. Информационные технологии в образовании: «за» и «против» | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Информационные технологии в образовании: «за» и «против»

 

Информационные технологии в образовании: «за» и «против»

 

© Михаил Соболев, 2001

 

В большинстве вузов провозглашены новые принципы образования – так называемые информационные технологии.

Рассматривая эту проблему с разных сторон, хотелось бы отметить следующие моменты.

Появление информационных технологий неизбежно. Как неизбежно и усиление роли дистанционного образования. Эти две тенденции взаимозависимы. Многие деятели образования не замечают этого и не осознают, к чему может это привести.

Что следует понимать под информационными технологиями в образовании? Это набор прикладных программ к персональному компьютеру, которые позволяли бы, работая в диалоговом режиме, осваивать новые знания, с минимальными требованиями к преподавателю. В качестве преподавателя выступает ЭВМ.

Будущее образования не за училищами, вузами, а бизнес - центрами. В течение ближайших десяти лет усилится противостояние между традиционным образованием и бизнес - образованием. Это связано с тем, что в современных рыночных условиях нашей страны, на предприятиях и организациях нужны не носители теоретических знаний, а думающие практики. Достаточно провести опрос среди руководителей и все они подтвердят то же самое. У предприятий уже не осталось время на полное переобучение бывших студентов, дипломированных специалистов. В условиях жесткой конкуренции, когда для удержания рынка сбыта нужно выпускать новую модель техники каждые полгода, коллективу просто будут не нужны теоретики.

Современное образование находится в кризисе. Об этом говорят все. Но только конструктивных предложений немного. Одно из таких направлений – развитие информационных технологий. Для разработки обучающей программы не нужен большой педагогический коллектив – достаточно трех – пяти человек. В идеале это может быть даже один человек, который кроме основной специальности владеет навыками программирования. Но можно привлечь и профессионального программиста и платить ему за работу. Обрабатывая научную и периодическую литературу, группа разработчиков составляет сценарий обучающей программы, с возможными сюжетами развития событий. Программист переводит эти сценарии на язык понятный ЭВМ. Конечный продукт может быть в виде экспертной программы, в виде деловой игры или в виде игры – комиксов типа «Ошибки руководителя».

Такие обучающие программы нужны по каждому предмету. И дальнейшее развитие образования неизбежно переходит от традиционного обучения к дистанционному. Студент получает пакет прикладных программ, устанавливает на свой компьютер и обучается. Ему теперь не нужно ездить на сессии, достаточно отправить запрос или сообщение по электронной почте. Из традиционных форм обучения останется только защита выпускной работы.

Что из этого следует?

У студентов будет возможность выбора получения образования в престижных вузах, даже зарубежных, не выезжая за пределы своего местопроживания.

Сократится количество вспомогательного персонала в традиционных образовательных учреждениях.

Увеличатся требования к профессорско-преподавательскому составу, среди которых профессиональное пользование ЭВМ и современной оргтехникой, знание иностранных языков и новых методов преподавания. Как следствие останутся практикующие профессионалы.

Сократится количество образовательных учреждений, особенно филиалов.

Произойдет пересмотр образовательных и учебных программ, повысятся требования к обучающим технологиям.

У каждого из перечисленных предложений есть аргументы «за» и «против». Все зависит от точки зрения и личных интересов.

Одно «НО». В настоящее время уровень информатизации населения нашей страны мало развит. Услуги Интернет только осваивают российские рынки сбыта.

Можно конечно ничего не менять, но через 5-10 лет можно остаться без абитуриентов и студентов.

Стоит обратить внимание на проблему переподготовки персонала. Технологии стремительно меняются, и у тысяч людей возникает необходимость в краткосрочных курсах переподготовки, желательно без отрыва от основного места работы. Те образовательные учреждения, которые первыми смогут предложить населению такой вид услуг, будут преуспевать. В связи с этим усилится роль рекламы образовательных услуг, в том числе и через Интернет.

  

Комментарий:

Работа опубликована в студенческой газете (2001 год)

 

 

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...