/прав на наследство/сертификат на получение средств) и перенаправление в банк (фонд) для получения денежных средств.
Цель:
3.1. Успокоить жертву, что всё легко и просто, и деньги «вот-вот» поступят.
3.2.Дать жертве заглотить наживку еще больше.
3.3.Предложить жертве направить свой запрос на другой почтовый ящик сообщника (банку/ фонду/опекуну / поверенному в делах/ адвокату/ брокеру – в зависимости от варианта схемы)
|
Мысли: «Скоро всё закончится. Я получу свои деньги очень скоро».
Действия: Отправка нового запроса по новому почтовому адресу (банка/фонда) с приложением заполненной анкеты, сертификаты и подтверждающих документов для перевода.
|
«Вас не смущает, что вам не надо приходить лично в банк? Что сотрудник банка не связывается с вами? Что служба безопасности не проверяет вашу личность?»
|
Шаг 4. Банк/Фонд запрашивает реквизиты вашего банковского счета для международного перевода.
Цель:
4.1. Создать иллюзию достоверности совершаемых действий.
4.1.1. «лжеуловка-1». Звонок из «банка» и проверка (уточнение) информации. Как правило, звонок междугородний.
4.1.2. «лжеуловка-2». Предоставление клиенту доступа (логин и пароль) для персонального банковского аккаунта.
|
Мысли: «Вау! Из банка позвонили. Проверяют. Все нормально»
|
Обратите внимание на шрифты и опции сайта «банка/фонда». Как правило, мошенники ленятся и копируют общий дизайн настоящих банков или фондов, забывая про растянутые-вытянутые шрифты и работающие опции (все гиперссылки должны работать).
Если работают только 2-3 опции – это сайт-двойник. Его цель – заставить вас совершить конкретные действия по переводу.
|
Шаг 5. «Перевод» денежного вознаграждения жертве.
Цель:
5.1. Убедить, что осталось еще «чуть-чуть» и деньги попадут на счет клиента.
5.2.Заставить клиента-жертву – мечтать, как он будет тратить полученные деньги!
|
Мысли в предвкушении поступления средств на банковский счет (банковскую карту).
Составление списка будущих покупок.
Обдумывание образа нового уровня жизни.
|
Используется сильный психологический приём «Забрасывание клиента в богатое будущее».
Цель приема – заставить клиента-жертву мысленно тратить полученные деньги. Их нет, а воображение рисует яркие картинки новой жизни (квартиры, дома, машины, путешествия, шопинг и т.д.)
|
Шаг 6. «Ой! Маленькая техническая проблемка»
Цель: Заставить клиента-жертву почувствовать, что успешное будущее может не состояться/ разрушиться/ отсрочиться.
|
Мысли: «Уроды! Не могли сразу сказать что ли, что нужно комиссию платить?! Я бы сумму перевода сделал (а) бы меньше, чтоб хватило!»
|
Ради этого шага 6 и затевается вся цепочка общения с жертвой.
Логика мошенников – «заплатите чуть-чуть сейчас и получите много-много потом». Особо изощренные звонят или пишут жертвам, что еще 1-2 дня и банк заблокирует перевод (заморозит счет…), предлагают сделать перевод WesternUnion и сообщить код перевода MTCN.
|
Вариант 1 (типовой)
«За перевод денежной суммы нужно заплатить %, но эту комиссию нельзя брать из суммы приза»
|
Мысли «лоха» по варианту 1: «Ладно, заплачу % за перевод и получу своё бабло!»
|
Зная ваш код перевода MTCN, мошенники снимают деньги.
|
Вариант 2 (реже, но опаснее)
«Перевод осуществлен, но заблокирован службой безопасности. Нужно сообщить персональные финансовые данные (номер карты, код CVV)
|
Мысли «лоха» по варианту 2: «Если перевод совершён, то можно сказать свои данные карты сотруднику банка/ фонда»
|
Если вы сообщили номер карты, код CVV – вам приходит СМС-оповещение о списании денежных средств в полном объеме.
|
Выше перечислены основные этапы (шаги и действия) мошенников. В реальной ситуации этапов и шагов может быть меньше или больше (в зависимости от изощренности и жадности мошенников и клиентов-жертв).
Не надейтесь, что вам удастся перехитрить или разжалобить мошенников. Отправив денежный перевод или сообщив данные своей карты - вы потеряете деньги.
Как работают мошенники?
Обычно это группа лиц. Для преступной деятельности им нужны: жилье, компьютер с доступом в Интернет, телефон, 1-2 сим-карты. Покупается база электронных адресов, делается спам-рассылка с разных почтовых ящиков. Чем больше база адресов, тем больше вероятность того, что попадётся неискушенная жертва. По криминальной статистике, один «лох», перечисливший 0,1-1% от суммы «выигрыша» обеспечивает безбедное существование преступной группы минимум на 1-2 месяца (в зависимости от размеров группы).
Жадность, стремление к халяве, незнание законов энергии денег – всё это позволяет мошенникам раза за разом находить себе новых жертв.
Если вам вдруг придёт «письмо счастья» сразу вспоминайте фразу: «Бесплатный сыр только в мышеловке».
P.S.
Что лучше всего делать, если вы получите такое «письмо счастья»? Удалите его или пометьте как «спам». Не тратьте на него своё время, внимание, ресурсы.
Инвестируйте время и энергию в себя!
Предупреждён – значит вооружён!
Инвестируй с умом! Инвестируй в своё финансовое образование!