. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: реальные антикризисные направления или пиар-акция? | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: реальные антикризисные направления или пиар-акция?

            НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: реальные антикризисные направления или пиар-акция?

     Очередное заседание диспут-клуба, существующего при редакции «Бизнес-Арса» уже третий год, мы решили посвятить обсуждению президентских инициатив, названных национальными проектами. Нам кажется, что тема эта будет интересна и нашим читателям. Поэтому мы публикуем в кратком изложении этот разговор в диспут-клубе, в котором приняли участие первый зам. главы Арсеньевского городского округа М. СОБОЛЕВ, предприниматель, зам. председателя городской Думы С. ПОРХУН, предприниматель Ю. МИНКИНЬ учитель школы №3 А. БОРОВОЙ и журналисты редакции Е. СУРИЦ, Л. МИХАЙЛОВА, Л. ВОРОБЬЕВА, И. СУТОРМИНА.
 
    Е. Суриц: Давайте для начала назовем эти четыре проекта - «Ка­чественное образование», «Совер­шенное здравоохранение», «Раз­витие агропромышленного комп­лекса», «Доступное и комфортное жилье». Кстати, обратите внима­ние на определения - качествен­ное, совершенное...
    А. Боровой: Действительно ли эти национальные проекты, кото­рые сейчас так широко пиарятся, являются национальными? Дей­ствительно ли именно они - это те реальные звенья, которые по­могут вытянуть страну из кризи­са? У меня  лично в этом глубокие сомнения. Мне кажется, что это очередная пиар-акция. ВВП уд­воили и уже забыли про это. Про административную реформу тоже поговорили широко и также забыли. И так далее.
   Я думаю, даже если реализо­вать эти проекты, они не сыгра­ют той роли, которая им отво­дится.
    Л. Михайлова: Я изучила прессу, и вот к каким выводам пришла:
что платить за жилье мы будем 100%, несмотря ни на что; что зарплата повысится только у те­рапевтов; что образование на эти деньги, которые выделены, не улучшишь; что это социальная ги­гиена, которая снимает верхуш­ки напряжения, то есть тришкин кафтан. В общем, это антисоциальная программа под нацио­нальным соусом. Я тоже считаю, что это пиар-акция, как сказал Андрей, а не национальный про­ект, потому что национальным можно назвать только тот проект, который реализует НАЦИЯ. И на­род воспринимает эти проекты, как и предыдущие реформы, ко­торые реально ничего к лучшему не изменят.
    И. Сутормина: Я тоже считаю, что рождение национальных про­ектов - это типичная пиар-акция Кремля. До 2008 года практичес­ки рукой подать, вот и был сде­лан упор на «поддержку» тех, кто всегда страдает: бюджетников, жителей села и тех, у кого остро стоит вопрос с жильем. А боль­шинству рядовых людей нацпроекты влюбом случае роста дохо­дов не обещают.
   Подобные программы, ориен­тированные, например, на рас­цвет села («Продовольственная программа» Л.И. Брежнева) или на массовое строительство жи­лья («Жилище-2000» М.С.Горба­чева), были, но они практически провалились и своих задач не ре­шили. Так что современные наци­ональные проекты, как мне ка­жется, года через два ждет такая же участь. После выборов прези­дента о них благополучно все за­будут.
    Л. Воробьева: Да, я сегодня слышала «глас народа», короткий и выразительный: это «очередная залипуха».
   Е. Суриц: А мне кажется, что эти проекты, даже просто по определению, можно назвать национальными. Во всяком случае, приоритетными. Другой вопрос -не получится ли у нас «как все­гда»...
    М. Соболев: Президент совер­шенно правильно выбрал ключе­вые направления, которые волну­ют каждого человека. Если госу­дарство решит проблему хотя бы с тремя - здравоохранением, об­разованием и жильем это то, что нужно молодому поколению), наша нация, по крайней мере, пе­рестанет вымирать. А если гово­рить об образовании, то дело не в том, что повысится зарплата, а в том, что будут выбираться луч­шие: школы, учителя, ученики... Прежний принцип - всем поне­многу, но одинаково - это непра­вильно.  Вкладывать нужно в эффективные предприятия, в эф­фективных, талантливых людей. Я считаю, что грантовая система поддержки учебных учреждений -это большое дело. И я поведу своего ребенка в ту школу, кото­рая завоевала престиж.
   Е. Суриц: А вообще у нас были, если посмотреть исторически, реализованные в масштабе стра­ны проекты?
   А. Боровой: Индустриализа­ция, коллективизация, культур­ная революция. Я имею в виду прежде всего удачный системный подход, а не методы. Приорите­ты были выбраны правильно, и реализация каждого из направ­лений помогала развиваться ос­тальным. Фабрики и заводы по­строили, удобрения на полях трактор не успевал разгребать, работали школы, ПТУ и вузы, и молодежь могла выбирать, куда именно ей пойти учиться, голо­вой или руками.
Из того, о чем говорил Миха­ил, - я согласен, что очень важно сельское хозяйство. Да, важны и здравоохранение и образование. Но они не системообразующие. На мой взгляд, нужна работа, если мы создаем рабочие мес­та - это хорошо. Но я не уверен, что образование позволит со­здать рабочие места.
   М. Соболев: Раз мы живем в рыночной ситуации, значит, мы должны эту рыночную ситуацию и дальше развивать - не только в системе экономики, но и в систе­ме образования и медицины. Я считаю здравоохранение приоритетным направлением: если врач, который получает в бюд­жетной сфере 3 тысячи рублей, не сомневаясь, уйдет в частную клинику, кто будет лечить пенси­онеров? Эта ситуация может при­вести к тому, что нация вымрет.
    Эта программа, например, пре­дусматривает, что население должно полностью пройти мед­осмотр - за счет государства, а также вакцинацию детей, опреде­ление генетических заболеваний на ранних стадиях. Все это необ­ходимо, чтобы наша нация была здорова.
   Л. Воробьева: Да кто же спо­рит с тем, что это необходимо? Дело в другом. Это необходимо, но недостаточно. Нацию, которая спивается, болеет и деградирует, не спасешь только таблетками и грантами в школе. Лечить надо не следствия, а причины. Человека с больным сердцем могут лечить самые хорошие и высокооплачи­ваемые врачи, но если у него нет стабильной и осмысленной рабо­ты с достойной зарплатой, уве­ренности в будущем, то ему не поможет самая распрекрасная медицина. Ну пройдет он медос­мотр за счет государства, а по­том? Вернется на завод, который он строил своими руками, а те­перь здесь все разворовано и в его будущем - ничего, кроме ло­зунгов. Что сможет поддержать его жизнь? Качественная диагно­стика и современное высокотех­нологичное оборудование?
    Вот что характерно: когда из руин восстанавливали после вой­ны разрушенные города и заво­ды (действительно всей стра­ной), не было ведь высокотехно­логичной медицины, но жизнен­ной силы у народа было больше. И смысла в жизни. Что на самом деле и помогало жить и творить, строить.
   Л. Михайлова: То есть нацио­нальный проект должна осуще­ствлять вся нация. А то, что пре­дусматривается этими проекта­ми, - это просто необходимые меры, которые и так должны при­ниматься, без всяких громких на­званий.
    С. Порхун: Давайте по поряд­ку. «Качественное образование». Наверное, оно у нас качествен­ное. Проблема в другом: у нас есть качественные менеджеры, качественные бухгалтеры и финансисты, закончившие престижныевузы, и так далее. А, допус­тим, инженерно-технических ра­ботников нет. И вот как эти бух­галтеры-финансисты должны, к примеру, развивать агропром?
   Особенно меня умиляет «Дос­тупное и комфортное жилье гражданам России». Полторы тысячи долларов стоит квадратный метр во Владивостоке. Вот вам и доступное жилье.
    У меня, как депутата городской Думы, было много встреч с людь­ми, они возмущены, в принципе, как и я. Они говорят: почему нам отдают жилье, которое не ремон­тировалось 30 лет? Мы поносили ботинки - нате, носите теперь вы. И мы говорим: вот, мы построим красивое удобное жилье - для наших будущих детей. А может, мы сначала подумаем о тех, кто сейчас живет? Если следовать этим программам, население, которое сейчас живет, не нужно.
    Л. Воробьева: В общем, это очередное «светлое будущее», которое отодвигается, как линия горизонта.
    Е. Суриц: То есть вы  считаете, что это никакие не национальные проекты?
    С. Порхун: Да нет, конечно! Просто вырвали отдельные ме­роприятия, социальные програм­мы, фрагменты, и все.
Вот, пожалуйста. Дарькин ска­зал, что «Приморье готово разви­вать агропромышленный комплекс». А как готово - если у нас нет людских ресурсов, необходи­мых современных технологий? И все докладывают, что все замеча­тельно...
    А. Боровой: Проблем нет с жильем: есть деньги - покупай. Так вот главный изъян этих про­грамм, этих проектов: они не позволяют человеку заработать - ни на жилье, ни на образование, ни на медицину.                                                 ,
   С. Порхун: Согласен. И та ба­бушка, которая в свое время по­лучила качественное образова­ние и пользовалась совершен­ным бесплатным медицинским обслуживанием, сегодня не в состоянии заплатить за ремонт крыши в своем доме.
    М. Соболев: Все вопросы про­рабатываются, в том числе и в го­роде Арсеньеве. Например, уже 400 детям из 600 новорожденных в Арсеньеве в этом году будет сделана ранняя диагностика Нам пришел новый томограф - е рамках инициативы президента Готовится банк данных о талант­ливой молодежи. Я согласен, что есть проблемы - например, по молодежи: нет четких критериев как определять лучших. Что каса­ется документации - на лучшую школу или вуз, то тут положения пока только разрабатываются. Пока еще недоработан механизм взаимодействия с банками по лизингу для сельского хозяйства. Проблема должна быть решена в кратчайшие сроки. Президент сроки поставил.
    Е. Суриц: И ты свято веришь, что эти программы будут выпол­нены?
   М. Соболев: Задача поставле­на президентом, и задача органов власти - эти инициативы вы­полнить.
   Е. Суриц: Да много нам прези­дент задач ставил...
   С. Порхун: Да о другом речь. Я двумя руками за диагностику младенцам. Я согласен, что де­тям нужно качественное образо­вание, но эти проекты касаются 10% населения, а остальных 90% - куда? Как им жить? 
    Е. Суриц: Меня интересует вот что - эти заявленные проекты кардинально меняют систему или просто распределяют деньги по каким-то отдельным направлени­ям (добавить терапевтам, клас­сным руководителям и т.д.)?
   М. Соболев: Проблема в чем? Президент поставил инициативу, задал направление, а механизма он не прописал. Механизм будут разрабатывать ответственные /ведомства.
    Е. Суриц: Все понятно, как всегда, все отдано на откуп чи­новникам...
   С. Порхун: Это называется «президентские хотелки». «Хочу качественное образование». А какое - никто не знает.
   А. Боровой: И все-таки, какое нужно было бы выделить «прорыв­ное» звено или звенья, которые, развиваясь, потянули бы за собой и образование, и медицину?
   Ю. Минкин: То, что сейчас происходит, не может не быть противоречивым, поэтому вы все правы, каждый в отдельности и все вместе. Когда кто-то что-то начинает делать, возникает и по­ложительная, и отрицательная реакция, и это нормально. Я лично кайфую сейчас от сель­скохозяйственного проекта.
   А. Боровой: Так мы и сказали, %то он - единственно реальный...
   Ю. Минкин: За последние годы впервые оказывается по­мощь сельхозпроизводителям - не подачка и не канал, по которо­му можно отмыть деньги.
  Л. Михайлова: Минуточку: не оказывается, а обещается!
   Ю. Минкин: Но я уже в этом проекте работаю - с 2005 года. Мой знакомый поделился вос­торгом от увиденного в Америке: ферма, которая управляется ком­пьютером, на которой работают 12 человек, коровы дают по 50 лит­ров молока; коттеджный поселок, удобрения поступают на поля, тройной урожай кормов получается; к каждой корове – датчики, анализ молока, корректировка питания и т.д. Это космические технологии в сельском хозяйстве (бурная реакция участников диспут-клуба).  Я хочу построить такой комплекс при молокозаводе. Можно получить кредит – естественно, под определенные гарантии. И я за эти препоны: слишком много желающих полу­чить легкие деньги. И я готов хо­дить собирать справки, искать залог и т.д.
   С. Порхун: К вопросу о продо­вольственной безопасности При­морья: если сегодня резко перекрыть ввоз продуктов из Китая, у нас будет голод, не будет ни мяса, ни фруктов, ни рыбы - ничего. Кредиты - это, конеч­но, хорошо, и прием продукции от населения. Но этого мало.
Помните, затри года на «Аскольде» начался подъем - действи­тельно подъем агропрома: приехали голландцы, разместили обору­дование, начали выпуск сельхоз­техники, завезли элитные семена, обеспечили новыми технология­ми. Производительность подня­лась - 60 тонн картофеля с гектара. Потом сменились люди, сказа­ли, что это не надо Приморью, грохнули «Аскольд», голландцы уехали, население растащило кар­тофель... Все, ничего нет. Повто­ряю: да, кредиты - хорошо, но без современных технологий и устой­чивой политики сколько ни закачи­вай средств, ничего не будет.
  Ю. Минкин: Может быть, я ошибаюсь и через месяц скажу, что все это ерунда и все своло­чи. Но на сегодняшний день оп­тимизм есть, и есть удовлетворе­ние от этой работы. Слава богу, что хоть кто-то хоть что-то начал делать!
Правда, очень остро стоит воп­рос с рабочей силой. Большин­ство сегодня предпочитает сто­ять на бирже и получать просто так 5 тысяч, а не зарабатывать их.
   Е. Суриц: А почему вы, Андрей Викторович, (говорит с шутливой издевкой) нам до сих пор рабо­чую силу не воспитали?
  А. Боровой: Я могу воспитать личным примером: я работаю на двух работах с 8 до 8. Но если ре­бенок приходит домой и видит, что пьяный папа смотрит телеви­зор, то он выберет легкий вариант. Так что заплатите классным руководителям 10 тысяч – и мы эту проблему решим.
  М. Соболев: Интересно, почему вы считаете, что уже должны быть созданы для вас предприятия? Почему вы не учите ученика создавать рабочее место самостоятельно?
   А. Боровой: а почему все дол­жны быть руководителями? А если человек хочет наняться и ра­ботать честно? Отвечать только за свою - качественно выполнен­ную - работу?
   М. Соболев: Тогда я не приве­ду к вам своего ребенка, потому что я хочу, чтобы мой ребенок был независимым, а не работал на ка­кого-то дядю.
    С. Порхун: А мне нужно, чтобы мой сотрудник пришел на работу и работал - честно и ответствен­но, а не думал, что бы ему такое создать.
С другой стороны, я Михаила тоже понимаю: у нас же верти­каль власти сейчас жесткая, ска­зал президент - есть, все пошли выполнять, все отчитываются, что мы сейчас дадим стране угля. Это бред.
   А. Боровой: У меня такой при­мер. Вот народ замерзает сей­час. Выясняется, что в Мурманске котел 1946 года. Давайте такой проект: заменим все котлы на котлы 2006 года. Это вытянет и образование, и производство. 2 гранта на разработку получат институты (чтобы конкуренция была), будет и металлургия рабо­тать, и транспорт, и рабочие ме­ста будут, и все остальное. И мой ученик, который может любую технику разобрать и собрать с закрытыми глазами, пойдет полу­чать качественное инженерное образование. Или давайте ком­байн выпускать - наш, отече­ственный...
   Ю. Минкин: Да, так же, как и США: они начали со строитель­ства Золотого моста. Чтобы по­строить этот мост, надо было поднять экономику. Деньги были выделены, люди получили рабо­ту, страна вышла из великой деп­рессии.
   А. Боровой: Ну что ж, черту подведем через два года - вре­мя, которое отведено на реализацию этих проектов.
 
     Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» № 7 (622) от 16-22 февраля 2006 г.
 
 
 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...