КАК Я СУДИЛСЯ С МИНИСТЕРСТВОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
(ИЗ ДНЕВНИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ)
Всегда мечтал побродить по Хабаровску. Пройтись не спеша по улицам, подышать хабаровским воздухом. И вот мечта моя сбылась. 5 декабря. На улице минус 18 градусов, я иду по ул. Пушкина и... захожу в Арбитражный суд Дальневосточного округа. Сегодня у меня третий по счету раунд интеллектуальной борьбы с налоговой инспекцией. Два суда во Владивостоке я уже выиграл. Приморский Арбитражный суд признал, что я прав и не должен платить НДС.
ИМНС РФ № 4 по г. Арсеньеву, Чугуевскому, Анучинскому и Яковлевскому районам с таким решением не согласилась и подала кассационную жалобу в надежде, может быть, на то, что я не приеду в Хабаровск. Но я приехал, в отличие от представителей самой налоговой инспекции. Интересное замечание: они вообще ни разу не являлись в зал заседания. Мотивация – нет денег. Ну, понятно, у «бедной» налоговой нет денег, а у начинающего предпринимателя – их, конечно, полно. И, наверное, госработникам не приходит в голову мысль, что для того, чтобы покрыть все судебные издержки мне приводится «выдергивать» деньги из семейного бюджета или из оборота.
Процитирую решение Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа: «Ст. 145 ч. 2 Налогового кодекса РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налогов, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. При этом Законом предусмотрено, что лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговый орган соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Иных условий для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика Законом не установлено.
Положения статьи 145 Налогового кодекса РФ об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, а также не применяются в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 146 названного Кодекса. В остальных случаях единственным условием для освобождения налогоплательщика от исполнения обязанностей по уплате налога является размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих календарных месяца, который не должен превышать в совокупности один миллион рублей без налога и налога с продаж. Поэтому требование налогового органа о соблюдении дополнительных условий для получения освобождения является неправомерным».
Сказано четко и однозначно. На то он и Закон. Однако налоговая в качестве доводов своей правоты ссылается на приказ МНС РФ от 29.01.2001 № БГ-3-03/23 «О статье 145 части второй Налогового кодекса РФ, на что в решении Федерального Арбитражного суда сказано следующее: «Согласной. 2ст. 4это-го же Кодекса Министерство РФ по налогам и сборам вправе издавать инструкции, методические указания и приказы по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, обязательные только для подразделений налоговых органов. В этой связи доводы кассационной жалобы отклоняются, так как вышеупомянутый приказ не является нормативным правовым актом по вопросам, связанным с налогообложением».
И вот какое решение принял Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа: «Решение от 11.07.2001, постановление апелляционной инстанции от 19.09.2001 Арбитражного суда Приморского края по делу № A51-4438/2001 18-81 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. ПОСТАНОВЛЕНИЕ вступает в законную силу с момента его принятия и ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ».
Итак, теперь уже федеральный суд подтвердил мою правоту. Подождем действий ИМНС...
Я же теперь подам иск на возмещение судебных расходов. Мне обязаны возместить эти расходы (раз я уже выиграл суд). Только кто возместит? ИМНС? А откуда у них деньги, если это бюджетная организация? Значит, деньги придется изымать из бюджета.
Друзья говорят: «Ты теперь в черных списках у налоговой инспекции. Готовься! Замучат проверками». А мне не страшно. Может, зря не боюсь?
А пока... до поезда еще 9 часов. Похожу по улицам, куплю небольшие подарки для своих родных и близких. Жаль, что денег с собой мало. Да занимать не хотелось — итак уже назанимался для покрытия судебных расходов и для текущей предпринимательской деятельности. Отдавать надо. А как? Работать, работать, и еще раз работать - зарабатывать. Как всегда.
18.12.01
Итак, я решился потребовать денег от налоговой инспекции. Как говорится, смелость города берет. Да только смелость здесь не причем. Просто нужно знать законы и требовать их выполнения.
Я снова в Приморском Арбитражном суде. Представитель налоговой инспекции (теперь деньги на поездку нашлись) сказал: «Мы не видим связи между действиями налоговой инспекции и вашими убытками. А то, что вы отстаиваете свои права и тратите денежные средства на судебные расходы (госпошлина, оплата услуг адвоката, проезд и т.д.) — это вообще не убытки». Пришлось приводить аргументы. Во-первых, контракт с организацией (клиентом) на сумму X. Во-вторых, счет-фактура, выписанная мной на эту сумму. В-третьих, отказ налоговой инспекции в праве на освобождение меня от обязанностей плательщиков НДС и свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика НДС. В-четвертых, четкое соблюдение налогоплательщиком требований сотрудников налоговой инспекции и заполнение новой счет-фактуры, на сумму Х+НДС (20%), то есть увеличение цен на оказываемые мной услуги. В-пятых, возмущение клиента и официальное письмо об одностороннем расторжении контракта из-за необоснованного увеличения цен на мои услуги и недельный срок на то, чтобы я дал осмысленный ответ.
Суд с налоговой инспекцией длится восьмой месяц (арбитраж, апелляционная и кассационная жалобы). И хотя суд во всех инстанциях признает действия ИМНС неправомерными, но клиент-то ждать не будет. Он уже нашел других исполнителей. Так что контракт расторгнут. Другими словами, я потерпел убытки из-за действий сотрудников государственных органов (в данном случае налоговых инспекторов).
«У меня нет вопросов», - сказал представитель инспекции, выслушав мои доказательства. А дальше началось самое интересное. Оказывается, налогоплательщик не вправе требовать возмещения убытков с ИМНС, поскольку эта организация является государственной, бюджетной. И в связи с этим налогоплательщик, должен предъявить иск к... Министерству финансов.
Суд приостановлен, и истец (то есть я) ходатайствует о замене ответчика. Другими словами, теперь в арбитражном суде будет два ответчика: представитель от Министерства финансов и представитель от ИМНС РФ №4(как виновник данной ситуации).
Сидя в коридоре с горящими от возмущения щеками, я попытался спокойно проанализировать ситуацию и пришел к следующим выводам:
1.Сотрудники налоговой инспекции, чувствуя свою безнаказанность (мы, дескать, только исполняем инструкции), спокойно нарушают закон.
2.Если бы сотрудники налоговой инспекции потратили часть своих собственных (из своего кармана) денег на дорожные расходы, консультации у юриста (не помешало бы), или если бы сумму моих убытков вычли из зарплаты налоговых инспекторов
(и все знали, по вине какого инспектора это произошло), то резко бы увеличилась эффективность работы «собирателей налогов».
А пока — будем ждать.
Михаил СОБОЛЕВ, частный предприниматель, директор Аналитической Информационной Службы <Бизнес-КОТ».
Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» № 16 (422) от 18- 25 апреля 2002 г.
(Окончание в следующем номере).
***
(Окончание. Начало в № 16).
08.02.2002
Я ошибся, когда считал, что в Арбитражном суде должно быть два ответчика: представитель от Министерства финансов и представитель от ИМНС РФ № 4.
Представитель налоговой инспекции предъявил в Арбитражном суде ходатайство ... Министерства РФ по налогам и сборам. Само министерство затребовало копии всех судебных материалов и судебных издержек в Москву.
Суд уже откладывается три раза. Первый раз из-за того, что необходимо было сменить ответчика. Второй раз из-за того, что не было подтверждения тому, что Министерство финансов получило постановление судьи. Третий раз — по вине истца (то есть меня). Министерство по налогам и сборам «обиделось», что я не предоставил им копию иска и материалы суда ... в Москву. То, что я направил все копии в ИМНС РФ №4, Москва просто проигнорировала (может, нашу налоговую инспекцию не считают в Москве даже своим представительством?).
Во время судебного разбирательства я услышал много интересного со стороны ответчиков. Например, представитель налоговой сказал так: «Мы считаем, что причины расторжения контрактов не связаны с действиями сотрудников ИМНС. Нас вообще не интересуют причины, по которым были расторгнуты контракты».
Представитель Министерства финансов уточнила, есть ли оригиналы договоров, настоящий ли у меня адвокат (!) и есть ли у него документы, а потом сказала: «Вообще-то Министерство по налогам и сборам самостоятельно может решить этот вопрос, без привлечения Министерства финансов. Это во-первых. У предпринимателя много расходов, и как мы проверим, что эти расходы связаны с выполнением этих контрактов?- Написать можно что угодно. Это во-вторых. В-третьих, в контракте четко не сказано, что нужно было сделать предпринимателю. В-четвертых, увеличение цены на услуги не может быть причиной расторжения контракта, это нормальная ситуация на рынке».
Конечно, было сказано намного больше, так как мы заседали 50 минут. Суд решил удовлетворить ходатайство Министерства РФ по налогам и сборам и отложил дело еще раз.
А я сделал очередные выводы:
1.ИМНС готова идти на все, лишь бы доказать, что ее сотрудники не виновны.
2.Ответчики не воспринимают предпринимателя как субъект малого бизнеса. Если
бы на моем месте сидел представитель какого-либо предприятия, то, возможно, и отношение было бы другим.
Ну, что ж, подождем следующего суда. А пока меня известили о предстоящей налоговой проверке.
16.03.2002 г.
Я не был уверен в том, что выиграю это дело. Да и все вокруг тоже в это не верили. «Один против Системы, бесполезно даже и дергаться», — говорили мне знакомые и друзья. Я молча слушал и изучал юридическую литературу, законы.
4 марта - для меня особенный день. Я смог доказать в суде, что сотрудники ИМНС РФ №4 по Приморскому краю своими незаконными действиями причинили мне убытки. И как следствие, согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ, обязаны их возместить. Суд считает доказанной причинную связь между незаконными действиями налогового органа и понесенными убытками предпринимателя.
Коротко история вопроса. Предприниматель в начале 2001 года заключил долгосрочные договоры с клиентами на сумму X. НДС в своих счет-фактурах не выделял, так как в статье 145 НК РФ однозначно были указаны условия освобождения от НДС. Налоговая инспекция приняла решение об отсутствии у предпринимателя права на освобождение от НДС и обязала платить этот налог.
Предприниматель, выполняя требования сотрудников ИМНС, увеличил стоимость своих услуг на 20%. Клиенты предпринимателя отказались от оплаты услуг, считая их необоснованно увеличенными, и расторгли договоры. Затраты предпринимателя, предпринятые для выполнения этих договоров, составили сумму Y. Кто возместит эти убытки? Отвечаю. Министерство по налогам и сборам РФ, так как оно является главным распорядителем средств федерального бюджета и в силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ выступает в суде от имени казны РФ по искам о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями и решениями соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности.
Чтобы доказать это, мне потребовался почти год. Год ненужной борьбы, которая отвлекала меня от предпринимательской и преподавательской деятельности.
Итак, суд взыскал в мою пользу с Министерства по налогам и сборам 27 тысяч рублей как возмещение убытков, причиненных мне неправомерными действиями налоговой инспекции.
А как оценить моральный ущерб от волнений, переживаний и бессонных ночей? Как оценить ущерб моей деятельности, когда я вместо встреч с клиентами сидел в зале заседаний? Как объяснить моему маленькому ребенку, что я не могу купить ему детское питание, потому что мне нужно сэкономить деньги на билеты? Я потратил на восстановление своего нарушенного права — на билеты, консультации и т.д. — более 10000 рублей. Однако суд посчитал, что эти расходы взысканию с ответчика не подлежат.
Что меня ждет впереди? Думаю, что ИМНС подаст апелляцию, потом кассацию. Почему бы и нет? ИМНС, в отличие от рядового гражданина, не платит госпошлину в суд. Не исключаю, что будут очень рьяно «работать» со взбунтовавшимся предпринимателем. Поэтому я готовлюсь к очередному арбитражному суду, в котором буду снова отстаивать свои права по результатам налоговой проверки.
А вообще мне очень хотелось задать вопросы, только будут они, скорее всего, риторическими.
Зачем принимаются федеральные законы, если должностные лица (в частности сотрудники ИМНС) их трактуют в своих интересах?
Как будут наказаны нарушители федеральных законов?
Будут ли при таком подходе предприниматели стремиться работать честно и «выходить из тени»?
И будет ли вообще желание у людей заниматься предпринимательской деятельностью, а значит, платить налоги, возрождать экономику страны?
Главным гарантом любого частного предпринимателя является государственная поддержка, нашедшая свое отражение в Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», в котором говорится: *В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации». О какой государственной поддержке идет речь, если инструкции министерства заставляют действовать налоговые инспекции на местах строго наоборот?
В заключение хочу дать несколько советов предпринимателям, как говорится, исходя из собственного опыта.
Не бойтесь отстаивать свои законные права. И давайте объединяться. Пока мы разобщены и пока у нас нет единых центров информационно-правовой помощи, мы будем проигрывать. В западных странах люди бизнеса, предприниматели, определяют направления развития экономики страны. Экономика должна развиваться естественным путем, а не политическими указами и постановлениями, инструкциями. Призывами и обещаниями нельзя создать рыночные отношения. Нужно просто дать людям нормально работать, а не заставлять их выживать. Большинство из нас готово честно платить налоги. Но нам нужна разумная государственная поддержка на деле, а не на словах.
Михаил СОБОЛЕВ, частный предприниматель, директор Аналитической информационной службы «Бизнес-КОТ».
Опубликовано: Газета «Бизнес-Арс» № 17 (423) от 25 апреля- 01 мая 2002 г.