. Электронная коммерция: новые идеи и инструменты | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Электронная коммерция: новые идеи и инструменты

Рубрика «Интернет - технологии для бизнеса»

 

Электронная коммерция: новые идеи и инструменты

 

© Антон Терехов, «Маркетинговое агентство Пять Птиц», ICHIBA, главный редактор портала www.shopolog.ru

 

Я расскажу о новых “фишках” электронной коммерции – интересных бизнес-моделях и полезных инструментах, которые появились в последнее время.

1. Рекомендательные системы и умный поиск

Эта тема давно популярна в электронной коммерции, но последнее время появилось сразу несколько интересных новинок.

Популярность за рубежом набирают рекомендательные системы, которые могут использоваться на сайтах интернет-магазинов, в том числе по модели SaaS. При внедрении они подключаются через API к товарным базам данных, к историям заказов. В большинстве случаев такие системы включают в себя инструменты, позволяющие отследить поведение пользователя на сайте, а также обработать информацию о заказах, которые сделали клиенты.

За рубежом этот рынок существует уже несколько лет. В России такого рода решения еще не появились, но думаю, что в самое ближайшее время продукты класса recommender.strands.com выйдут на российский рынок и будут чрезвычайно востребованными. Для проектов, каталог которых содержит десятки, а то и сотни тысяч товаров, рекомендательная система является не какой-то «дополнительной фишкой», а в первую очередь удобной навигацией по магазину. В каталоге на 100 000 товаров трудно сориентироваться. В таком случае рекомендательная система – это практически единственный способ навигации. Думаю, что в ближайший год или два здесь будут существенные прорывы, в том числе, среди IT-решений.

Визуальный поисковик like.com - пример "умной" системы подбора товаров и персональных рекомендаций. Like.com искал товары не по параметрам, а по внешнему виду. В итоге его купила компания Google, чтобы усовершенствовать свои технологии визуального поиска. Like.com не только автоматически распознавал цветовые гаммы товаров. Поисковик "умел" с помощью системы тегирования и некоторых инструментов распознавания образов определять стилистическую принадлежность продуктов.

Условно говоря, система позволяла покупателю выбрать свой стиль. Человек говорит: “Я хочу выглядеть современно, в стиле от Gucci и т.п.”, т.е. описывает свой стиль словами. Система автоматически рекомендует ему товары, которые соответствуют его стилистическим ожиданиям. Кроме того, рекомендации выдаются на основе истории заказов и т.д. В России даже в крупных проектах такого рода систем пока нет. Но я уверен, что с ростом рынка одежды, с развитием проектов Sapato.ru, Wildberries.ru и т.п. подобные системы в российской e-commerce появятся в ближайшие год или два.

Очень разумно подошла к формированию поисковой системы компания “Ютинет”. Как многие знают, “Ютинет” - это интернет-магазин электроники. В большинстве случаев поиск товара в магазинах электроники ведется по некоему набору свойств. Вы выбираете ноутбук определенной массы, с наличием или отсутствием CD-ROM, с большей или меньшей диагональю экрана и т.д. В “Ютинет” провели большую работу и классифицировали не сами товары, а свойства товаров. К примеру, редакторы вручную отмечали, что ноутбук такого-то веса и цвета подходит для женщины. Дальше система под запрос “ноутбуки для девушки” автоматически отбирает для пользователя товары, которые соответствуют нужным свойствам.

Не могу сказать, что я как потребитель удовлетворен продуктом на 100%. Такую поисковую систему пока еще можно поставить в тупик неожиданным запросом. Но если в “Ютинет” доведут продукт до ума, это будет инновация мирового масштаба.

Amazon запустил для мобильных телефонов приложение, которое называется Amazon Remember. Его основная функция – распознавание изображений. В этой области вообще сейчас идет интеллектуальная гонка. Система распознавания образов определяет похожие товары и выводит их на экран мобильника или смартфона. Например, я вижу раскладной стул, хочу посмотреть, есть ли он на Amazon.com. Я фотографирую его, а система автоматически подбирает похожие стулья.

Вряд ли, кто-то из маленьких магазинов это может себе позволить. Но персонализация поиска и каталогов – это сейчас серьезный тренд в электронной коммерции.

Есть мобильные приложения, которые делают нечто обратное. Например, книжный магазин Alibris.com и винный отдел компании Tesco создали приложения, которые случайным образом выбирают товары из каталога при встряхивании мобильного телефона. Это тоже интересный тренд. К тому же, пока у него еще присутствует эффект новизны.

2. Кооперация конкурентов

Российский стартап в этой сфере, который сразу нацелился на международные рынки, называется AboutProducts.info. Основная идея: компании могут интегрировать друг с другом описания похожих или одинаковых товаров.

Как предполагается, система будет автоматически доставлять контент от поставщика на страницу с товаром в интернет-магазине, собирать файлы с описаниями товаров от разных интернет-магазинов. Затем она будет связывать их между собой и генерировать (сначала автоматически, потом при участии человека) карточку товара. Получается некое «идеальное описание товара», которое потом система раздает продавцам. При этом для каждого интернет-магазина она может генерировать различные варианты описания, чтобы не было потерь с точки зрения поисковой оптимизации. Идея, на мой взгляд, замечательная, но она трудно реализуема технологически. Достаточно тяжело связать между собой различные товары от разных продавцов на уровне IT-системы. Однако в конкретной отрасли это возможно сделать. Думаю, что в ближайшее время появится некоторое количество подобных стартапов.

3. Динамическое ценообразование

Еще одна тема, которая сейчас популярна в электронной коммерции, – динамическое ценообразование. Продавец пытается автоматически проанализировать поведение пользователя, его профиль, и под каждого конкретного пользователя или под каждый продукт формировать динамическую цену, которая может меняться с течением времени и отличаться для разных пользователей.

Продвинутые системы динамического ценообразования пришли из туристической отрасли и продажи авиабилетов. Дело в том, что когда продается ограниченное количество мест (в отелях или в самолетах), появляется понятие квоты. В этом случае на разных этапах изменяется заинтересованность продавца и стратегия продаж. Так, в начале продажи билетов авиакомпания заинтересована в скорейшем заполнении авиалайнера. В середине цикла продаж она заинтересована в повышении маржинальности, т.е. в продаже билетов по максимальной цене. А в самом конце она заинтересована в том, чтобы как можно быстрее продать оставшиеся места. В результате ценообразование для продуктов и услуг, имеющих квоты, естественным путем становится динамическим.

Эта схема актуальна для любого ритейлера, у которого есть фиксированный остаток товаров на складе. Существуют различные алгоритмы и IT-системы, которые позволяют увязать складские остатки и жизненный цикл товара с методикой определения торговой наценки на конкретный товар. Я навскидку нашел с десяток систем, которые предоставляют IT-решения в области динамического ценообразования. Ближайшие 1,5 – 2 года на российский рынок выйдут такие решения, и весь e-commerce начнет пользоваться динамическим ценообразованием.

Любопытные модели ценообразования можно найти за рубежом. Вот какую схему интернет-аукциона придумала компания Bidrivals.com. У каждого участника есть определенное количество денег на аккаунте. За каждую ставку с участника аукциона взимают небольшую сумму. Выигравший участник (тот, чья ставка стала последней) покупает товар по цене, на которой остановились торги. У проекта очень большой трафик, через него проводится большое число транзакций. Люди «подсаживаются», вносят достаточно много денег на счет. Поэтому система очень хороша еще и с точки зрения cashflow, т.к. на счетах постоянно находятся значительные средства.

У нас аукционы, как прямые (molotok.ru), так и обратные (gagen.ru), такой популярностью не пользуются. Но я думаю, что когда россияне начнут больше доверять интернет-продавцам, аукционные модели наберут популярность.

4. Совместное потребление

Еще один тренд, о котором много говорят, – совместное потребление. Некоторые проекты основаны на том, что люди совместно используют те или иные виды товаров или услуг, «обмениваются» ими. Возьмем, к примеру, проект, который собрал множество премий и бонусов на конкурсах стартапов - Usedcardboardboxes.com. Компания создала… систему обмена картонными коробками. Мысль очень простая – человек покупает какие-то вещи, у него остаются коробки, которые ему не нужны. Но эти коробки могут понадобиться людям, которые переезжают. Вот так, в очень узкой таргетированной нише, придумав, как люди могут совместно потреблять те или иные вещи, компания зарабатывает приличные деньги.

Другой проект - Zipcar.com.. Это клуб для аренды автомобилей, альтернатива обычной аренде. Члены клуба могут сдавать напрокат персональный транспорт, когда он им самим не нужен. Т.е. в выходные, чтобы поехать на дачу, я беру в аренду автомобиль человека, который живет рядом со мной, ездит на работу, а по выходным не пользуется машиной. И наоборот. Этот проект «выстрелил» в Америке, у него значительное число участников.

Еще один проект, о котором вы, наверное, слышали – Airbnb.com. В него вложили много денег. Это сдача свободного жилья в краткосрочную аренду. Человек сдает на несколько дней свою квартиру, когда она свободна (хозяин уезжает на выходные, в отпуск и т.д).

У нас пока нет таких стартапов, но они появятся точно, в ближайший год или два, по крайней мере, в Москве. Есть очевидные ниши. Например, точно будут востребованы сервисы обмена детских игрушек, детской одежды. Такой проект может «взлететь» очень быстро.

5. Социализация e-commerce

Blippy.com - не самый новый проект в этой сфере, но в России, опять же, может быстро набрать обороты. В чем идея? Есть некая социальная сеть, где я могу выложить историю своих покупок в крупных интернет-магазинах: на Amazon.com, eBay.com и т.д. При этом другой человек может, как в Твиттере, нажать кнопку “Follow” и отслеживать, что я покупаю. Иными словами, это такая социальная сеть, где основным элементом являются покупки. Например, если вам интересно, что я читаю про электронную коммерцию, вы можете следить за тем, какие деловые книги я покупаю на Amazon.com. Такой проект может быть реализован как между несколькими интернет-магазинами, так и в рамках одного крупного интернет-магазина.

Кстати, когда мы получаем e-mail клиента, хорошо было бы собрать информацию о нем в социальных сетях. API крупных социальных сетей, позволяют это сделать. Существуют сервисы, которые по e-mail выстраивают достаточно точный профиль человека. Составив такой профиль, я могу предложить клиенту продукты, которые будут соответствовать данным о нем из социальных сетей. Flowtown.com - сервис из этой области. Эта технология работает со всеми ведущими социальными сетями. Кроме того, она интегрирована с мощными почтовыми маркетинговыми сервисами - MailChimp, iContact.

6. Проекты года

Эпохальное событие в области электронной коммерции – сайт X.com.X.commerce - это проект компаний, которые сконцентрировались вокруг eBay (сам eBay, Magento, GSI, PayPal и т.д.). Проект является сборником API для разработчиков и для продавцов.

Наряду с этим, мой личный “приз зрительских симпатий” получает проект “Мистер Лягушка пишет детям”. Это, конечно, не такой глобальный проект, но я считаю, что это отличная идея. Подписываешься на сервис mr-frog.ru, указываешь свой почтовый адрес, возраст ребенка и его интересы, и Мистер Лягушка присылает твоему ребенку письма. Настоящие бумажные письма, с фотографиями разных стран, с картинками и похождениями Мистера Лягушки. Я бы хотел, чтобы подобных прекрасных проектов в следующем году появилось как можно больше.

Источник: http://www.oborot.ru/article/531/24 

 

Новости
14.02.2021
Творческая встреча «Управление финансами» ...
15.05.2020
Соболев М.В. принял участие в конкурсе на должность главы Арсеньевского городского округа ...
29.02.2020
Опубликованы новые рассказы ...
26.01.2020
Ответы в рамках Форума общественности «Наш Арсеньев» от 22 января 2020 года ...
04.12.2019
Вышла новая книга «Статуэтка. Четки бессмертия» ...
29.05.2019
Запущена демоверсия онлайн игры «Богатей» ...
20.04.2019
День рождения компании «Сфинкс» ...
08.02.2019
Обновлено содержание сайта ...
02.02.2019
Открыта новая рубрика Дыхание миллионера ...
03.09.2018
Выпущена новая книга «Статуэтка. Сокровища чжурчжэней» ...