Менеджмент: «За» и «против». Нужен ли менеджмент в России?
© Михаил Соболев, 2001
По оценкам специалистов, для того чтобы в нашей стране нормально стали работать рыночные отношения необходимо подготовить 3,5 миллионов менеджеров.
Зачем так много? Кто такие менеджеры и нужны ли они России?
Не нужно оглядываться по сторонам или читать газеты, чтобы понять простую истину – наша страна переживает тяжелейший кризис. Эксперимент с социализмом закончился неизбежной катастрофой. Нельзя научить людей быть свободными, всячески их при этом опекая. Государство взвалило на себя множество проблем, лишив при этом людей возможности думать и развиваться самостоятельно. Количество проблем переросло в качество и страна, занимающая одну шестую суши, распалась на множество отдельных государств. Разрушились годами налаженные связи, миллионы людей вдруг оказались никому не нужными. Ни идеологии, ни ценностей, ни веры – наследство от великой империи.
Что делать?
Единственный выход из кризиса – работать. Работать, не покладая рук. Восстанавливать разрушенную экономику. Поднимать заводы и предприятия. Так делали в Германии и Японии, после Второй мировой войны. Мы – страна-победитель, берем кредиты на развитие нашей экономики у стран, которые мы победили. Грустно.
Современные руководители, директора предприятий, находятся в тяжелейших условиях. Они стали заложниками ошибок советской эпохи. За плечами руководителей богатейший опыт управления организациями в тепличных условиях социализма. Но, увы, этот опыт не срабатывает в переходный период, когда строятся рыночные отношения.
Как помочь предприятиям выйти из кризиса? Как восстановить былую мощь государства?
На эти и другие вопросы может ответить менеджмент – наука об управлении.
В истории человечества накоплен богатейший опыт решения социальных и экономических проблем. Сотни и тысячи предприятий в мире испытывали кризис. Десятки государств переживали катастрофы и экономические потрясения. Этот опыт изучается разными науками. Для чего? Для того, чтобы не повторять совершенных другими ошибок и находить выходы из аналогичных ситуаций.
Как только люди стали объединяться в группы и племена, сразу появилась потребность в управлении. Нужно было организовывать жизнь так, чтобы племя смогло выжить. С годами увеличивалось количество людей, появлялись государства, со своими организациями, правилами, традициями. Постоянно совершенствовались принципы и методы управления людьми. Совершенствовался менеджмент. Весь мир, все люди разбиты на две группы: те, кто управляет и те, кем управляют. В зависимости от ситуаций меняются и роли. Например, мужчина, у которого находятся в подчинении люди, на работе управляет ими, то есть выполняет функции менеджера. В домашний обстановке он может выполнять указания супруги или уступить настойчивым требованиям своего ребенка, то есть он стал управляемым. Оглянитесь вокруг, весь мир – это борьба за управление другими. Вся наша жизнь – это менеджмент, только об этом мало кто задумывается.
Кто же такой менеджер?
Менеджер или управляющий – это человек, который возлагает на себя обязанности по обеспечению нормальной работы организации, которую он возглавляет. Звучит так просто, но это целая наука.
Любое предприятие, организация, состоит из людей, ресурсов, технологий. Одна из сложнейших задач менеджера – так организовать движение этих ресурсов, чтобы в результате этого движения предприятие достигло бы своих целей с максимальной отдачей. Сложно? Да!
Но этому можно научиться.
И не только можно, но и нужно. Жизненно необходимо. Лучше управлять – чем быть управляемым. Зная способы и приемы управления – легче добиться поставленных целей.
Зная механизмы и технологии менеджмента можно не только преуспеть самому, но и принести пользу окружающим. Именно для этого стоит изучать менеджмент. Чтобы суметь победить трудности. Чтобы восстановить то, что разрушено. Чтобы обрести уверенность в своих силах и силах окружающих. Чтобы чувствовать себя СВОБОДНЫМ. Чтобы гордиться собой, своей семьей, своим городом и страной. Чтобы уметь побеждать неудачи и беды!
Будьте в этой жизни – Победителями!
Комментарий:
Работа опубликована в студенческой газете (10.02.2001)