Рубрика «Безопасность бизнеса»
Как обезопасить мобильную связь от мошенников
«Мама, положи 500 руб. на этот номер, вернусь домой, объясню», - такие SMS-сообщения уже стали классикой мобильного обмана. Прогресс налицо. Из наперсточников и карточных катал аферисты переквалифицировались в высокотехнологичных мошенников, вооруженных самыми эффективными инструментами информационной эры.
Мобильное мошенничество больно бьет по кошелькам потребителей и приносит солидный доход преступникам.
Билайн
Недавно компания «Билайн» предупредила своих клиентов о новом виде мошенничества. Человека просят приобрести и оформить на собственные паспортные данные SIM-карту с договором по системе «сначала говоришь, потом платишь». При этом предлагается небольшое вознаграждение. Если наивная жертва соглашается, мошенники используют эти SIM-карты для организации переговорных пунктов для международных звонков или отправляют с SIM-карты платные SMS на короткие номера.
Далее, когда номер блокируется из-за задолженности, злоумышленники выбрасывают SIM-карту, а владелец номера, паспортные данные которого указаны в договоре, привлекается к ответственности за неуплату счетов за услуги связи. Можно только поражаться находчивости и изобретательности мобильных мошенников. А ведь это только один из многих вариантов одурачивания людей.
Очень часто мошенники используют SMS-сообщения. Они давят на родительские инстинкты и эмоции. Мамы и папы получают сообщения, в которых их дети жалуются на свалившиеся невзгоды и просят помочь деньгами. Некоторые отправляют материальную помощь своим чадам, даже не задумываясь.
Еще один популярный способ - использовать добрые намерения людей. Присылают сообщение о том, что маленькому ребенку срочно требуется дорогостоящая операция и оставляют номер, на который можно позвонить, чтобы помочь. Сердобольный человек, поддавшись порыву, сразу же звонит на указанный номер. А на другом конце провода установлен автоответчик, на который записаны гудки. Жертва думает, что соединение еще не произошло, а в это время с ее счета списывают деньги. Трубку никто не берет, и человек перезванивает еще раз. Особо упорные могут слушать автоответчик несколько раз подряд, пока их номер не заблокируют из-за того, что деньги закончились.
МегаФон
Клиенты «МегаФона» также серьезно страдают от мобильных мошенников. Для борьбы с ними телекоммуникационная компания даже запустила федеральный проект в целях защиты абонентов. Основной стратегией проекта является предоставление информации о видах мошенничества и способах борьбы с ним.
Особо отмечается низкая безопасность мобильного Интернета. Смартфону угрожают те же опасности, что и компьютеру. Это уже не безобидные смски, которые в принципе можно просто игнорировать. Вирусы могут опустошить ваш счет и вывести из строя аппарат. Борьба с сетевым мошенничеством почти не отличается от борьбы с телефонным. Нужно просто не скачивать на свой телефон непроверенные программы, не переходить по непонятным ссылкам и установить хороший антивирус.
Стоит отметить, что «МегаФон» предлагает ряд бесплатных услуг по борьбе с мошенниками. Одна из них, к примеру, позволяет заблокировать возможность отправления SMS-сообщений на платные короткие номера. Именно отправление сообщений на короткие номера составляет львиную долю затрат жертв обмана.
Часто абоненты получают радостные новости о победе в лотерее. Обычно призом выступает автомобиль. Но вот незадача, по условиям конкурса надо отправить круглую сумму. Для усыпления бдительности жертву просят положить от 5 тыс. до 10 тыс. рублей на свой же счет. Сбитый с толку человек рассуждает, что ничего опасного в этом нет, что деньги он потом сможет использовать сам и отправляет их на свой номер. И тут происходит чудо: деньги испаряются вместе с надеждой получить приз. Сумма перенаправляется мошенникам. Важно помнить, что за приз не нужно платить ничего, кроме налогов. И уж тем более не надо оплачивать свою победу по телефону.
МТС
Продолжая тему интернет-мошенничества, важно напомнить о недобросовестных контент-провайдерах. Это партнеры операторов сотовой связи, которые способны ловко и незаметно забрать у вас все деньги. Бывает, что вы скачиваете с помощью телефона музыку, фильмы и т. д. И контент-провайдер, предоставляющий вам эту возможность, может оказаться опаснее мошенников. К скаченному треку он может подарить вам бонус в виде подключения к дополнительным услугам. Они весьма полезны. Например, ваш телефон будет рассылать смски стоимостью 100 рублей в течение всей ночи.
Действия контент-провайдеров довели многих до белого каления. Так, Татьяна Яковлева, обычный абонент, была вынуждена написать открытое письмо президенту России. Она жалуется на то, что с телефона ее престарелой матери списывали по 200 рублей, со счета отца несколько раз сняли по 100 рублей. Бороться с таким видом мошенничества очень сложно, зачастую сами пользователи соглашаются на разорительные услуги, невнимательно читая условия, на которых им предоставляют контент.
Компания «МТС» может похвастаться определенными успехами в помощи своим абонентам. Оператор предпринял ряд мер, например перевел все транзакции на свой сайт, чтобы контролировать денежные потоки от абонентов к провайдерам, и ввел систему оповещения о стоимости услуг контент-провайдеров.
Дмитрий Солодовников, руководитель направления по взаимодействию со СМИ компании «МТС», сообщил нам, что принятые меры позволили в течение 2012 года в два-три раза сократить ежемесячное количество жалоб абонентов на мошенничество с короткими номерами. В настоящее время в «МТС» поступает порядка 10 тыс. обращений, по 97% из которых потерянные деньги клиентам возвращаются. За январь этого года клиентам вернули 4 млн рублей, причем большая часть этой суммы - средства, взысканные с недобросовестных контент-провайдеров.
Также МТС ужесточает контракты с контент-провайдерами. Штрафы за нарушения увеличиваются в разы. Санкции налагаются за распространение вредоносного ПО, не до конца оказанные услуги (например, когда абонент отправляет SMS-сообщение на платный номер, а взамен не получает ссылки на заказанный ресурс), некорректное информирование подписчиков о стоимости услуги.
«Мы рассчитываем, что новая система изменит формат работы контент-провайдера и оператора - она будет стимулировать контент-компании самостоятельно контролировать действия своих партнеров и пресекать все возможные попытки мошенничества в отношении абонентов. С учетом уже предпринятых технических мер это позволит сделать рынок прозрачным и значительно снизить уровень мошенничества», - пояснил представитель мобильного оператора.
Источник: http://lf.rbc.ru/recommendation/finance/2013/03/01/223078.shtml