Проблема современного образования
(тезисы доклада)
© Михаил Соболев, 2001
Скорость роста научно-технической информации 50000 машинописных страниц в час. С чем это можно сравнить? Представьте себе советский энциклопедический словарь, объемом 1500 печатных страниц. Представили? Ежедневно в мире появляется такой энциклопедический словарь абсолютно новой информации. Эту информацию нужно знать. Но, учтите, такой объем информации появляется каждый день!
В мире зарегистрировано более 40000 профессий. Время обучения всегда ограничено. Знания специалиста, окончившего вуз, устаревают в течение 5-10 лет. Это приводит к тому, что специалист вынужден постоянно доучиваться, получать дополнительное образование. Возникает закономерный вопрос: «А нельзя ли научить человека быстро учиться всему новому?».
Острейшее противоречие системы образования - это как уложить весь объем знаний в короткий срок обучения. Решить проблему экстенсивным путем, за счет увеличения времени обучения, не удается. Как быть?
Нужно изменить подход к обучению. Необходимо давать учащимся не объем знаний, а способ (МЕТОДИКУ) получения этих знаний. Если сказать проще, то «надо научить учиться». Конечная цель обучения по новой методике сводится к тому, чтобы ученик смог, по собственному желанию, быстро разобраться в новой специальности, любой науке, виде деятельности и легко вработаться в новые условия.
Если обобщить сказанное выше, то можно коротко сказать: «Нужно готовить специалистов для творческой работы».
Современные задачи, стоящие перед обществом, в частности проблемы экологии, прогнозирования требуют знания из разных областей науки. Кто-то должен уметь соединить в один узелок все нити проблем. И не просто соединить, как попало, а уложить в единую четкую систему. Суметь определить корни проблемы и найти способы решения. Обществу нужны Решатели Проблем.
Одна из проблем российского общества это развитие рыночных отношений, становление малого и среднего бизнеса. Правильно говорят, что у бизнесмена нет проблем экономических, управленческих, юридических, у него есть просто проблемы. Современному обществу нужны бизнесмены нового поколения - молодые люди, умеющие правильно определять и эффективно решать проблемы.
Но где же взять Решателей Проблем? Ответ очевиден. Нужно подготовить таких специалистов. Нужна методика, с помощью которой будут готовить таких специалистов. В основе этой методики должна использоваться Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).
В настоящее время, в нашей стране, ведется работа над очень перспективным направлением «ТРИЗ + бизнес». Суть его заключается в поиске и решении творческих задач в бизнесе.
В своей диссертации я работаю над направлением «ТРИЗ + менеджмент».
Перед собой я ставлю несколько задач:
- создание компьютерной программы, позволяющей консультировать руководителей предприятий, бизнесменов, управляющих;
- создание обучающей компьютерной программы, для подготовки менеджеров и предпринимателей;
- создание методики экспресс - подготовки предпринимателей и менеджеров.
Для того чтобы решить эти задачи я объединяю в своей работе самое лучшее что есть в науках «ТРИЗ» и «Менеджмент». Я хочу готовить Решателей Проблем в области бизнеса. Надеюсь, что таким образом смогу внести вклад в процветание моей страны.
Комментарий:
Работа в печати не опубликована