М.В. Соболев Успехи- 2006. Проблемы- 2007 и способы их решения
Январь – не только начало года, но и время подведения итогов минувшего года. Что удалось сделать, что еще только предстоит. С такими вопросами мы обратились к и.о. главы Арсеньевского городского округа Михаилу Викторовичу Соболеву.
Событий было много. Удалось реализовать ряд проектов и запустить новые. Перечислю основные. С марта 2006 года управление экономики под моим руководством разрабатывало варианты межмуниципального сотрудничества Арсеньевского городского округа, Анучинского и Яковлевского муниципальных районов в области туризма. В декабре три муниципальных образования уже подписали готовое соглашение о межмуниципальном сотрудничестве. Сейчас занимаемся разработкой совместного тура, событийного календаря, единой концепции продвижения трех муниципальных образований как туристических объектов. В планах 2007 года - участие в международных выставках под единым брэндом.
С марта 2006 года управление экономики начало разрабатывать программу социально-экономического развития территории на 2007-2009 годы. В настоящее время к разработке программы подключились институт экономики (г. Москва) и Дальневосточный научный центр местного самоуправления (г. Хабаровск). В феврале 2007 года будет проведен итоговый семинар, и в марте планируем провести публичные слушания и утвердить программу на Думе города.
В апреле 2006 года были проведены первые публичные слушания по вопросу утверждения концепции социально-экономического развития Арсеньевского городского округа на 2006 - 2007 годы.
В декабре 2006 года впервые прошли публичные слушания по бюджету городского округа на 2007 год.
В течение 2006 года мы не толь ко выполнили, но и перевыполнили план по собственным доходам. Это говорит о слаженной работе руководителей предприятий города, фискальных органов и органов местного самоуправления.
С августа 2006 года начали внедрять административную реформу на территории городского округа. Наши результаты заметили, и из Центра фискальной политики (г. Москва) пришло предложение участвовать в российском конкурсе. Сейчас оформляем конкурсную заявку.
В сентябре начали работу с международными фондами. В декабре у нас побывала американская делегация по программе Сити-Линкс. В феврале - марте 2007 года специалисты администрации пройдут стажировку в США, и в течение 2007 года мы будем реализовывать три совместных проекта.
В феврале прошлого года впервые в рамках развития туризма на территории города состоялись соревнования по спидвею, которые стали настоящим подарком для жителей и гостей города.
- А как бы Вы обозначили основные проблемы наступившего года?
- Проблем много, но ключевых хотелось бы выделить пять. Первая - дотационность бюджета. Считаю стратегической задачей администрации городского округа - в течение ближайших пяти лет добиться самоокупаемого бюджета. На 2007 год запланировано собрать собственных доходов 240 млн. рублей. Анализ потребностей муниципальных заказчиков позволил выйти на цифру 95 млн. рублей в год. Анализ налогового потенциала территории позволяет сделать вывод, что можно собирать больше за счет подоходного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Для того, чтобы добиться этих стратегических целей, необходимо работать по двум направлениям: мобилизация денежных доходов и оптимизация бюджетных расходов.
Если рассматривать стратегически мобилизацию доходов, то мы должны привлечь в экономику города средства инвесторов (в лице частного бизнеса, международного, регионального и федерального бюджетов). Объем этих поступлений должен превышать собственные доходы муниципального образования. Все территории развиваются за счет внешних источников. Арсеньев тоже может и должен это делать. Пока мы работаем по нескольким направлениям: увеличение размеров налоговых поступлений (за счет развития отраслей экономики и улучшения налоговой отчетности), включение в краевые и федеральные целевые программы (с софинансированием из местного бюджета) и привлечение инвестиций в частный бизнес (с созданием благоприятного инвестиционного климата на нашей территории).
Если рассматривать стратегически оптимизацию бюджетной сферы, то постепенно мы (муниципальное образование) должны отказаться от большинства муниципальных учреждений и сменить их форму собственности или правовой статус на автономные некоммерческие организации. Конечная цель этого перехода – перевод на самофинансирование этих организаций со снятием с бюджетного финансирования. Переход от сметного финансирования к проектному этих учреждений означает, что бюджет будет финансировать определенные проекты в рамках социального муниципального заказа. Бюджетная реформа в России медленно, но верно приведет нас к этому варианту оптимизации. Проблемой номер два считаю состояние ЖКХ города. Если остаться в "стороне и не уделять реформе ЖКХ должного внимания, то это в конечном итоге приведет к разрушению зданий, сетей.
В соответствии с Жилищным кодексом, для того чтобы привести в нормальное состояние свой жилой фонд, собственники жилья решением общего собрания определяют перечень и стоимость необходимых работ, сроки и ответственные организации -подрядчики. Органы местного самоуправления могут вмешиваться в этот процесс только как собственники муниципального жилья. Реализация Жилищного кодекса предполагает развитие частного бизнеса в жилищно-коммунальной сфере и развитие системы кредитования для собственников жилья и обслуживающих организаций.
Считаю, основная задача органов местного самоуправления Арсеньевского городского округа - способствовать тому, чтобы собственники жилья как можно быстрее и активнее включились в проблему управления жилыми домами.
Проблемой номер три считаю состояние благоустройства внутридомовых территорий. Решение здесь возможно комплексное: участие в краевых целевых программах по благоустройству, увеличение бюджетного финансирований на эти работы, привлечение собственников жилья к обустройству прилегающих территорий. Четвертая проблема - медицинское обслуживание населения. Треть населения города - пенсионеры. Задача органов власти всех уровней - реализовать конституционные права жителей на получение качественной медицинской помощи.
Стратегическими ориентирами администрации на ближайшие пять лет должны стать ремонт всех муниципальных учреждений, оказывающих медицинские услуги (в первую очередь стационара), модернизация медицинского оборудования, компьютеризация врачебных кабинетов и создание единых информационных медицинских баз.
Создание рабочих мест и трудоустройство молодежи. Эту проблему я поместил на пятом месте, потому что она «не кричащая». Но если говорить о развитии города, а не о его стагнации, то можно смело ее ставить на второе место.
Рабочие места можно получить только за счет создания новых предприятий и организаций. Наиболее перспективными направлениями отраслей экономики города считаю предприятия по глубокой переработке лесоматериалов; предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и даров тайги; машиностроительную отрасль (развитие наших заводов «Прогресс» и «Аскольд»); организации, оказывающие туристические услуги (и сопутствующие туристическим услугам); организации, работающие в «виртуальном пространстве» (электронная торговля и электронный маркетинг); предприятия по глубокой переработке бытового и производственного мусора.
Думаю, что органы местного самоуправления Арсеньевского городского округа через принятие и реализацию программы социально-экономического развития и программы инвестиционной привлекательности территории должны создать условия для развития реальных производств на территории округа.
Опубликовано: Газета «Восход» №9 (9143) от 25 января 2007 (стр.1)