. Креативное мышление в стратегическом управлении | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Креативное мышление в стратегическом управлении

Креативное мышление в стратегическом управлении

 

© Михаил Соболев, 2003

 

Дэвид А. Аакер, классик менеджмента, в своей работе «Стратегическое рыночное управление» говорит о необходимости применения креативного мышления при разработке стратегии развития предприятий. При этом креативность (умение генерировать идеи) рассматривается как новая возможность роста предприятий.

Однако в работе «Стратегическое рыночное управление», а также и в других работах по стратегическому управлению не рассматриваются методы генерации бизнес - идей.

Цель данной работы – рассмотреть различные способы, методы и технологии генерации новых бизнес – идей и их использование в бизнесе.

Одной из отличительных способностей преуспевающего бизнесмена является умение создавать (генерировать) новые идеи бизнеса. Однако термин «новизна» имеет спорный характер. Обратимся к классификации, разработанной Г. С. Альтшуллером, основателем науки – Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В его книге [3] предложено пять уровней задач:

1 уровень. Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям. Задача первого уровня и средства ее решения лежат в пределах одной профессии, решения задачи под силу каждому специалисту. Вариантов изменений мало, обычно не более 10. Сами изменения локальны: незначительно перестраивая объект, они не отражаются на иерархии систем.

2 уровень. Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов, известных применительно к родственным системам. Меняется (да и то частично) только один элемент системы. Ответы на задачи второго уровня – мелкие изобретения. Для получения ответа обычно приходится рассмотреть несколько десятков вариантов решения.

3 уровень. Противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки. Полностью меняется один из элементов системы, частично меняются другие элементы. Количество вариантов, рассматриваемых в процессе решения, измеряются сотнями. В итоге – среднее изобретение.

4 уровень. Синтезируется новая техническая система (то есть меняется старая техническая система). В задачах 4 уровня противоречия устраняются средствами, подчас далеко выходящими за пределы науки, к которой относится задача. Число вариантов измеряется тысячами и даже десятками тысяч. В итоге – крупное изобретение.

5 уровень. Изобретательская ситуация представляет собой клубок сложных проблем. Число вариантов, которое необходимо перебрать для решения, практически не ограничено. В итоге – крупнейшее изобретение. Это изобретение создает принципиально новую систему, она постепенно обрастает менее крупными. Возникает новая отрасль техники. Средства решения таких задач лежат за пределами современной науки.

Проводя аналогию с данной классификацией, бизнес-идеи также можно разложить на пять уровней. Критериями такой классификации является новизна технической системы, воплощенная в товар и предлагаемая потребителю.

1 уровень. Товар, имеющий мельчайшие изменения. Например, ручка шариковая, содержащая один стержень, одного цвета.

2 уровень. Товар, имеющий мелкие изменения. Например, ручка шариковая комбинированная, содержащая три стержня разных цветов в одном корпусе.

3 уровень. Товар, имеющий средние изменения. Например, ручка шариковая, комбинированная, совмещающая свои свойства с карандашом и стиральной резинкой.

4 уровень. Товар, резко отличающийся от товара-прототипа. Например, капиллярная ручка, гелиевая ручка.

5 уровень. Товар, принципиально отличающийся от товара-прототипа. Например, электронное перо для ЭВМ. Или биоручка, фиксирующая человеческие мысли, на уровне подсознания.

В чем отличие идеи от бизнес - идеи?

Идея (греч. idea) - 1) первоначально "то, что видно", "видимое" (как и эйдос), затем "видимая сущность", прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог)...2) Мысль, представление...3) Намерение, план [21].

Идея художественная - содержательно-смысловая целостность художественных произведений как продукта эмоционального переживания и освоения жизни автором. Адекватно не может быть воссоздана средствами других искусств и логическими формулировками; выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его формальных компонентов. Условно (и в более узком значении) выделяется как главная мысль, идейный вывод, "жизненный урок", естественно вытекающие из целостного постижения произведения [21].

Идея – это мысль, в которой сформулирован ответ на какую-то ситуацию или на какой-то вопрос. Идея может быть подсказкой, а может содержать полный, исчерпывающий ответ.

Бизнес – идея – это мысль о том, как при решении той или иной проблемы заработать денег.

Пример. Предприниматель судится с налоговой инспекцией и выигрывает дело. Где бизнес – идея? Предприниматель дает интервью для читаемой газеты и говорит о том, что постарается помочь другим предпринимателям. Интервью это скрытая реклама. А когда к предпринимателю обращаются за помощью, то он подсказывает, как можно решить проблему и предлагает подборку материалов (образец искового заявления, нормативные акты) на дискете или в виде распечатанных материалов за умеренную плату.

Бизнес – идея здесь заключается в том, что предприниматель, владея специальной информацией, находит потребителей этой информации, которые готовы платить за нее.

Основное отличие бизнес – идеи от простой идеи – это готовность общества или отдельных его представителей платить за саму идею или ее внедрение в жизнь.

Часто человек, сделав изобретение, не задумывается о том, как с помощью этого изобретения можно заработать, или просто не видит практического применения своему изобретению. Здесь на помощь изобретателям приходят или должны приходить предприниматели.

Предприниматель - человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. [13, с.44]

Предприниматель, похоже, единственный кто всерьез заинтересован в продвижении какой-либо идеи на рынок.

Существует хорошая американская поговорка «Кто придумал, получает 1 доллар, кто произвел – 10, тот, кто продал, -100» [14, с.68].

Мы рассмотрели ситуацию, когда есть изобретение, идея, и нужно придумать, как ее использовать в коммерческих целях.

Но бывает и другая ситуация, когда положение на рынке или в бизнесе требует внедрение каких-либо новшеств, требует генерации новых идей. Причем это нужно сделать быстро, точно, так как конкуренты не спят и тоже думают, генерируют.

В данной работе рассмотрены различные способы, методы и технологии генерации новых бизнес – идей.

Различают методы генерации идей: простые, сложные и научные.

Простыми методами являются способы, подталкивающие к появлению новых мыслей, идей, образов, ощущений. К ним можно отнести размышления под водой с задержкой дыхания, изучение поз йоги, использование различных запахов, звуков, медитацию и так далее.

Сложные методы, как правило, имеют определенные правила работы, направляющие работу мыслей в нужное русло. К ним можно отнести методы: «мозговая атака», «морфологический ящик», «контрольные вопросы», «метод аналогий» и так далее.

Научные методы отличаются тем, что оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами. В настоящее время единственной научной теорией генерации идей можно считать Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Рассмотрим метод аналогий как самый простой способ генерации идей.

Аналогия (греч. analogia - соответствие - сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия бога из бытия сотворенного им мира. [21]

Если кратко, то аналогия – это сделано по подобию.

Есть магазин игрушек для детей, а почему бы ни открыть магазин игрушек для взрослых? Отдел сувениров, в котором есть и самурайские мечи, картины, песочные часы – это те же самые игрушки, только для взрослых.

Путешествуя в крупном городе, вы увидели подвижные резиновые аттракционы, на которых весело резвятся дети. А почему нельзя купить такие же аттракционы и не установить там, где их нет (в родном городе, селе, поселке городского типа)?

Другой практичный способ генерации новых идей это чтение газет, журналов, книг. Можно составить целый список идей, на которых можно заработать. Возникает только вопрос: «Что значит новые бизнес – идеи?». Всё относительно, даже идеи. «Все новое – это хорошо забытое старое». Идея может быть старой, но в данном месте и в данных условиях она абсолютно нова, так как просто никто не додумывался так делать раньше.

Другой способ получения готовых бизнес – идей – это Интернет. Есть сайты, посвященные вопросам применения тех или иных идей.

Сущность метода «морфологический анализ» заключается в построении многомерных таблиц (морфологических ящиков), в которых осями берутся основные показатели данной совокупности объектов [1, с.52].

При морфологическом методе – до выбора – нужно построить многомерную таблицу, на одной оси которой надо отложить одни показатели (внешний вид: длина, толщина и т.д.), на другой оси – химический состав (дерево, железо, стекло и т.д.), на третьей – другие показатели. Такой ящик охватит почти все мыслимые комбинации. Их может быть тысячи и миллионы, в зависимости от количества осей. В этом один из главных недостатков морфологического метода. Наиболее эффективно применение этого метода при решении задач общего плана (проектирование новых машин, решений).

Задача. Придумать новые свойства для карандаша и стиральной резинки, чтобы эта продукция была бы новой или оригинальной.

Решение задачи.

Запишем три основных свойства карандаша: твердый, деревянный, длинный.

Запишем три основных свойства стиральной резинки: мягкая, маленькая, гибкая.

Заполняем таблицу 1.

Таблица 1 - Морфологический ящик

Карандаш

Стиральная резинка

Твердый

Деревянный

Длинный

Мягкая

мягкая - твердый

мягкая - деревянный

мягкая - длинный

Маленькая

маленькая - твердый

маленькая - деревянный

маленькая - длинный

Гибкая

гибкая - твердый

гибкая - деревянный

гибкий - длинный

 

Получилось девять вариантов. Какие могут быть бизнес - идеи?

1. Карандаш – резинка. С одной стороны карандаш, с другой – резинка.

2. Резинка стиральная очень мягкая и очень твердая (два вида резинок – увеличение ассортимента).

3. Мягкий – твердый карандаш. Мягкость и твердость стержня (набор карандашей различной твердости). С одной стороны карандаша твердый стержень, а с другой – мягкий.

4. Мягкая резинка сделанная под цвет дерева (дизайн).

5. Очень длинная мягкая резинка (для особо ленивых или тех, кто не любит часто ходить в магазин). От такой резинки можно отрезать кусочки нужных размеров.

6. Очень маленькая резинка (одноразовая).

7. Очень маленький карандаш (карманный).

8. Стиральная резинка диаметром и длиной с карандаш.

9. Карандаш, который легко гнется, но не ломается (для детей).

Мы получили девять идей, которые используются или можно использовать для получения прибыли.

Размеры данной матрицы могут быть 3 х 3, 4 х 4, 5 х 5 и т.д. Можно взять третий объект для анализа и его свойства, тогда получится матрица размерами: 3 х 3 х 3, 4 х 4 х 4, 5 х 5 х 5 и так далее.

Приведем пример использования морфологического анализа в рекламе. Данный пример рассматривался на семинаре Викентьева И.Л. «Рекламные кампании и акции PR», проходивший 22-24 марта 2002 г. в Москве.

Задача – придумать новый рекламный стенд.

Алгоритм работы:

1. Взять систему для совершенствования.

2. Назвать два – три основных параметра и выразить понятия (менее очевидные): чем ощущается, форма, материал.

3. Обман сознания. Какие бывают формы, чувства, материалы?

Материал: жидкость, силикон, нефть, навоз.

Ощущения: тактильные, нос, вкус, интуиция, равновесие.

Форма: мёбиус, аморфные, многомерные, облако.

4. Выбираем произвольные формы.

Возникли интересные идеи:

Компаунд – к полу слегка приклеиваются ноги посетителей возле стенда.

Баллоны с потолка – в виде лабиринта (на баллонах надписи).

Елочка – иллюзия продирания сквозь ветки.

Лента Мёбиуса в виде треугольника, квадрата.

Сформулируем выводы.

1. Метод морфологического ящика прост и надежен, легко программируемый, но при большом выборе параметров очень громоздкий.

2. Появившиеся варианты в результате перебора только направляют мысль в нужное русло, но не гарантируют появление новых идей.

3. Данный метод можно использовать в любых областях человеческой деятельности.

Оператор РВС – «размер – время – стоимость» - один из методов подавления психологической инерции.

Меняя в воображении размеры объекта, его стоимость и время работы – мы раскрепощаем свое сознание и возможно ожидаем появление новых бизнес – идей.

Пример – простой карандаш.

Оператор «размер». Большой – средний – маленький.

Очень большой карандаш (как сувенир, карандаш – дирижабль для рекламных целей, карандаш – стенд – указатель на магазин канцелярских товаров).

Очень маленький карандаш – для детей, для органайзеров, в деловые папки и блокноты как сопутствующий товар.

Оператор «время». Длительный период – средний период – маленький период.

Включение в состав стержня химического соединения, которое бы позволило отрегулировать время хранения изображения.

Одноразовый карандаш.

Оператор «стоимость». Очень дорого – доступно – дешево – бесплатно.

Дорогая сувенирная продукция.

Карандаш как подарок в рекламных целях или благотворительных акциях.

Вывод.

Оператор «РВС» позволяет взглянуть на объект с разных точек зрения.

Принцип метода «Мозговая атака» заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.

Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Необходимо иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.

На первом этапе задается какой-то вопрос, например: «Как можно улучшить работу нашего магазина?» Далее, в течение 15-20 минут, человек или группа начинает предлагать различные варианты. Действует только одно правило: «Запрещено критиковать и отвергать идеи». Цель первого этапа предложить и зафиксировать как можно больше идей, создать некую избыточность.

На втором этапе каждая идея анализируется, рассматривается ее целесообразность, возможность применения в конкретных условиях. В результате из 100 – 200 идей отбирается 10 – 20 пригодных к применению.

На третьем этапе происходит выбор наиболее эффективных идей.

Принцип «мозговой атаки» прост в эксплуатации. Главное – заставить забыть на время про критиков и дать волю своему воображению, и только успевай записывать.

Для решения несложных бизнес - задач этот метод очень эффективен, но для создания принципиально новых бизнес – идей он мало эффективен.

Существует и эффективно работает технология генерирования идей – ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Основатель этой теории – Альтшуллер Генрих Саулович. Идея создания ТРИЗ возникла в 1946 г. Первая статья напечатана в 1956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии», 1956, №6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать») опубликована в 1961 г.

Основные идеи ТРИЗ [1,2,3,4]:

1. С древнейших времен изобретения делаются методом проб и ошибок.В условиях современной научно-технической революции этот метод неэффективен и связан с огромными потерями времени, сил, средств.

2. Технические системы развиваются по определенным законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач - без слепого перебора вариантов. Это - основное положение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

3. Идеальная техническая система - когда системы нет, а ее функция выполняется. Стремление к идеальности - один из главных законов развития технических систем.

4. Пытаясь обычными (уже известными) путями изменить техническую систему, инженер, улучшая один показатель, ухудшает другой. Изобретатель обязан преодолеть техническое противоречие: улучшить один показатель системы, не ухудшая других показателей.

5. Разработана и применяется программа планомерного - шаг за ша­гом - анализа и решения изобретательских задач на основе использо­вания законов развития технических систем. Эта программа получила название алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

6. При работе по АРИЗ исходные условия задачи упрощают по определенным правилам. Затем формулируют идеальный конечный результат (ИКР) для данной задачи, выявляют техническое противоре­чие, исследуют его, определяя физическое противоречие, то есть проти­воположные физические требования, предъявляемые к одной и той же части системы.

7. АРИЗ - программа для работы человека, поэтому АРИЗ включает специальные операции для преодоления психологической инерции и усиления фантазии.

8. Для устранения противоречий, выявленных при анализе задачи, АРИЗ включает фонд приемов. Создан также фонд физических эффектов. Ведется разработка фондов химических и геометрических эффектов.

9. Регулярное применение АРИЗ развивает диалектическое мышление, помогает преодолевать психологические барьеры, обогащает инжене­ра пониманием закономерностей развития технических систем.

10. Минимальная техническая система (как атом в физике) включает два взаимодействующих вещества и поле (энергию). Такая система полу­чила название веполь. Разработан вепольный анализ, позволяющий записывать условия и ход решения изобретательских задач (подобно записи химических реакция).

11. По мере развития ТРИЗ накапливаются стандарты - вепольные формулы решения некоторых типовых задач. Это позволяет ряд задач решать не по АРИЗ, а сразу - по формулам. АРИЗ остается инструментом решения нестандартных задач.

12. Основные идеи ТРИЗ могут быть перенесены на научное творчество,поскольку научные теории и представления тоже развиваются, пре­одолевая противоречия.

13. Идеи ТРИЗ могут быть перенесены и в другие виды творчества, например, в искусство. Теория творчества (ТРИЗ) появилась впервые именно в технике только потому, что в технике уже существовал патентный фонд, позволяющий выявить законы развития технических систем. В других видах человеческой деятельности надо сначала создать «патентные фонды».

Фундаментом ТРИЗ является учение о законах развития технических систем. Например, законом яв­ляется переход от развития системы к развитию надсистемы: систему можно развивать до определенного предела, дальнейшее развитие становится невыгодным и заменяется развитием надсистемы. При изучении ТРИЗ знакомство с каждым законом сопровождается решением многих задач, это вырабатывает творческие навыки. Законы играют роль компаса, по­зволяя уверенно определять направление развития системы. К сожале­нию, не всегда можно решить задачу прямым применением законов развития систем. Дело в том, что задачи очень часто ставятся неправильно, запутанно, неполно и т.д. В ТРИЗ существует специальный механизм, позволяющий откорректировать, уточнить условия задач: стандарты на решение типовых задач. В списке стандартов - 77 типичных групп задач. Для каждой группы указана правильная форма постановки задачи и об­щая формула решения. Описание каждого стандарта включает харак­терные примеры, это облегчает решение новых задач. Систему стандар­тов можно сравнить с магазином готовой одежды: каждый стандарт рассчитан на определенную «фигуру» задачи. А если «фигура» нестандартная? Теория имеет специальный механизм для решения нестандартных задач - алгоритм решения изобретательских задач (сокращено - АРИЗ). АРИЗ - это программа последовательного анализа и решения особо труд­ных задач. Программа разбивает процесс решения примерно на 60 ша­гов. Трудно прыгнуть сразу на пять метров; но очень легко подняться по лестнице, шаг за шагом, по ступенькам. АРИЗ и является подобной «лестницей». Задача постепенно перерабатывается, выявляется спрятанное в глубине задачи противоречие, выясняется причина противоречия. Шаг за шагом идет продвижение к ответу. При этом АРИЗ заставляет выполнять дерзкие, необычные мысленные операции. И ответы, которые дает АРИЗ, часто оказываются неожиданными для человека, решающего задачу...

АРИЗ - программа. Но программа, рассчитанная не на ЭВМ, а на человека. Такая программа обязательно должна включать преодоление психологической инерции. В АРИЗ предусмотрены специальные шаги, по­зволяющие преодолевать психологические барьеры. Например, обяза­тельно устраняются из условий задачи все специальные термины - носите­ли психологической инерции.

На последнем этапе развития задачи, когда надо перейти к конк­ретному физическому, химическому, техническому ответу, необходимо иметь под рукой сведения о возможностях физических и химических эффектов. Инженер в процессе обучения осваивает примерно 500 физических эф­фектов. А их - 5000. Никакой анализ - даже самый правильный - не приведет к решению задачи, если человек не знает, скажем, эффекта Гопкинса, а задача решается применением именно этого эффекта. Положе­ние осложняется тем, что часто ответом на задачу является сочетание нескольких физических эффектов. Таких сочетаний неограниченно много - их не удержать в памяти не только человеческой, но и в памяти ЭВМ.

ТРИЗ видит выход из положения в выявлении законов, по которым технические системы, развиваясь, присоединяют новые физические и химические эффекты. Информационный фонд ТРИЗ включает специальные указатели применения физических, химических и геометрических эффектов.

Современный АРИЗ - это, прежде всего, система, а не механичес­кая сумма шагов. Но все-таки можно выделить четыре основных меха­низма анализа. Каждый из этих механизмов реализуется группой шагов, причем некоторые шаги одновременно выполняют несколько функций.

1. Определение идеального конечного результата (ИКР) резко уменьшает число возможных вариантов, отсекая все решения низких уровней. «Объект сам сообщает о своем весе», следо­вательно, сообщает без весов.

2. Определение физического противоречия (ФП) продолжает процесс сужения поля поисков, оставляя - при правильной фор­мулировке ФП - одно решение (хотя и не всегда в явном виде). Так, например, ФП состоит в том, что объект должен двигаться и не должен двигаться. Такое ФП может быть пре­одолено разделением противоречивых требований в простран­стве (часть объекта движется, часть неподвижна), или во време­ни (объект то движется, то не движется).

3. Системный анализ позволяет определить объем изменений - надо ли менять надсистему, систему, объект, часть объекта. В условиях задачи указаны система и входящие в нее объекты. Проверка возможности изменения надсистемы и части объек­та является поэтому проверкой обходных путей решения. Кро­ме того, обязательное выделение части объекта (подсистемы) позволяет локализовать ФП, привязать его к конкретной тех­нической субстанции.

4. Вепольный анализ помогает устранить выявленное ФП, показывая, что для этого надо сделать: ввести вещество, ввести поле, ввести преобразование полей и т.д. При решении задач, условия которых не содержат указаний на прототип, вепольный анализ позволяет ввести недостающие объекты и построить из них искомую систему.

С каждой модификацией в АРИЗ существенно усиливается информационное обеспечение. Здесь надо подчеркнуть, что полезна отнюдь не всякая информация. Изобретателя можно снабдить техническими и физическими энциклопедиями, справочниками и т.п. - это лишь затруднит по­иски новой сильной идеи. Нужна информация, извлеченная из необъятной научной, технической и патентной литературы, сжатая в тысячи раз и представленная в форме, хорошо «стыкующейся» с той формой, в которой определяется ФП.

В современном АРИЗ имеются три главных информационных механизма:

1. Система приемов. Путем анализа большого массива па­тентной информации удалось выявить основные (элементарные) приемы. Из огромного мас­сива патентной информации было отобрано около 40 тысяч изобре­тений. Отбор производился так, чтобы отсеять все изобретения первого уровня и основную массу изобретений второго уровня, т.е. рядовые тех­нические решения, не содержащие ощутимой новизны, оригинальности. Дальнейший анализ (он велся преимущественно по описаниям изобрете­ний, реже - по рефератам и формулам) позволил выделить 40 основных (элементарных) приемов и составить таблицу их применения в зависи­мости от типа технического противоречия в рассматриваемой за­даче.

За последние годы система приемов была существенно перестроена. Выяснилось, прежде всего, от каких факторов зависит эффективность того или иного приема. В частности, оказалось, что очень сильные решения задач всегда достигаются не одним приемом, а комплексом, определенным сочетанием приемов. Были разработана парные приемы («прием - антиприем»), появился вепольный анализ, ос­нованный на идее веполей, являющихся комплексом приемов. Наконец, из многих комплексов были выделены стандарты - сочетания приемов и физэффектов, всегда дающие сильные решения определенного класса задач.

Теперь, когда построена система «элементарные приемы - пары - веполи - стандарты», эта информационная часть АРИЗ стала непосред­ственно и эффективно участвовать в решении задач. Многие задачи теперь могут быть автоматически решены по стандартам. Во многих слу­чаях система приемов подсказывает верное решение после определе­ния ФП, а иногда и сразу после определения ИКР.

2. Система физэффектов. Некоторые физэффекты вошли в число основных приемов. Но еще несколько лет назад АРИЗ не имел специального информационного аппарата по физэффектам. Теперь есть основа для такого аппарата: разработан первый «Указатель применения физэффектов», составлены первые таблицы применения физэффектов.

Эти материалы не только дают конкретную информацию при ре­шении конкретных задач, но и перестраивают имеющиеся у изобретате­ля знания, давая возможность увидеть подчас весьма своеобразные изобретательские возможности физических эффектов и явлений.

Специалист обычно хорошо знает и чувствует «свои» физэффекты и очень туманно представляет, какие возможности таятся в «чужих» физэффектах. Суметь активизировать физические знания, дополнить их данны­ми о редких и новейших физэффектах - значит во много раз поднять творческий потенциал изобретателя.

3. Система учебных задач. В течение годичного курса в об­щественной школе изобретательского творчества слушатели знакомятся - по литературе и на занятиях - с 50-80 учебными задачами, большинство из которых имеет очень сильные решения. Поэтому совокупность учебных задач дает слушателю опыт, имеющий не узкоспециальный, а общетехнический характер. Многие новые задачи можно решать, опираясь только на этот опыт.

Для характеристики современного АРИЗа важнее другое: за всеми механизмами - аналитическими и информационными - за последние годы отчетливо просматриваются общие за­кономерности развития технических систем.

На объективных закономерностях развития технических систем основаны и центральные механизмы АРИЗа - определение ИКР и выявление физического противоречия.

Один из основных законов развития технических систем состоит, образно говоря, в том, что «системы развиваются системно».

На протяжении многих лет для защиты от нападок приходилось подчеркивать, что АРИЗ - не рецепт, что АРИЗ не умаляет роли индиви­дуальных особенностей и т.д. АРИЗ действительно не был рецептом, но не потому, что это плохо или невозможно: просто в АРИЗе еще не было той степени точности, при которой можно игнорировать индивидуальные особенности человека, психологические факторы и т.д. Ныне, с уточнени­ем ряда шагов АРИЗа и - главное - с введением стандартов, АРИЗ становится более чем рецептом, АРИЗ постепенно становится сводом формул, основанных на объективных законах развития техники.

ТРИЗ – универсальная наука. Можно использовать элементы ТРИЗ в любой области человеческой деятельности. Появились специальные методики, использующие элементы ТРИЗ: диверсионный анализ, функционально-стоимостный анализ (ФСА).

Основой алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) стало понятие идеального конечного результата (ИКР). Стремление к идеалу очень сильный критерий для поиска сильных решений.

Например: «Как привлечь и удержать покупателей?» В идеале покупатели САМИ хотят делать покупки только в одном месте (магазине, супермаркете, рынке и т.д.) Как это сделать? Связать желание клиента и его стимулирование. Например, сделать покупателей собственниками магазина, выпустить акции, выплачивать дивиденды покупателям.

Вариантов привлечения клиентов много: скидки, бонусы, подарки, дисконтные карты, хорошее обслуживание, послепродажный сервис и т.д. Но, решить проблему можно только заставив потребителя осознать, что покупая он увеличивает собственное благосостояние.

Рассмотрим один из инструментов ТРИЗ – приемы разрешения технических противоречий.

Принцип дробления гласит:

«а) Разделить объект на независимые части.

б) Выполнить объект разборным.

в) Увеличить степень дробления (измельчения) объекта».

Рассмотрим применение этого принципа в торговле.

Объект исследования - магазин.

Варианты решения представлены ниже.

Магазин с самостоятельными отделами. Сеть фирменных магазинов под одной маркой. Магазин (торговая точка) сборная – разборная конструкция. Дробление ассортимента продукции.

Как в магазине определить, кто является покупателем? Необходимо разбить (раздробить) поток клиентов по определенным критериям (студенты, дети, пенсионеры и т.д.). Позже этот способ получил название «сегментирование рынка». В результате сегментирования можно определить основные группы покупателей и основные их потребности, удовлетворяя которые магазин получает максимальный доход.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что ТРИЗ в настоящее время наиболее технологичная наука, позволяющая стабильно генерировать новые идеи, делать изобретения и открытия.

В результате изучения ТРИЗ у человека развивается так называемое комплексное, системное мышление. Мы живем в мире систем, и сами являемся частью каких-то систем. Важно уметь видеть связи и взаимосвязи между объектами, системами и группами систем.

Одним из инструментов ТРИЗ – экраны мышления (см. рис. 1).

 

 

ПАНС – прошлая анти- надсистема

 

АНС– анти- надсистема

 

БАНС – будущая анти – надсистема

ПНС – прошлая надсистема

 

НС – надсистема

 

БНС – будущая надсистема

 

ПАС – прошлая антисистема

 

АС – антисистема

 

БАС – будущая антисистема

 

ПС – прошлая система

 

С- Система

 

БС – будущая система

 

ПАПС – прошлая анти- подсистема

 

АПС– анти-подсистема

 

БАПС – будущая анти- подсистема

 

ППС – прошлая подсистема

 

ПС - подсистема

 

БПС – будущая подсистема

 

 

 

 

 

 

 

Прошлое

 

Настоящее

 

Будущее

 

 

Рис. 1 Экраны мышления

 

Любой объект является частью какой-то системы, подсистемой или надсистемой.

Объект исследования – шариковая ручка. Ручка – это система. Средства письменности – надсистема. Стержень – подсистема. Световая (лазерная) ручка – будущая система. Пучок света – будущая подсистема. Световые средства изображения – будущая надсистема. Чернильная ручка – прошлая система. Перо – прошлая подсистема.

Антисистема - это система, у которой противоположные свойства по отношению к рассматриваемой системе (простой карандаш и стиральная резинка).

Свойства системы «карандаш» – оставлять след. Свойства системы «стиральная резинка» – удалять след.

Антисистемой шариковой ручки является прибор, удаляющий следы ручки. Назовем его условно «ликвидатор». Это антисистема. Подсистемой ликвидатора является химический состав (жидкость), расщепляющая химический состав пасты. Назовем его условно «расщеплятор». Это подсистема антисистемы. Приборы дезактивации (удаления) – это надсистема антисистемы. Рассмотрим будущее антисистемы. Жидкость сменить газ или газовая смесь (это будущая антиподсистема). Вместо прибора – баллончик с газом (аэрозольный баллон). Это будущая антисистема. Шаг вверх – отрасль, удаляющая написанные или напечатанные знаки. Это будущая антинадсистема. Миллионы тонн бумаги выбрасывается, сжигается, утилизируется. Можно проще, по специальной технологии, сделать бумагу многоразовой, просто удаляя написанное ранее.

Работая с экранами мышления можно быстро выйти на перспективные направления будущих технологий.

Дополнительный эффект использования экранов мышления это формирование комплексного мышления, то есть удержание в памяти всей системы в целом и анализ всей системы, а не только ее частей.

Пример. Объект исследования - частная типография.

Упрощенно технологический процесс можно представить из следующих этапов (см. рис. 2).

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск Заказчика

Прием Заказа

Изготовление макета

Утверждение макета

Вывод пленок

Покупка бумаги

Монтаж пленок

Печать

Резка

Упаковка

Доставка

Получение гонорара

 

Рис. 2 Технологический процесс частной типографии

 

Каждый этап самостоятелен. На каждом требуются свои специалисты и свое оборудование. Большинство малых типографий самостоятельно занимаются этапами – 1,2,3,4,9,10,11,12. На остальных этапах работаю субподрядчики. Все это приводит к затягиванию сроков печати.

Одна типография, изучив свою технологическую схему, приняла решение о создании своего полиграфического комплекса. Докупили оборудование, наняли специалистов и через короткий срок стали самыми лучшими в своем регионе, опередив конкурентов. Срок выполнения заказов сократился в 3-4 раза. Вместо двух – трех недель – 3 – 4 дня.

Кроме решения собственных проблем малая типография принимает заказы у своих конкурентов, которые уже далеко позади. Это стало возможным благодаря комплексному подходу.

Покупка устройства для фотовывода позволила сократить технологический процесс на три дня. Конкуренты, пользуясь услугами фотовывода, окупают расходы типографии по покупке этого оборудования.

Вернемся к простым методам генерирования идей.

Рассматривая метод аналогий, мы уже затронули вопрос о существовании массивов информации с уже готовыми идеями, решениями, баз данных бизнес-идей.

Списки идей различных видов бизнеса можно составлять при чтении газет, журналов, книг, справочников, классификаторов и других периодических изданий.

Достоинства данного способа в относительной простоте – читаешь, записываешь, реализуешь.

Недостатки данного способа – отсутствие идей в материалах или, наоборот, избыточность.

Один из методов генерирования бизнес-идей – это контрольные вопросы и контрольные списки.

Метод контрольных вопросов прост. Составляется список вопросов, которые интересуют, и с их помощью опрашивается группа людей. Ответы анализируются и предлагаются варианты решения проблем. В практике это получило названия: социологические опросы, маркетинговые исследования, анкетирование и так далее.

Другой способ применения данного метода заключается в разработке критериев оценки какого-то объекта, процесса или явления, в виде вопросов. Отвечая на контрольные вопросы и анализируя полученные ответы можно получить дополнительные идеи или обнаружить области для дальнейшей работы.

Контрольные списки содержат полный или почти полный перечень вариантов по интересующей проблеме. Так, например, в книге [6] содержится список более 300 носителей прямой рекламы и более 600 рекламных акций. Для творческого человека в этом списке большой выбор новых направлений для рекламного бизнеса.

Воспользовавшись поисковыми системами Интернет можно обнаружить гигантское количество идей из разных областей человеческой деятельности.

Дополнительным источником идей могут послужить рассылки по темам: «Новости науки и техники», «Новости информационного бизнеса», «Тайны и открытия» и т.д.

Обратившись по адресу: www.homebusiness.ru/ideas   можно обнаружить целый список идей для домашнего бизнеса.

Обобщая методы генерирования бизнес – идей необходимо определить: чем отличается бизнес – мышление от простого мышления.

Бизнес – мышление позволяет увидеть способы получения прибыли там, где обыкновенный человек этого просто не заметит. Бизнес – мышление – это не особый дар, как принято считать, этому можно научить, изучая человеческие потребности.

Людьми движут потребности. Это отметил в своих трудах А. Маслоу. Он классифицировал все виды потребностей на пять групп: физиологические потребности, потребность в безопасности и защищенности, социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самореализации [13].

Марвин Смолл в своей книге «Как делать деньги» провозгласил постулат бизнес - успеха: «Найди потребность и удовлетвори её».

Для поиска новых бизнес – идей необходим анализ существующих потребностей, существующего спроса.

Различают восемь видов спроса [11].

Ниже приводятся состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.

1. Отрицательный спрос.

Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на издержки, лишь бы избежать его. Например, спрос на прививки, стоматологические процедуры и операции.

Задача маркетинга: проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.

2. Отсутствие спроса.

Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразлич­ными к нему.

 Задача маркетинга: отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребно­стями и интересами человека.

3. Скрытый спрос

Потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рыке товаров или услуг (безвредные сигареты, более экономичные автомобили).

Задача маркетинга: оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и ус­луги, способные удовлетворить спрос.

4. Падающий спрос

Падение спроса на один или несколько товаров фирмы.

Задача маркетинга: обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому осмыслению подхода к предложению товара.

5. Нерегулярный спрос.

У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, вызывает проблемы недогрузки и перегрузки.

Задача маркетинга: отыскать (изыскать) способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побужде­ния.

6. Полноценный спрос.

Организация удовлетворена своим торговым оборотом.

Задача маркетинга: поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потре­бительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.

7. Чрезмерный спрос.

Уровень спроса выше, чем организации могут или хотят удовлетворить.

Задача маркетинга («демаркетинг»): изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. Цель маркетинга – не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень (повышение цен, сокращение сервиса и т.п.).

8. Нерациональный спрос.

Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требуют целеуст­ремлен­ных усилий. Проводится компания против распространения сигарет, нарко­тиков, ог­нестрельного оружия, порнографических фильмов.

Задача маркетинга: убедить любителей чего–то отказаться от своих привычек, распространяя уст­рашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.

С точки зрения новых бизнес – идей нас должны интересовать товары и услуги входящие в группы: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, так как именно здесь хранятся потенциальные «золотые жилы».

Так например, если мы сможем преодолеть стереотип и убедить людей, что лечение зубов это безболезненный и приятный процесс, и сможем подтвердить это с помощью новых методов лечения, то поток клиентов в нашу клинику будет гарантирован.

Поиск потребностей можно осуществлять различными способами:

- метод «мозговой атаки»;

-  морфологический анализ;

-  контрольные списки;

- опрос потребителей (анкета, соцопрос, маркетинговые исследования);

-  научные исследования.

Рекомендуется составить списки выявленных человеческих потребностей и классифицировать их следующим образом:

-  скрытые потребности;

-  полностью удовлетворенные;

-  не полностью удовлетворенные;

-  не удовлетворенные.

Одну и туже потребность можно реализовать по-разному. Например, потребность в пище можно удовлетворить с помощью большого ассортимента блюд и продуктов. Потребность в изысканной пище можно удовлетворить с помощью фирменных блюд или специальных кулинарных рецептов. Можно создать книгу изысканных кулинарных рецептов, или открыть ресторан, где готовят изысканные блюда, а можно организовать доставку на дом этих изысканных ресторанных блюд. Главное – найти потребность!

Принципиально новый подход в бизнесе – не поиск, а создание потребностей. Другими словами не поиск того, что нужно человеку, а наоборот внушение людям, что им нужны именно предлагаемые новые товары или услуги.

По мнению экспертов, из всех существующих вокруг нас товаров и услуг только 25% нам нужны на самом деле.

По мнению экспертов в области рекламной деятельности, в 21 веке с помощью рекламы создается, и будет создаваться новая субкультура. Это так называемая псевдореальность, в которой людям внушается то, что у них плохо и как можно сделать хорошо.

Пресловутый 25-ый кадр, изучение и воздействие на наше подсознание – это тоже попытка создать и внушить определенные виды потребностей.

В идеале центр маркетинга на предприятии должен знать все о своих потенциальных покупателях: где живут, чем занимаются, что им нравится и не нравится, чего боятся и что любят, а главное – как они думают, что происходит в их голове, когда они принимают те или иные решения. Понимая механизмы мышления обыкновенного покупателя, деятели рынка смогут управлять сбытом продукции.

 Ученые США изучают, как реагируют участки мозга на воздействие той или иной рекламы. Постепенно от сознательной рекламы переходят к бессознательной.

В борьбе за сверхдоходы и монополии у бизнесменов и предпринимателей на предприятиях будут работать опытные психологи - маркетологи.

Представим прогноз будущего человеческого общества.

Появятся: специализированные фирмы, торгующие частной информацией о населении, специализированные методики, воздействующие на сознание потребителей.

Появятся новые носители рекламы, обладающие избирательными свойствами (говорящие куклы, обучающие игры на компьютере).

Появятся новые технические устройства, которые бы защищали частную жизнь людей.

Эти и другие события неизбежны, так как первое десятилетие 21 века будет характеризоваться стремлением фирм выделиться среди окружающих. Для достижения этих целей будет использоваться маркетинг.

Вывод. В будущем бизнес будет по-прежнему строиться на псевдопотребностях, внушенными приемами профессиональных рекламистов и пиар-мэнов.

Один из способов получения прибыли является защита своих авторских прав.

Например, запатентовать свои разработки, изобретения, чтобы быть монополистом в данной области или в данном направлении, или продать патент.

Изучая изобретения и патенты, делают дополнительные изобретения и создают так называемые «патентные зонтики» для борьбы с конкурентами.

Изучая патенты и изобретения, можно придумывать новые способы их применения в различных областях человеческой деятельности, придумывать новые направления бизнеса.

Существует множество книг, статей, методов, в которых описываются различные приемы повышения собственной креативности (творческих способностей)

В книге И. Вагина «Как стать гениальным» описывается множество примеров применения креативных способов.

Ниже приводится краткая характеристика и классификация этих методов [5].

1. Принцип Эдисона.

Формула успеха от Эдисона: терпение + трудолюбие + активная жизненная позиция.

2. Принцип Леонардо да Винчи

Девиз Леонардо да Винчи: «Сначала думай – потом делай». Необходимо мысленно заглядывать в будущее. Проблемы больше нет! Вспоминать решение – значительно легче, чем придумывать или изобретать.

3. Принцип Уолта Диснея

Каждый человек един в трех лицах: «фантазер», «критик», «практик». Необходимо включить три своих «Я» одновременно. Необходимо научиться смотреть на любой вопрос с разных точек зрения.

4. Принцип Эйнштейна

Посмотрите на проблему … чужими глазами. Отстранитесь и дайте самому себе совет!

5. Принцип смехача

Смех заставляет мыслить нетрадиционно. Благодаря юмору человек лучше соображает.

6. Принцип активного поиска

Ищите 24 часа в сутки – и жизнь сама подскажет решение. Живите в «режиме локатора»!

7. Принцип Демосфена

Если нет другого выхода, то нужно полностью пересмотреть все свои действия, и начать все строить заново.

8. Принцип кубика Рубика

Сложите грани своего «кубика Рубика» при помощи простого перебора фактов и причин.

9. Принцип «Взрыв в голове»

Включите подсознание, чтобы оно работало на вас. Научитесь создавать мысленные образы.

10. Принцип Менделеева

Активизируйте подсознание. Лучше всего оно работает, когда человек спит. Необходимо сделать самому себе внушение с интересующим вопросом перед сном.

11. Принцип заимствования мудрости

Работа с подсознанием. Необходимо себе представить, что ты беседуешь с древними мудрецми.

12. Принцип образного мышления

Решение проблемы на уровне образов (мысленно) позволит решить эти проблемы в жизни.

13. Принцип связи с телом

Если руки и ноги делают что-то новое, в голове появляются новые мысли. Чем необычней действие, тем быстрее работает мозг.

14. Принцип дурака

Посвящайте «детству» 10-15 минут в день, и вы по-иному взглянете в мир.

15. Принцип будды

Нужно уметь расслабляться и решение придет само.

16. Принцип Оскара Уайльда

Ищите парадоксы и исключения из правил. В них – свежее решение проблем. И не бойтесь шокировать окружающих.

17. Принцип Ганнибала

Препятствия мешают лишь тому, кто обращает на них внимание. Если сосредоточиться на конкретной идее, решение обязательно найдется!

18. Принцип последнего решения

Не останавливайтесь на одном решении. Ищите наиболее эффективное.

19. Принцип автоматического письма

Задайте себе вопрос и возьмите в руки ручку и лист бумаги. Ответ даст ваше подсознание.

Использование всех этих приемов желательно, но каждый человек индивидуален и у него свои особенности мышления. Необходимо выбрать те приемы, которые наиболее удобны для пользователя.

Все эти методы позволяют активизировать креативные способности человека, то есть служат своеобразным катализатором генерирования идей.

Рассматривая вопрос о генерировании бизнес – идей большинство книг не описывают вопросы внедрения идей в реальный бизнес. Книги не учат продвижению бизнес – идеи на рынок. Генератору идей необходимы профессиональные знания в области менеджмента, маркетинга, экономики, психологии и других дисциплин. Для успешного продвижения необходимо обращаться к бизнес - консультантам (консалтинговые службы), в бизнес – инкубаторы.

Есть потребность в методике продвижения бизнес – идеи на рынок. Нужен механизм, гарантирующий успех реализации бизнес – идеи. Но и этого недостаточно.

Кроме идеи и технологии продвижения идеи нужна личность, бизнес – личность. Нужен человек, который бы возглавил и продвигал воплощение идеи в жизнь. Этот человек должен не только знать, но и уметь реализовывать свои идеи, обладать определенными качествами. Свойства этого человека, бизнес – личности, предпринимателя, во многом схожи с качествами творческой личности.

Комплекс творческих качеств [9]:

1. Способность смело выбрать Достойную Цель и сделать ее главным вектором своей жизни.

2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной Цели.

3. Способность работать планомерно. Наличие пакета рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. Регулярный контроль выполнения этих планов.

4. Высокая работоспособность (в выполнении планов).

5. Хорошая техника решения творческих задач, входящих в проблему.

6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи и разработки; умение «держать удар».

Воспитать эти качества в человеке намного труднее, чем генерировать бизнес-идеи.

Вывод.

Недостаточно просто генерировать бизнес – идеи. Основная проблема – это реализация бизнес - идеи в конкретных рыночных условиях.

Стремительное развитие научно-технического прогресса выдвинуло новые проблемы. Требуются не просто генераторы идей, а решатели общечеловеческих проблем. Нужны люди, которые могли бы решать задачи в комплексе. Современные задачи, стоящие перед обществом, в частности проблемы экологии, прогнозирования требуют знания из разных областей науки. Кто-то должен уметь соединить в один узелок все нити проблемы. И не просто соединить, как попало, а уложить в единую четкую систему. Определить корни проблемы и найти способы решения. Обществу нужны Решатели Проблем.

Как правило, бизнесмен реализует (или продвигает) конкретный продукт, произведенный по определенной технологии.

Технология – это сочетание технических изобретений, процесс преобразования сырья в конечный продукт с использованием специальных приемов и способов. Бизнесмену приходится решать не одну какую-то задачу, а комплекс взаимосвязанных проблем. Поэтому можно считать любого бизнесмена частично изобретателем.

При реализации какой-то бизнес - идеи предприниматель часто переизобретает уже существующие способы, принципы, правила. Рассмотрим несколько примеров. Производство и реализация хлеба. Кроме решения чисто организационных вопросов бизнесмену необходимо также думать о дополнительных способах получения прибыли. Хлеб можно продавать одного сорта, а можно – несколько сортов. Каждый новый сорт – это освоение новой технологии. Если есть нереализованный хлеб, то можно наладить производство сухарей. Это снова освоение новой технологии. Каждая новая технология требует учета множества факторов.

Другими словами, реализация той или иной бизнес-идеи влечет за собой необратимые действия, создает определенную иерархию задач.

Необходим бизнес-прогноз, для того чтобы оценить привлекательность идеи, раскрыть ее потенциал и максимум вариантов использования.

Главным умением преуспевающего бизнесмена является оценка бизнес-идеи, ее потенциала. Описать основные принципы реализации идеи можно в бизнес-плане, по уже отработанным методикам.

Гораздо сложнее изобрести, найти бизнес-идею. Все рекомендации по генерированию новых бизнес - идей можно свести к двум категориям: объективные и субъективные. Субъективные основаны на «озарении», «осенении», «инсайте» и аналогиях. Объективные основаны на изучении закономерностей существующих на рынке, поиск и анализ человеческих потребностей и способов их удовлетворения.

Существует множество книг из серии «как разбогатеть». Авторы описывают разные способы, основанные на принципе «делай как они и все получится». Главная проблема всех этих книг – отсутствие методичности. Читатель вынужден выискивать «секреты», вместо того, чтобы получить конкретную инструкцию, выполнив которую он получил бы желаемый результат.

Для бизнесмена нужна конкретная, лаконично изложенная информация. Нужна методика, позволяющая «генерировать» новую идею или пакет идей, и оценить ее экономическую привлекательность.

 

Список использованных источников

 1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. «Моск. рабочий», 1973. 296с

2. Альтшуллер Г.С. и др. Профессия - поиск нового (Функционально - стоимостный анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономии) /Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, В.И. Филатов. -Кишинев: Картя Молдовеняск э, 1985. - 196 с., ил.

3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. -209 с.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979. *

5. Вагин И.О. Умейте мыслить гениально. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с. – (Серия «Сам себе психолог»).

6.  Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. - 1992. - 104 с.

7. Викентьев И.Л., Приемы рекламы и Public Relations, Часть 1, СПб, Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995, 228с.

8. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. - Кишинев: МНТЦ, «Прогресс», Картя Молдовенск э, 1991. -204 с.

9.  Как стать еретиком /Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. -365 с.: ил. - (Техника - молодежь - творчество).

10. Как стать предприимчивым и богатым: Из американских рецептов / Сост. и предисл. Ю.В. Емельянова; Пер. с англ. Н.М. Емельяновой. - М.: Мол. гвардия, 1991. - 395 с.

11. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер с англ./ Общ ред и вступ ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736с.

12. Мерлин и Том Росс Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг/ Пер с англ. Г. Моисеенко. -М.: «Агенство «ФАИР», 1996. - 304с.

13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 1998. - 800 с.

14. Мороз Ю. Бизнес: Пособие для Гениев. – Волгоград: ИПК «Царицын», 1997. – 128 с., ил. 4.

15. Нить в лабиринте /Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988. -277 с.: ил. - (Техника - молодежь - творчество).

16. Певзнер Л.Х. Ресурсы решение исследовательских задач: Методическое пособие для слушателей и руководителей школ, секций и кружков по ТРИЗ. - Свердловск, 1989. - 41 с.

17. Поиск новых идей: от озарения к технологии // Теория и практика решения изобратательских задач / Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. - Кишинев, 1989.- 450 с.

18. Правила игры без правил /Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1989. -280 с.: ил. - (Техника - молодежь - творчество).

19. Рождение изобретения (стратегия и тактика решения изобретательских задач). /А.И. Гасанов, Б.М. Гохман, А.П. Ефимочкин и др.. М.: Интерпракс, 1995, 432с.

20. Система «ТРИЗ-ШАНС» ПЕДАГОГИКА + ТРИЗ: Сборник. Выпуск 1. -Гомель: ИПП «Сож», 1996. - 48 с.

21. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 1600 с., ил.

22. Сэмюэл А. Мэлоун Навыки мышления для менеджера. Серия 1000 секретов успеха. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. - 320 с.

23. Тарасов В.К. Технология жизни: книга для героев. - СПб.: Политехника, 1992. - 64с.

24. Шанс на приключение /Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. -304 с.: ил. - (Техника - молодежь - творчество).

25.  www.homebusiness.ru/ideas   

 

Комментарий:

Работа в печати не опубликована.

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...