. Франчайзинг – это просто | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Франчайзинг – это просто

 Рубрика «Экономика – это просто»

 
Франчайзинг – это просто
 
Вопрос в редакции.
Подскажите, что такое франчайзинг и что это за направление бизнеса?
 
Франчайзинг – это узнаваемый внешний вид и понятное качество. Это метод построения сети, при котором все ее участники работают под одной торговой маркой и по общей системе. Это возможность быть независимым предпринимателем и при этом пользоваться всеми преимуществами эффекта масштаба и крупного игрока на рынке.
 
Основные термины [1]
 
Франчайзинг
Предпринимательская деятельность, согласно которой на договорной основе одна сторона (франчайзер) передает второй (франчайзи) за вознаграждение на определенный срок или без указания такого:
– право использования торговой марки;
– знака обслуживания;
– фирменного (торгового) наименования;
– услуг;
– технологического процесса;
– специализированного оборудования;
– ноу-хау;
– коммерческой информации, которая охраняется законом;
– других, предусмотренных договором объектов права интеллектуальной собственности.
 
Пакет франшизы
Весь пакет документов, услуг и условий, предложенных франчайзером действующему или потенциальному франчайзи. Касается всех основных вопросов, изложенных во франчайзинговом договоре, а также основных услуг франчайзера франчайзи для успешного ведения бизнеса в соответствии с франчайзинговым договором. Включает руководство по товарам/услугам или руководство по эксплуатации, дизайн-проект, лицензии на объекты интеллектуальной собственности, другие инструкции.
 
Франчайзер (Франшизиар, Правообладатель)
Лицо, как правило, юридическое, собственник прав на франшизу, лицензирует и "продает" (фактически передает в пользование) свою интеллектуальную собственность (торговую марку, ноу-хау и производственную систему), как правило, сначала испробовав ее на собственных точках.
 
Франчайзи (Пользователь, Оператор, Франшизиат)
Лицо (физическое или юридическое), которое приобретает права на франшизу на определенной территории согласно франчайзингового договора или иного договора, направленного на создание франчайзинговой сети на территории.
 
Франчайзинговый договор
Договор, устанавливающий условия франчайзинговых отношений между франчайзером и франчайзи. Должен содержать детальное описание всех условий сотрудничества, включая права и обязанности обеих сторон. Как правило, франчайзи не имеет возможности существенно повлиять на условия заключаемого договора с франчайзером. Зачастую используется как типовая форма, к которой присоединяются франчайзи во франчайзинговой сети. Может иметь несколько приложений к франчайзинговому договору.
 
Франшиза
Право, приобретаемое у франчайзера, на вступление в определенную предпринимательскую деятельность:
а) в которой товары или услуги, продаются, предлагаются для продажи или сбываются в соответствии с определенным маркетинговым планом, системой или ноу-хау, предложенным в значительной степени франчайзером или связанным с ним лицом;
б) которая в значительной степени ассоциируется с наименованием, торговой маркой, рекламой или коммерческими символами франчайзера или связанных с ним лиц;
в) в которой присутствует продолжительный финансовый интерес франчайзера или связанных с ним лиц и франчайзи в эксплуатации франчайзинговых точек и которая требует от франчайзи уплаты франчайзинговой платы франчайзеру или связанному с ним лицу.
В США часто используется как заменитель понятия "франчайзинговый договор". В Европейских странах под франшизой понимают пакет прав промышленной или интеллектуальной собственности, касающихся торговых марок, торговых наименований, символов в магазинах, полезных моделей, конструкций, авторских прав, ноу-хау или патентов, используемых для перепродажи товаров или предоставления услуг конечным потребителям. Не путать с аналогичным по написанию термином, который используется в страховании.
 
Роялти
Периодические платежи, производимые франчайзи за использование объектов права интеллектуальной собственности и операционных систем ведения бизнеса. Обычно рассчитывается как процент от валовых продаж, но может также иметь форму фиксированной платы. Может устанавливаться по прогрессивной или регрессивной шкале.
 
Виды франчайзинга
 
Деловой франчайзинг
Наиболее распространенный вид франчайзинга с 50-х гг., при котором предоставляется право на организацию предприятия с профилем деятельности и названием франчайзера. В широком смысле включает не только товар, услугу и торговую марку, но и всю структуру самого бизнеса, включая обычно план маркетинга, руководство по эксплуатации, стандарты, а также контроль качества. Потребитель обычно не может отличить франчайзинговую точку от предприятия самой компании. Представителями являются "McDonalds", "Baskin&Robbins", "Ростик`с", "Картопляна хата", "Пицца Челентано", "МакСмак".
 
Конверсионный (Дочерний) франчайзинг
1. Независимое предприятие, которое становится под "зонтик" региональной или национальной компании, предлагающей воспользоваться преимуществами услуг быстрорастущей сети связанных предприятий. Зародился на рынке риэлтерских услуг. Часто используется для создания довольно широкой сети из сравнительно небольших компаний.
2. Вид франчайзинга, при котором крупный франчайзер приобретает всю или часть другой сети и преобразует отдельный ее элементы, чтобы они соответствовали ее собственным, что делает возможным быстрое расширение сети за счет прибавления нескольких точек за один раз. Стал с недавнего времени распространенным, особенно среди компаний сферы общественного питания.
Могут возникать правовые осложнения, когда покупатель ищет возможности управлять приобретенной сетью независимо от существующей структуры, некоторые точки которой могут рассматривать приобретенную сеть как своего конкурента.
 
Мягкий франчайзинг
Разновидность франчайзинга, в котором отсутствует первоначальный платеж. Франчайзи не инвестирует свои средства на начальном этапе, но берет на себя текущие расходы. Он занимается управлением франчайзинговой точки, платит сервисную плату франчайзеру и получает за это прибыль.
 
Нишевой франчайзинг
Небольшие, псевдонезависимые точки, которые могут использовать различные названия и предназначены для удовлетворения аналогичных потребностей своей отдельной рыночной ниши, а не общего рынка. Узкие системы могут дублировать друг друга или косвенно конкурировать с первоначальными видами деятельности. В рамках одной такой франшизы может существовать ресторан, кафе быстрого питания и доставка или, например, придорожный мотель, деловой и элитный отели.
 
Производственный франчайзинг
Вид франчайзинга, при котором предоставляется право производить и продавать продукцию из сырья и материалов, закупленных у Франчайзера. Представителями являются "Кока-кола", "Пепси".
 
Прямой франчайзинг
Метод франчайзинга, при котором франчайзер заключает соглашение непосредственно с отдельными франчайзи, как правило, на управление одной точкой. Является одним из наиболее распространенных и менее рисковых для франчайзера.
 
Расширенный франчайзинг
Франчайзинг, при котором франчайзи может управлять любым числом точек. По мере дальнейшего развития разновидностей франчайзинга, стал охватывать территориальный франчайзинг, мастер франчайзинг и мастер территориальный франчайзинг.
 
Сервисный франчайзинг
Вид франчайзинга, при котором предоставляется право заниматься определенным видом деятельности, как правило, предоставлять услуги. Представителями есть СП "Американская химчистка", "1С-Бухгалтерия".
 
Частичный франчайзинг
Освоение на основе франчайзинга дополнительных видов деятельности, хорошо сочетающихся с основными.
Предприятие может принять решение о покупке франшизы, исходя из следующих причин:
– основной продукт/услуга может не обеспечивать достаточного оборота, соответствующего помещению;
– франчайзинговая точка может быть прибыльной только, если начальные расходы покрываются за счет других источников;
– франчайзинговая точка может привлечь часть клиентов за счет основного продукта;
– франчайзинговая точка становится более конкурентоспособной при объединении с основным продуктом предприятия, например, аренда автомобилей при станции техобслуживания.
 
[1] Определения даны согласно:
Цират А. В., Кривонос Е. А. Франчайзинг от А до Я: Терминологический словарь. – Киев: Ассоциация франчайзинга, 2004. – 60 с.
 
Первоисточник: http://www.franchising.org.ua/page/osnovy_franchajjzinga
 
Новости
20.06.2022
Вышел сборник рассказов «Будь эффективен! // Жажда жизни с гарантией» ...
21.05.2022
Вышла новая книга «Статуэтка. Магический куб» ...
31.01.2022
Опубликован новый рассказ «Будь эффективен!» ...
25.12.2021
Выпущены книги в аудиоформате ...
04.07.2021
Создан новый раздел "Книги на Литрес" ...
06.06.2021
Опубликованы новые рассказы ...
14.02.2021
Творческая встреча «Управление финансами» ...
15.05.2020
Соболев М.В. принял участие в конкурсе на должность главы Арсеньевского городского округа ...
29.02.2020
Опубликованы новые рассказы ...
26.01.2020
Ответы в рамках Форума общественности «Наш Арсеньев» от 22 января 2020 года ...