. Сокращение кадров: как избавиться от лишних работников | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Сокращение кадров: как избавиться от лишних работников

 Рубрика «Управление персоналом»

 
Сокращение кадров: как избавиться от лишних работников
 
© Владислав Гагарский
Ведущий консультант Невская консалтинговая компания, Санкт-Петербург
 
Статья посвящена алгоритму для оптимизации количества сотрудников на предприятии.
 
Когда предприятие планирует сокращение издержек, возникает вопрос и о сокращении численности сотрудников. Без системы управления численностью штата предприятие начинают сталкиваться с разрастанием своих расходов на персонал. Тема статьи – оптимизация численности персонала компании.
 
Первый шаг. Анализ структуры штата сотрудников
·                     Кадровый аудит. Изучением кадрового состава может заняться служба качества, сотрудники службы персонала либо внешние аудиторы.
·                     Сравнение численности штата персонала Вашей компании и аналогичного количества на других предприятиях в своей отрасли.
·                     Сопоставление темпов роста расходов на персонал и темпов роста прибыли. Если темпы роста фонда оплаты труда выше темпов роста прибыли, можно судить об ухудшении отдачи от персонала.
·                     Следует посчитать уровни иерархии. Следует продумать количество сотрудников, ставящих визу на простых документах. Нужно понять, сколько сотрудников визу ставят просто «для порядка» без изучения документа.
Почему разрастается штат – возможные причины
1. Предприятие не имеет свою систему управления численностью сотрудников:
·                     Отсутствует система кадрового планирования, включая стихийный наем сотрудников.
·                     Не предусмотрено четкое разделение полномочий, зоны ответственности подразделений и отдельных сотрудников.
·                     Сотрудники отдела не имеют должный опыт и юридические знания для решения трудовых судебных споров. Кадровый состав при необходимости не обновляется, а лишь расширяется.
·                     Принимаются в штат сотрудники, необходимые для временной деятельности – под определенный проект.
2. Организационная структура складывается стихийно:
·                     Организационная структура не учитывает потребности рынка.
·                     Для роста эффективности работы сотрудников руководством усиливается функция контроля – с новыми административными должностями. В результате штат управленцев начинает расширяться.
·                     Смешивание дивизиональной и функциональной систем управления. Когда создаются в филиалах собственные службы, возможно дублирование функций специалистов на местах и специалистов в головном офисе компании.
 
Второй шаг. Расстаемся с лишними сотрудниками
Сокращение кадров за счет жесткого подхода
Издается приказ Генерального Директора о сокращении установленного числа сотрудников на подразделении. Возможно определение квот – кто будет увольняться в первую очередь, во вторую и пр. За 2 месяца до сокращения сотруднику об этом сообщают и увольняют с выплатой положенных компенсаций. Такой подход предполагает различные недостатки – при быстрых, жестких сокращениях возникает опасность ошибки в увольнениях сотрудников. Также сокращения негативно сказываются на микроклимате в штате компании. В случае массовых сокращений на градообразующих предприятиях может возникнуть проблема безработицы в регионе – возможно ухудшение отношений руководства предприятия и администрации региона.
Сокращение штатов работников – мягкий подход
Администрация не выступает с инициативой об увольнении сотрудников, но способствует желанию работника уйти самостоятельно. В том числе можно стимулировать уход сотрудников по своему желанию, ужесточая процедуры аттестации предприятия, модернизируя систему материального стимулирования. Также можно банально предложить сотруднику размер компенсации, выше положенной по закону – чтобы он ушел сам.
Творческий подход к сокращению штата
Не следует навсегда отказываться от хороших специалистов. Они могут быть полезными для компании, при этом не входя в штат. Для непрофильной работы можно организовать дочерние предприятия, на которые и будут переводиться сотрудники после сокращения. Компании, ценящие свою репутацию, часто помогают сокращенным работникам в новом трудоустройстве.
 
Третий шаг. Профилактика сокращений персонала
Если избежать разрастания штата, то и не возникнет необходимости сокращений. Поэтому при планах нанимать нового сотрудника нужно убедиться – действительно ли исчерпаны текущие внутренние ресурсы компании. На работу старайтесь принимать сотрудников, которые действительно нужны будут компании в долгосрочной перспективе.
 Чтобы оформлять сезонные либо временные работы, можно воспользоваться трудовыми договорами. Для некоторых работ возможно привлечение сотрудников по договорам подряда либо воспользоваться лизингом – очень популярным на Западе методом.
Эффективная профилактика разрастания численности сотрудников – регулярная ротация своих работников в компании. Можно воспользоваться не только актуальными навыками и умениями уже работающих специалистов, но также их потенциалов. В частности, ротация может производиться после кадрового аудита – потом возможно принятие решения о перераспределении сотрудников по структурным подразделениям, с поиском лишних сотрудников либо усилением конкретных подразделений. Можно поручить сопоставление функций подразделения и реальной загрузки сотрудников – обратившись для этого к внутренним либо внешним аудиторам.
 
Говорит Генеральный Директор
Андрей Колесников, Генеральный Директор компании PowerLexis, Санкт-Петербург
Штатное планирование происходит у нас в конце каждого года. На основании прогнозов динамики продаж, анализа количества получаемых заказов, планов повышения качества работ и перспектив введения новых услуг принимается решение о перестановке кадров и введении новых должностей.
 Рост количества заказов PowerLexis значительно превысил ожидания, поэтому была скорректирована стратегия развития компании в области персонала. Начался внеплановый набор новых сотрудников. За пять месяцев количество специалистов PowerLexis увеличилось в два раза, и на данный момент еще остались вакансии. Мы жестко подходим к отбору кандидатов, поэтому поиск идет небыстро. Лучше долго искать и взять на работу отличного специалиста, чем взять среднего кандидата, провоцируя разрастание штата.
Осенью планируется открытие представительства в Москве. Предварительно уже составлено штатное расписание, но окончательно его скорректирует человек, который будет развивать это направление, — пока идет поиск такого кандидата.
Создавать должность под человека пока не приходилось, но, возможно, в скором времени такой опыт станет новым направлением кадровой политики. Недавно мы получили резюме от специалиста, который предложил интересные идеи по развитию сотрудничества с иностранными партнерами. Сейчас рассматривается возможность развития такого курса, и, возможно, будет введена новая должность. 
Справка
Владислав Гагарский окончил Московский авиационный институт по специальности «экономика и управление на предприятии». Специализируется на проектах по оптимизации и регламентации бизнес-процессов, совершенствованию систем управления, оптимизации численности персонала. Принимал непосредственное участие более чем в 20 проектах по управленческому консультированию.
Невская консалтинговая компания консультирует в сфере управления рисками и внутреннего контроля, финансового и управленческого учета, бюджетного планирования, управления инвестициями. Среди клиентов — компании: «Ростелеком», «Дальсвязь», «ВолгаТелеком», «МТС», «Энергостройинвестхолдинг», Омская химическая компания и др. Численность персонала — 70 человек.
 PowerLexis — консалтинговая компания. Разрабатывает деловые презентации продуктов, услуг, проектов, компаний, в том числе электронные; проводит обучение по созданию презентаций и диаграмм.
Клиенты: компания «АстраЗенека», ЗАО «Майкрософт Рус», ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Пластик» (ОАО «Сибур Холдинг»), КБ «Юниаструм Банк», ГК «TNS Россия» и др.
Численность персонала: 15 человек.
Источник: http://www.gd.ru/articles/view/id/3220-sokrashchenie-kadrov/
 
Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...