Стратегические ориентиры экономического образования в России.
Тезисы доклада ко Второй Всероссийской конференции «Вопросы развития системы экономического образования в России» (05.04.2003) г. Москва.
© Михаил Соболев, 2003
Современное высшее образование находится в кризисе. Современная система образования – это обыкновенная отрасль, в которой четко распределены приоритеты, которая обеспечивает занятость населения, гарантирует заработную плату, положение в обществе, дает ощущение защищенности от неприятностей. Конечная цель традиционной системы экономического образования – выпуск квалифицированного специалиста, обладающего экономическими знаниями.
Методика обучения принципиально устарела, так как количество лет обучения не переходит в качество жизни обучающихся. В век информации работает закон Мура, который гласит, что каждые восемнадцать месяцев количество информации удваивается. Другими словами, чтобы успеть за переменами, специалисту каждые полтора года придется учиться всему практически заново.
Практика бизнеса опережает теорию развития бизнеса. Теория обобщает опыт развития бизнеса за определенный период, а реальный бизнес придумывает и внедряет новые формы в настоящее время. Становится наиболее важным то, насколько быстро человек (менеджер, руководитель, бизнесмен) может переучиваться, меняться и приспосабливаться к изменениям.
Нужно давать студентам не знания, а методику получения знаний. Нужны алгоритмы и методики решения бизнес - проблем (совокупности различных проблем).
Решить проблемы современного экономического образования можно за счет развития бизнес - образования, через систему бизнес – школ, бизнес – курсов. При этом срок обучения должен сократиться до 1 года (1 месяца или 1 недели). Наиболее эффективный способ обучения бизнесу – создание экспериментальных фирм в системе бизнес - инкубаторов.
Обучение должно проходить через чувства и эмоции слушателей, только тогда будет эффект от обучения. Это возможно только если в процессе обучения будут фигурировать реальные «живые» деньги, которые можно пощупать, заработать и потерять.
Обучение бизнесу должно проходить через три основных этапа:
1. Создание (генерирование) бизнес – идеи.
2. Анализ и оформление бизнес – идеи, то есть разработка бизнес-плана (бизнес – проекта).
3. Внедрение бизнес – идеи, то есть построение стабильной бизнес – системы, дающей положительный результат (в виде чистой прибыли).
Принцип обучения бизнесу должен строиться по следующему алгоритму: «выявление проблемы – идентификация проблемы – дробление проблемы на задачи - решение задач – анализ результатов».
Конечная стратегическая цель бизнес – образования - это научить слушателей навыкам проектирования и создания работающих бизнес – систем, которые позволят ее владельцам добиться финансового благополучия.
Комментарий.
В печати не опубликовано