Семь заповедей Набиуллиной для будущего правительства
Чтобы выйти на новые темпы роста, правительству предстоит определиться с параметрами налогового бремени, темпами роста тарифов естественных монополий, будущим пенсионной системы, а также приватизационной кампанией — всего семь болевых точек отечественной экономики, которые обозначила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
Российская экономика требует коренных реформ, заявила вчера Эльвира Набиуллина на расширенном заседании коллегии министерства.
По ее словам, условия, в которых чиновники будут реализовывать следующие этапы начатых преобразований, в последующие несколько лет будут «не самыми простыми». Причем они будут зависеть в меньшей степени от цен на нефть, как это было в прошлые годы, но в большей степени «от нашего прохождения основных «развилок» в экономической и социальной политике», которых министр насчитала семь.
Первая «развилка» — допустимый для экономики уровень фискального бремени.
«Налоговая нагрузка сейчас составляет 35,6% к ВВП. Вместе с тем в отдельных секторах (прежде всего в промышленности) отношение налогов к добавленной стоимости достигает 40%», — отметила министр.
Чтобы стабилизировать систему, необходимо закрепить ставки базовых налогов как минимум на пять лет, а также создать «справедливую фискальную систему». Под этим понимается увеличение налогового бремени на сверхдоходы сырьевых компаний и его уменьшение для бизнеса, занимающегося модернизацией и создающего новые рабочие места.
Вторая «развилка» — допустимый для экономики уровень цен на электроэнергию, газ и транспортные перевозки. «Мы не можем позволить, чтобы эти цены были выше, чем в странах — наших конкурентах», — пояснила министр.
Если не обеспечить более комфортных условий для тарифов естественных монополий, на которых держится экономика, то Россия просто потеряет конкурентоспособность, отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «В противном случае может не остаться компаний, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, то есть тех компаний, которые сами что-то производят с использованием электроэнергии, а потом еще и перевозят это», — предупреждает он.
Выбрать дорогу предстоит и в вопросе укрепления финансовой системы. По итогам последних двух лет 65% российских компаний размещали свои депозитарные расписки в иностранных юрисдикциях. Это худший показатель для стран, сопоставимых с Россией (в Бразилии — 4%, Китае — 8%, Индии — 14%, ЮАР — 29%, Аргентине — 60%). Министр призвала, наконец, определиться, в какой степени для создания длинных денег Россия готова использовать накопленные резервы (прежде всего пенсионные).
Предлагается воспользоваться сбережениями пенсионной системы в качестве источника долгосрочных инвестиций, объясняет исполнительный директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. «Компаниям трудно привлекать средства на внутреннем рынке, поскольку нет доверия к финансовой системе. Использование пенсионных резервов не решит проблему. Чтобы сформировать условия, благоприятные для длинных денег, необходимо снижать инфляцию, а также обеспечить долгосрочную сохранность сбережений», — уверена она.
В четвертых, государству необходимо отказаться от контроля «над рядом активов, а не только продажи миноритарных пакетов». По мнению министра, приватизационную кампанию необходимо распространить и на регионы.
Будущее пенсионной системы — пятая головная боль чиновников. Чтобы выйти на обозначенный Владимиром Путиным бездефицитный бюджет пенсионного фонда к 2015 году (по прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году дефицит пенсионного фонда составит 1,7%), нужно пенсионную систему оптимизировать. В качестве точек оптимизации МЭР видит реформирование системы выплат досрочникам, повышение требований к минимальному стажу, а также стимулирование к более позднему выходу на пенсию.
Пенсионные накопления и резервы — это те самые длинные деньги, которых так не хватает российской экономике, считает глава попечительского совета НПФ «Ренессанс Жизнь и пенсии» Олег Киселев. Из-за ограничений, наложенных законодателем, пенсионные накопления нельзя инвестировать в акции «Газпрома», «Норникеля», так как они не входят в котировальный список.
«Развилка» номер шесть — степень открытости экономики. «На фоне запуска Таможенного союза и вступления России в ВТО нам предстоит определиться с политикой в отношении заключения соглашений о зонах свободной торговли с разными странами», — пояснила г-жа Набиуллина.
Последняя «развилка» — «модный» в последнее время вопрос возврата к бюджетному правилу инвестирования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Цены на нефть не будут повышаться, и возможности накапливать ФНБ просто не будет, говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Все деньги будут уходить на бюджетные обязательства завышенного характера. Мы в кризис умудрились взять такие обязательства, которые дай бог выполнить при нынешних ценах на нефть и уже дефицитном бюджете», — пессимистичен экономист.
Источник: http://www.rbcdaily.ru/2012/04/24/focus/562949983653631