. Домашний офис: плюсы и минусы | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Домашний офис: плюсы и минусы

Рубрика «Менеджмент организации / Управление персоналом»

 

Домашний офис: плюсы и минусы

 

© Светлана Лалетина, Координатор Программы «Сотрудничество профессиональных объединений - Россия»

ПНК «Прожект Хармони, Инк» (США)

Россия, г. Владивосток

Тел.: +7 (4232) 76-90-62

svetlana.laletina@ph-int.org 

www.ccfrussia.ru   www.ph-int.org

 

Прежде чем начинать разговор о home office - домашнем офисе -  я хочу сделать несколько замечаний.

Во-первых, с данным вопросом я знакома не по книжкам. Последние семь лет я сама успешно работаю в домашнем офисе. Причем моя работа заключается не в вязке носков в свободное время. Мой работодатель – некоммерческая корпорация с офисами в шести странах, проводящая крупные образовательные и культурные проекты на двух континентах.

Во-вторых, я могу делать некоторые выводы, исходя не только из собственного опыта. За последний год мне довелось пообщаться с тридцатью специалистами, чей бизнес не обременён арендованным или купленным офисным помещением. Среди этих тридцати людей и фрилансеры (независимые специалисты, самостоятельно ищущие себе заказчиков), и штатные наёмные сотрудники, и владельцы бизнесов.

В-третьих, я не ставлю перед собой задачу убедить уважаемых читателей в необходимости срочно переводить всех своих сотрудников на дистанционную работу. Я буду рада, если эта статья даст повод для размышлений и, возможно, укажет путь для оптимизации работы компании.

Принимая любое мало-мальски серьёзное решение, руководитель или владелец бизнеса непременно задумывается: «Нужно ли это делать? В чём будет польза? Чем я рискую?» и оценивает выгоду и возможные потери. Давайте применим тот же подход, и рассмотрим плюсы и минусы дистанционной работы. Начнем с безусловных плюсов.

С точки зрения работодателя home office позволяет:

·                    существенно снизить издержки за счет экономии на аренде, охране и уборке офиса. Кроме того, отпадает необходимость покупать мебель, а часто также и компьютер, и прочее оборудование для сотрудников.

Сравните два варианта. Первый работодатель арендует помещение, покупает мебель и компьютеры, подключает Интернет и телефон. И устраивает в этом офисе двух программистов. Второй работодатель оплачивает двум программистам безлимитный Интернет и мобильную связь, и позволить им работать из дома. Вопрос с качеством работы и своевременной сдачей проектов решается с помощью сдельной оплаты труда. Теперь вопрос: какому из работодателей программисты обходятся дешевле?

·                    Во многих случаях перед руководителем, чьи сотрудники работают дистанционно, а не ездят ежедневно в офис, открываются дополнительные ресурсы на рынке труда. Ведь для работы на дому можно нанять специалистов, которые не согласились или не смогли бы ездить в офис на весь день: молодые мамы, пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями. На удаленную работу можно вообще нанять человека из другого часового пояса. Причём всё это без снижения качества рабочей силы.

К примеру, я сталкивалась со случаем, когда московская компания специально искала сотрудника в дальневосточном регионе, находящемся в семи часовых поясах от головного офиса. Это позволяло работодателю получать выполненные задания к началу рабочего дня в столице.

·                    Отдельным пунктом вынесу возможность снижения издержек по заработной плате. Это возможно благодаря тому, что частенько работники из категорий, перечисленных в предыдущем пункте, готовы работать за меньшие деньги, по сравнению с другими сотрудниками.

Кроме того, практика показывает, что такие сотрудники более лояльны к работодателю и гораздо реже рискнут шантажировать начальника уходом в конкурирующую компанию, требуя прибавки к зарплате.

·                    Я также встречала мнение, что «надомники» реже болеют (что позволяет работодателю сэкономить на оплате больничных листов). Подтвердить это  какой-то серьезной статистикой я в данный момент не могу, но, если рассудить логически, то это утверждение справедливо. Ведь сотрудник home office не будет ежедневно контактировать с десятками и сотнями людей в разгар эпидемии гриппа.

Если привести в пример себя, то за семь лет я была на больничном всего один раз и не долго.

·                    «Надомный» сотрудник не опоздает к началу рабочего дня, застряв в пробке. Ведь от рабочего места его в прямом смысле отделяет лишь пара шагов.

С точки зрения сотрудника дистанционная работа позволяет:

·                    значительно сэкономить время. Во-первых: не нужно ежедневно ездить в офис и из офиса, теряя драгоценные часы в пробках. Во-вторых, появляется возможность распределить работу на ту часть суток, когда это наиболее удобно.

·                    К финансовым выгодам относятся экономия на проезде в транспорте (электрички, автобусы, такси), экономия на «офисном» гардеробе и офисных обедах. К тому же, когда работаешь дома, шансы потратить деньги на импульсивную покупку практически сводятся к нулю. (Для некоторых людей это веский довод за дистанционную работу.)

·                    В большинстве случаев домашний офис является более здоровой средой, по сравнению с традиционным офисом. Я уже упоминала отсутствие массового контакта с возможными носителями инфекции. Кроме этого, при работе в домашнем офисе можно установить комфортную температуру помещения, легче поддерживать здоровое питание, а при желании тут легко размяться, поприседать или вовсе растянуться на полу. Очень немногие традиционные офисы могут похвастаться такими условиями

·                    К прочим выгодам я отношу возможность для общения с близкими (тот час, который «традиционный» работник тратит на дорогу домой, надомник может провести, играя с собственными детьми), а также дополнительное время для поддержания дома/быта в порядке.

·                    Кроме всего, что уже упомянуто выше, сотрудники с дистанционным режимом работы неоднократно констатировали, что домашний офис создает для них комфортную психологическую атмосферу. Например, позволяет избегать встреч с неприятными людьми и дает возможность включить громкую музыку, не мешая другим работникам.

Теперь об ограничениях, которые накладывает домашний офис.

Главным из них, безусловно, является то, что такой режим работы подходит не для каждого вида деятельности. Скажем, водитель такси, кассир в супермаркете или практикующий хирург, при всём желании, не смогут перейти на дистанционный режим работы.

Другим ограничением является невозможность непосредственного контроля за сотрудником со стороны работодателя. Кроме этого, встречи с клиентами/ поставщиками/ партнерами чаще всего неудобно проводить у себя дома (хотя есть и обратные примеры, когда крупные сделки компания подписывала именно после «домашних посиделок»).

Специалисту на дистанционном режиме работы придется выделить в своем доме специальное место для работы и потребуется серьезная мотивация к работе, чтобы дома именно работать, а не заниматься чем-то посторонним. Если у такого сотрудника есть семья, то ему придется приложить усилия к тому, чтобы домашние приняли такие «правила игры» и воспринимали его сидение за столом именно как работу, а не как развлечение.

К счастью, решение для большинства из этих проблем уже найдено. Существуют многочисленные (и чаще всего бесплатные или недорогие) приёмы, позволяющие либо уменьшить, либо вовсе свести к нулю ограничения, возникающие при переводе работника на дистанционный режим труда.

Таким образом, сложив все плюсы и минусы надомного труда для сотрудников своей компании, и учтя особенности своего бизнеса, работодатель может определить – стоит ли экспериментировать с переводом кого-то из работников на дистанционную работу.

За рамками данной статьи остались вопросы контроля качества работы и оплаты труда дистанционных сотрудников, вопросы технического оснащения home office и множество других важных аспектов этого вида деятельности. Я готова продолжить разговор на эту тему на страницах «Клуба руководителей», если это окажется актуальным для читателей.

А пока возьму на себя смелость порекомендовать вам ряд публикаций, посвященных организации домашнего офисе и работе на дому.

В первую очередь хочу упомянуть специальный раздел моего блога, посвященный домашнему офису. Здесь вы найдете и серьезные статьи, посвященные данной теме, и краткие заметки о буднях работника в home office  http://leti-na-svet.livejournal.com/tag/домашний%20офис

Что еще почитать:

1.                 Интервью Глеба Архангельского с Игорем Манном, издательство "Манн, Иванов и Фербер" и Владимиром Габриэлем, руководителем экспертной группы Microsoft Россия, в программе «Время предпринимать». http://finam.fm/archive-view/1891/4/

2.                  Любовь Мищенко «Фриланс – способ роста или деградации? Чего все-таки больше в дистанционной работе – плюсов или минусов?» http://www.rabota.ru/soiskateljam/career/frilans__sposob_rosta_ili_degradatsii_.html

3.                  Идеи по дизайну рабочих мест http://www.design-remont.info/2009/07/24/domashnij-ofis-prakticheskie-idei-chast-1/

4.                  Статья дизайнера Яны Франк «Еще раз о рабочих местах» http://kak.ru/columns/directrix/a9246/

5.                  Статья бизнес-тренера Александра Деревицкого «Десять правил домашнего звонаря» http://dere.com.ua/rassilka/054.shtml

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...