Минэкономразвития: цена кризиса - 46 рублей за доллар
© Информационное агентство «Финмаркет»
Основой антикризисной программы правительства должен стать специальный вариант бюджета на случай резкого падения цен на нефть (он должен быть готов к концу августа).
Поскольку доходы от продажи нефти составляют сейчас половину всех доходов бюджета, считалось, что кризисное планирование выльется в тяжелую и безрадостную резню расходов. Однако Минэкономразвития, которому была поручена вся предварительная работа, разработало сценарий, при котором бюджет будет тратить даже больше, чем при высоких ценах на нефть (копия документа имеется в распоряжении "Финмаркета"). И это, по замыслу министра Андрея Белоусова, должно сгладить последствия кризиса для экономики.
Оплатить операцию придется населению, которому придется минимум год прожить с курсом 46 рублей за доллар и инфляцией почти в 12%, подсчитало министерство.
Два сценария кризиса
Наряду с базовым «умеренно-оптимистичным» сценарием (он заложен в проект «обычного», не антикризисного бюджета), Минэкономразвития разработало два сценария разной степени пессимистичности. О том, какой из трех вариантов более реалистичен, сейчас остается только спорить.
«Оптимистичный вариант» предполагает, что:
· Европа каким-то чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса.
· Для этого членам еврозоны нужно пройти между Сциллой и Харибдой - ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны, позволило снизить цену заимствований, а с другой - не подорвало окончательно экономический рост.
· Причем все страны должны действовать согласованно, вне зависимости от их совершенно разных экономических интересов и политических проблем.
· Тогда мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.
Цены на нефть и курс доллара при различных сценариях
Согласно сценарию «мягкого кризиса» (в документе Минэкономразвития он именуется «вариант А»):
· остановить разрастание долгового кризиса не удастся. То та, то другая страна, охваченная рецессией, будет испытывать трудности с выплатой долга. Попытки бюджетной консолидации (снижения дефицита бюджета) будут загонять страны еще глубже в рецессию. Пострадает не только юг Европы, но и развитые экономики центра и севера;
· однако европейским лидерам удастся договориться о плане спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и поддерживая спрос;
· некоторые экономики продолжат расти и станут точками опоры для бедствующего континента, что предотвратит перерастание кризиса в неконтролируемый процесс;
· закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в 0,3-0,7% после 2014 года). Сильно пострадают от падения спроса и недостатка банковского фондирования страны СНГ и Восточной Европы. БРИК и США также замедлятся, а цена на нефть на некоторое время упадет до $75-80, но затем вновь начнет расти;
· темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться до 0,5-1,2%, а затем выйдут на траекторию 3-3,7% в год;
· курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей, инфляция (не надолго) вырастет до 8,6%, темпы роста доходов населения снизятся в реальном выражении до 1%.
Наконец, разработан сценарий А2, в общих чертах повторяющий показатели глобального кризиса 2008-2009 годов.
По нему:
· бедствующие страны ЕС не могут восстановить платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а европейские лидеры - договориться о спасении евро;
· стоимость гособлигаций падает, что вызывает острый кризис банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис распространяется на весь ЕС;
· ЕЦБ и антикризисные фонды не могут действовать из-за разногласий политиков. В результате, после долгих и безуспешных переговоров, богатые страны Европы предпочитают договориться о новом монетарном союзе без участия "слабых", нежели жертвовать своими интересами ради их спасения. Администрация США не вмешивается и наблюдает за падением Европы со стороны;
· потери банков США, БРИК и Японии также велики. Мировая экономика растет всего 1,2%, экономика ЕС падает на 2,8% и долго не может восстановиться, в США также начинается рецессия;
· происходит резкое падение цен на нефть. Это связано не только с падением спроса со стороны США, Китая, Индии и Европы, но и с действиями инвесторов на рынке производных нефтяных бумаг. Главные среди них - Morgan Stanley и Goldman Sachs, потеряв деньги в Европе, начнут выводить инвестиции и из нефтяных бумаг, что вызовет обвал цен на сырье;
· цены падают ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года. Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в 2009 году - $60.
Россию немедленно накрывает давно ожидаемая (и на сей раз настоящая) вторая волна кризиса. Экспортная выручка выводится из страны, не задерживаясь. В 2013 году доходы от экспорта падают на 31% (в 2009 году было 36%). Начинается лавинообразная девальвация. Экономика падает также сильно, как европейская.
«Катастрофический вариант», при котором США сами себя загоняют в глубокую (4%) рецессию (в случае, если республиканцы и демократы не смогут договориться о преодолении «фискального Клиффа» - запланированного на 2013 год резкого снижения расходов бюджета), Минэкономразвития не рассматривало из-за «низкой вероятности».
Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не прекратятся вовсе.
Причина - балансирующий механизм в виде гибкого курса рубля и готовность государства (по крайней мере в лице Минэкономразвития) этот механизм применить на полную мощность.
Девальвация, по подсчетам министерства, в этом случае будет намного глубже, чем в 2009 году, когда ЦБ и правительства боролись за крепкий рубль до последнего, потратив $200 млрд.
На сей раз, по мнению министерства, ЦБ будет сторонним наблюдателем роста доллара (15-16% в реальном выражении против 5,6% в 2009 году) и займется минимизацией последствий повышения инфляции (почти 12%). Доллар будет стоить 46 рублей.
· Безработица вырастет меньше, чем в 2009-ом, а вот реальные доходы населения упадут (в 2009 году наблюдался их слабый, но рост).
· Как и 4 года назад, в 2013-ом вырастет склонность к сбережениям (причем граждане из-за девальвации будут предпочитать долларовые активы, что усилит отток капитала).
· Потребительская активность, а вместе с ней и торговля, напротив, упадут.
· Отток капитала ($80 млрд. за год) и снижение экспорта не приведут к тому, что в стране впервые за долгие годы станет отрицательным текущий счет - после девальвации импорт просто рухнет, что обеспечит сохранение торгового профицита.
Кризис-2009 и кризис А2
Восстановление не займет 3 года, как в прошлый раз - уже через год, как только начнут расти цены на нефть (из-за снижения добычи странами ОПЕК), основные параметры «полета» будут в норме. Рост уже в 2014 году может составить 2-2,9%.
Проблема только в том, что граждане и бизнес дорого заплатят за кризис - доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем были бы в случае отсутствия кризиса, что, как пишет Минэкономразвития, вызовет «нежелательные социальные последствия».
Но, если положение граждан, вынужденных платить «инфляционный и девальвационный налоги», ухудшится, то положение бюджета, напротив, улучшится. А потому министерство предлагает использовать бюджет для смягчения последствий кризиса.
Бюджетный маневр в условиях турбулентности
Доходы бюджета из-за снижения цен на нефть упадут в обоих сценариях кризиса.
· Снижение на $1 цены на нефть означает для российского бюджета потери в 70-75 млрд. руб. (по оценке Минэкономразвития).
· Следовательно, по «варианту А» (падение цен на нефть до $80 за баррель) казна должна потерять около 1,4 трлн. руб., а по «варианту А2» ($60 за баррель) - почти 3 трлн. руб. Однако из-за девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся значительно ниже.
· При «мягком кризисе» бюджет потеряет 150-300 млрд. рублей, при «жестком2 - 1,1-1,2 трлн. рублей.
· Возникший дефицит бюджета будет покрыт за счет резервов, как и в 2009 году. «Вариант А2» за год уменьшит их, как минимум, на четверть: сейчас там примерно 4,6 трлн. рублей, а останется около 3 трлн.
· Но Минэкономразвития считает, что бюджет в кризис может потратить и больше, чем запланировано на случай, если этого кризиса не будет.
· В 2009 году антикризисная программа обошлась правительству в 1 трлн. рублей, сейчас она будет намного дороже.
· Только индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетников, исходя из инфляции на уровне 11% в год, потребует около 1,5 трлн. рублей. Вслед за зарплатами бюджетников вырастут и зарплаты в других отраслях. Это простимулирует спрос и торговлю.
· Увеличение госинвестиций будет стоить еще столько же. Госинвестиции смогут частично возместить потери от уменьшения инвестиционной активности бизнеса и снижения кредитования.
Если проводить такую активную бюджетную политику, то, как уверено Минэкономразвития, последствия кризиса будут намного мягче:
· спад ВВП в 2013 году будет на 0,6 п.п. меньше;
· падение инвестиций - на 2,3 п.п. меньше;
· спад в торговле - на 1,2 п.п. меньше.
Источник: http://finance.rambler.ru/news/economics/113117581.html