. Стратегические новшества в управлении муниципальной экономикой | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Стратегические новшества в управлении муниципальной экономикой

 

Стратегические новшества в управлении муниципальной экономикой

 © Михаил Соболев, 2005

 

Цель реформы  местного самоуправления - создать дееспособную и ответственную  местную власть, опирающуюся на самоорганизацию населения, способную самостоятельно решать вопросы организации жизнедеятельности на конкретной территории – вопросы местного значения.

I. Определим граничные условия определяющие работу органов местного самоуправления:

1. Вопросы местного значения это главный системообразующий элемент муниципального управления.

2. «Субсидиарное государство», в том числе:

- всё, что граждане, коммерческие и некоммерческие организации могут делать самостоятельно, власть делать не должна; 

- ограничение вмешательства власти в регулирование экономики;

- развитие механизмов саморегулирования бизнеса.

II. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования… Законом установлено 32 вопроса местного значения для городского округа. Решение многих вопросов местного значения связано с предоставлением жителям и юридическим лицам широкого спектра услуг. Таким образом, формируются муниципальные отраслевые рынки.

III. Муниципальное регулирование экономики - деятельность органов местного самоуправления, направленная на формирование, поддержание в равновесии и развитии муниципальных отраслевых рынков услуг.

Муниципальный отраслевой рынок - отрасль предпринимательской (коммерческой или некоммерческой) деятельности, ответственность за функционирование которой несут органы местного самоуправления муниципального образования в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленных ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

Муниципальные отраслевые рынки включают в себя 28 рынков услуг: по электроснабжению, по теплоснабжению, по газоснабжению, по водоснабжению, в сфере водоотведения, по снабжению топливом, по содержанию и строительству автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, жилья, жилищно-коммунальных услуг, транспортных услуг населению, образовательных услуг (дошкольное, школьное, дополнительное), услуг летнего отдыха детей, медицинских услуг, услуг связи, услуг общественного питания, услуг торговли (оптовая, розничная), услуг бытового обслуживания, библиотечных услуг населению, досуговых услуг, услуг культуры, услуг массовой физической культуры и спорта, услуг массового отдыха жителей, социальных услуг, ритуальные услуги, услуг по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, услуг благоустройства и озеленения, услуг по освещению улиц, услуг по установке указателей.

IV. Инструментами муниципального регулирования экономики являются: правовое регулирование (установление общеобязательных правил) вопросов местного значения, установление местных налогов и сборов, предоставление бюджетных кредитов и гарантий из местного бюджета, управление муниципальной собственностью, установление льгот в отношении субъектов хозяйственной деятельности в части местных налогов и сборов, инвестиционная деятельность в рамках вопросов местного значения, строительство и содержание инфраструктуры, создание и управление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, защита прав потребителей в рамках компетенции, установленной федеральным законодательством «О защите прав потребителей» и другое.

V. Основные задачи муниципального регулирования экономики: 

1)                 Формирование муниципальных отраслевых рынков;

2)                 Поддержание равновесия на муниципальных рынках;

3) Развитие муниципальных отраслевых рынков.

VI. Формирование муниципальных отраслевых рынков включает в себя:

- создание условий для предпринимательской деятельности на данных рынках, в том числе: создание «правил игры» на данных рынках и создание материально-технических условий (предоставление муниципального имущества в аренду или в безвозмездное пользование,….)

– создание благоприятных финансовых условий (предоставление бюджетных кредитов и бюджетных гарантий, создание фондов поддержки, установление льгот в части местных налогов и сборов, ….),

– информационная, консалтинговая, образовательная поддержка (создание бизнес-инкубаторов, информационных баз данных о муниципальном имуществе, сдаваемом в аренду);

- стимулирование предпринимательской деятельности;

- создание МУПов или муниципальных учреждений и обеспечение их функционирования в случае невозможности или нецелесообразности привлечение частного бизнеса в данные отрасли и другое.

VII. Поддержание равновесия на муниципальных рынках включает в себя: мониторинг рынков, защита прав потребителей в рамках компетенции, установленной федеральным законодательством, разработка и реализация мер по преодолению провалов рынка с использованием различных методов регулирования и другое.

VIII. Развитие муниципальных отраслевых рынков включает в себя: проведение маркетинговых исследований с целью выявления тенденций на рынке, разработка прогнозов развития рынков, разработка программ развития муниципальных отраслевых рынков и другое.

IX. Существует два основных подхода к деятельности органов местного самоуправления на разных отраслевых рынках:

Первый подход (Принцип - сначала создать условия для решения вопроса бизнесом, а в случае отказа бизнеса решить вопрос, создав МУПы).

К таким вопросам местного значения относятся: организация в границах городского округа снабжения населения топливом, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, организация отдыха детей в каникулярное время, организация ритуальных услуг и другое.

Второй подход (Принцип – создать условия для бизнеса).

К таким вопросам местного значения относятся: создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами бытового обслуживания и другие.

Вывод.

Необходимо четко классифицировать муниципальные рынки и определить принципы и политику деятельности органов местного самоуправления на разных отраслевых рынках. Именно в этом и заключается стратегические новшества в вопросах муниципального регулирования экономики.

 

Комментарий:

В печати не опубликовано

 

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...