Информационные технологии в образовании: «за» и «против»
© Михаил Соболев, 2001
В большинстве вузов провозглашены новые принципы образования – так называемые информационные технологии.
Рассматривая эту проблему с разных сторон, хотелось бы отметить следующие моменты.
Появление информационных технологий неизбежно. Как неизбежно и усиление роли дистанционного образования. Эти две тенденции взаимозависимы. Многие деятели образования не замечают этого и не осознают, к чему может это привести.
Что следует понимать под информационными технологиями в образовании? Это набор прикладных программ к персональному компьютеру, которые позволяли бы, работая в диалоговом режиме, осваивать новые знания, с минимальными требованиями к преподавателю. В качестве преподавателя выступает ЭВМ.
Будущее образования не за училищами, вузами, а бизнес - центрами. В течение ближайших десяти лет усилится противостояние между традиционным образованием и бизнес - образованием. Это связано с тем, что в современных рыночных условиях нашей страны, на предприятиях и организациях нужны не носители теоретических знаний, а думающие практики. Достаточно провести опрос среди руководителей и все они подтвердят то же самое. У предприятий уже не осталось время на полное переобучение бывших студентов, дипломированных специалистов. В условиях жесткой конкуренции, когда для удержания рынка сбыта нужно выпускать новую модель техники каждые полгода, коллективу просто будут не нужны теоретики.
Современное образование находится в кризисе. Об этом говорят все. Но только конструктивных предложений немного. Одно из таких направлений – развитие информационных технологий. Для разработки обучающей программы не нужен большой педагогический коллектив – достаточно трех – пяти человек. В идеале это может быть даже один человек, который кроме основной специальности владеет навыками программирования. Но можно привлечь и профессионального программиста и платить ему за работу. Обрабатывая научную и периодическую литературу, группа разработчиков составляет сценарий обучающей программы, с возможными сюжетами развития событий. Программист переводит эти сценарии на язык понятный ЭВМ. Конечный продукт может быть в виде экспертной программы, в виде деловой игры или в виде игры – комиксов типа «Ошибки руководителя».
Такие обучающие программы нужны по каждому предмету. И дальнейшее развитие образования неизбежно переходит от традиционного обучения к дистанционному. Студент получает пакет прикладных программ, устанавливает на свой компьютер и обучается. Ему теперь не нужно ездить на сессии, достаточно отправить запрос или сообщение по электронной почте. Из традиционных форм обучения останется только защита выпускной работы.
Что из этого следует?
У студентов будет возможность выбора получения образования в престижных вузах, даже зарубежных, не выезжая за пределы своего местопроживания.
Сократится количество вспомогательного персонала в традиционных образовательных учреждениях.
Увеличатся требования к профессорско-преподавательскому составу, среди которых профессиональное пользование ЭВМ и современной оргтехникой, знание иностранных языков и новых методов преподавания. Как следствие останутся практикующие профессионалы.
Сократится количество образовательных учреждений, особенно филиалов.
Произойдет пересмотр образовательных и учебных программ, повысятся требования к обучающим технологиям.
У каждого из перечисленных предложений есть аргументы «за» и «против». Все зависит от точки зрения и личных интересов.
Одно «НО». В настоящее время уровень информатизации населения нашей страны мало развит. Услуги Интернет только осваивают российские рынки сбыта.
Можно конечно ничего не менять, но через 5-10 лет можно остаться без абитуриентов и студентов.
Стоит обратить внимание на проблему переподготовки персонала. Технологии стремительно меняются, и у тысяч людей возникает необходимость в краткосрочных курсах переподготовки, желательно без отрыва от основного места работы. Те образовательные учреждения, которые первыми смогут предложить населению такой вид услуг, будут преуспевать. В связи с этим усилится роль рекламы образовательных услуг, в том числе и через Интернет.
Комментарий:
Работа опубликована в студенческой газете (2001 год)