. Актуален ли ЕГЭ в России? | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Актуален ли ЕГЭ в России?

  Рубрика «Психология»

 
Актуален ли ЕГЭ в России?
 
 
© Соболева Анастасия Михайловна, 2017

 

 

Единый государственный экзамен впервые ввели в 2001 году, а в 2008 ЕГЭ охватило большую часть Российской Федерации. Только вот есть ли какой-либо смысл проводить итоговую аттестацию подобным образом и по сей день?
Не даром в США уже свыше 125 коммерческих вузов отказались от обязательного вступительного тестирования. Подобную систему на Западе признали неэффективной, однако, в России ни о какой отмене ЕГЭ нет и речи. Но почему? Давайте разберёмся.
Единая система, в которой применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ, кажется хорошим решением. И всё же, только на первый взгляд.
 Лично мной был проведён опрос подростков и взрослых. Вот некоторые особо интересные ответы и взгляды на этот вопрос. 
 

Мнение подростков:

 

Лилия, 17 лет, в 11 классе.

 

«Я начала готовиться к ЕГЭ с 10 класса. Могу сказать, что далеко не глупая, потому что отличниками глупые не бывают, только вот, когда я решаю некоторые задания по химии из пробных вариантов, у меня резко понижается самооценка. Иногда чувствую себя тупой, но, когда даже мой репетитор в растерянности, это немножко успокаивает. Это значит, что не со мной что-то не так, а просто вопросы дурацкие. Если и дальше всё будет усложняться, никто не сдаст».
 

Анастасия, 18 лет, в 11 классе.

 

«Я сдаю историю и общество, но лучше бы не их, честное слово. Огромный объём, который просто нереально впихнуть в голову за 2 года. Я не спорю, что надо учить всё с первого класса, но многое проходится лишь поверхностно из-за слишком насыщенной программы, поэтому большая часть стирается из памяти и надо учить заново».
 

Алексей, 17 лет, в 10 классе.

 

«Физика – сложный предмет, а тут ещё и выяснилось, что для того, чтобы сдать этот предмет на высокий балл, я должен учиться в специализированной школе. Когда услышал, чуть со смеха не умер. Для единого государственного экзамена надо знать больше, чем предложено в школьной программе. Разве ЕГЭ не должны быть в состоянии сдать ребята из обычных школ? Теперь я не сплю ночами и почти не вижусь с друзьями из-за усердной подготовки. Мама говорит, что я скоро с ума сойду. Знаешь, я начинаю думать, что она недалека от истины (смеётся)».
 

Дарья, 16 лет, в 11 классе.

 

«Друзья? Любимые занятия? Ты смеёшься? У меня нет на это времени последние несколько лет. А сейчас, когда пара месяцев до экзамена осталась, я пью «глицин» и зубрю. А что ещё делать?».
 

Мнение взрослых:

 

Людмила Васильевна, 64 года, бабушка одной из учениц.

 

«Моя Лайма безвылазно дома. Делает уроки, готовится к ЕГЭ, у неё репетиторы и музыкальная школа. Видно, как она устаёт, но я считаю, что в этом нет ничего страшного. Всем бывает тяжело, это просто этап жизни, который проходили все мы, но вот раньше образование было другое. Тогда, думаю, было проще в моральном плане: никаких тебе камер, надзирателей, баллов. Чёрт те что сейчас с этой системой».
 

Виталий Иванович, 47 лет, папа одного из учеников.

 

«Да он совсем не готовится, психует, говорит, что пойдёт в «фазанку», потому что слишком много требуют. Как мы не пытаемся ему вдолбить, что надо получить высшее, Влад не слушает. Упёрся рогами и талдычит, что лучше он свою молодость будет тратить на то, что ему интересно, чем зубрить что-то, получать корочку и быть бомжом с высшим образованием, потому что на знания никто не смотрит».
 

Ирина Алексеевна, 39 лет, мама одной из учениц.

 

«Мне не нравится система ЕГЭ. Не узнаю свою дочь. Была нормальной, жизнерадостной девочкой, но, как только начался 10 класс, как говорится, что-то пошло не так. Жаловалась, что не знает, куда поступать, а время-то поджимает, надо определяться с экзаменами. Я говорила, что все через это проходят и время ещё есть. Каково было моё удивление, когда Света вся в слезах на днях пришла домой и сказала, что выбранные предметы нельзя поменять: ни убрать, ни добавить. Она в последний момент передумала быть дизайнером, поняла, что это вообще не её, но литература уже выбрана, а никаких других она и не вносила, потому что была уверена в своём выборе. Но как можно быть в чём-то уверенным в подростковом возрасте?».
 

Дмитрий Александрович, 50 лет, папа одной из учениц.

 

«Что сказать-то? Дочка говорит, что тупая и что ничего не хочет. Она увлекается баскетболом, постоянно играет, но, когда в её жизни появилось это страшное «ЕГЭ», времени на хобби почти не осталось. На стену лезет, постоянно воет, что её увлечение никому не нужно и с ним она поступить никуда не сможет. Я предложил ей поискать альтернативу, но бесполезно. Знаешь, что она сказала? «Почему нам вообще приходится искать альтернативу? Почему обязательно нужно что-то выбирать?». В этом я с ней согласен. Почему нельзя просто вернуть старую систему билетов?».
 
После опроса я лишь подтвердила свои догадки по поводу неэффективности ЕГЭ.
Ребята жутко волнуются, и это играет большую роль на экзамене, но теперь помимо естественного стресса перед аттестацией появляется и дополнительный стресс в виде тотального контроля. Словно в тюрьме.
Ещё стоит учитывать, что подростковый возраст – время противоречий и неопределённости.
Детям сложно понять, куда поступать, потому что по задумке будущая профессия — это то, чем ты будешь заниматься большую часть своей жизни.
Все боятся ошибиться, сделать неправильный выбор, но раньше это было менее проблематично, поскольку для поступления существовали единые предметы, сдав которые, ты мог поступить в любой вуз на любую специальность.
Никто не ставил жёстких рамок и условий, вроде: «до 1 февраля ты должен определиться, куда хочешь поступить». Это равносильно, как если бы сказали: «сейчас ты должен определиться, кем будешь всю оставшуюся жизнь».
ЕГЭ, как стало понятно, направлено на специализированные школы и углублённое знание предметов, а поскольку в России профильных школ в разы меньше, чем обычных, общеобразовательных, это, как минимум, не актуально.
Взять систему с запада – это одно, но тогда уж придётся потрудиться адаптировать систему под условия нашей страны.
Помимо этого, я прихожу к выводу, что лучше было бы вернуть билетную систему по всем предметам. Так дети будут проходить полный школьный курс, а не тратить все силы на глубокое изучение нескольких предметов.
Помимо прочего даётся огромное количество материала, который надо проходить в сжатые сроки. Дети не успевают понять то, что проходят. А это, к слову, довольно серьёзная проблема, ведь каков тогда смысл школы?
Согласитесь, она создана для того, чтобы подавать информацию в доступном виде и объяснять вещи простым языком, а не выгружать всё подобно самосвалу на стройке.
Из всего приведённого выше можно сделать вывод, что нашему государству нужна рабочая сила. Ведь если все будут учиться на дизайнеров и психологов, кто же будет работать на станках или в сельском хозяйстве?
Ужесточение правил проведения экзамена, усложнение заданий, которые в последствии вызывают трудности даже у учителей и компетентных в этих вопросах людей, слишком сильное психологическое давление на подростков, бесконечное повышение баллов и понижение бюджетных мест… ЕГЭ не делает молодёжь умнее, а только губит их нервы и загоняет в жёсткие рамки.
Школы перестают быть общеобразовательными, поскольку теперь детям дают только то, что будет на экзамене. В таком случае о всестороннем развитии в учебных учреждениях можно забыть.
Так актуален ли ЕГЭ в России, да и вообще в любой другой стране? Нет. Это не та форма аттестации, которая могла бы плодотворно влиять на развитие общества.
Дети – наше будущее, а какое же будущее будет у нас с подобной беспристрастной системой, которая никак не учитывает человеческий фактор?
 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...