. Проблемы преподавания менеджмента в России и США, или почему американские преподаватели не пишут мелом | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Проблемы преподавания менеджмента в России и США, или почему американские преподаватели не пишут мелом

Проблемы преподавания менеджмента в России и США, или почему американские преподаватели не пишут мелом

 

© Михаил Соболев, 1999 - 2000

 

ПЛАН СТАТЬИ:

1. Конференция. Цели и задачи. Менеджмент (определение и его значение).

2. Проблемы преподавания.

2.1. Отличие американской молодежи от российской. Рейтинговое обучение. Недопонимание. Дисциплины выбора.

2.2. Экзамены. Зачеты. Тесты. Контрольные работы (сравнительный анализ). Судебные разбирательства.

2.3. Особенности российской экономики и специфика преподавания. Себестоимость обучения растет быстрее, чем плата. «Технари» и «гуманитарии».

2.4. Методы обучения (активные и пассивные). Цель - вовлечение студентов.

2.5. Новейшие технологии. Интернационализация знаний. Мультимедиа. Интернет. Виртуальная реальность и виртуальные вузы. Опорные конспекты. Индивидуальное обучение. Исследовательский подход. Нестандартное мышление. Творчество и ТРИЗ. Стратегия глобализации. Универсализация и ТРИЗ. ТРИЗ + менеджмент. Инновации. Малый бизнес.

2.6. Материально-техническое обеспечение (сравнительный анализ). Мел и фломастер. Наглядные материалы. Скорость восприятия. Раздаточные конспекты (плюсы и минусы, проблемы создания). Учебная литература - где достать? Сложности.

2.7. Сложность применения активных форм обучения (инертность, неоднозначность предметов, обучение преподавателей).

2.8. Особенность русского характера.

2.9. Практическая применимость знаний. Отличие российской подготовки. Бизнес-планирование. Стажировки. Практики.

2.10. У России свой путь, но...

2.11. Проблемы трудоустройства.

2.12. Контингент слушателей. Школа - вуз (проблемы: ЗПР, безграмотность). Бакалавр - магистр.

3. Выводы

3.1. Чему учить? 2 подхода (социальный и социально-этический маркетинг).

3.2. Кого учить? 3 подхода. Экспресс-подготовка менеджеров.

3.3. Как учить? Активные формы обучения и передовые технологии.

3.4. Глобализация. Знания - сила. Знания - цена товара. Цитата о конкурентоспособности страны (из книги «Американский менеджмент на пороге 21 века»).

3.5. Роль преподавателя. Советник или наставник?

** 

11-12 февраля, 1999 года, во Владивостоке прошла международная конференция «Актуальные вопросы менеджмента в России и США. Преподавание и исследования». Главная задача этой конференции заключалась в том, чтобы обобщить накопленный опыт преподавания экономических дисциплин в российских вузах. Все расходы по организации и проведению конференции взяла на себя американская сторона.

Американских коллег очень сильно удивляет скорость, с которой меняется система образования в России, и в частности на Дальнем Востоке. По словам американского профессора, Роджера Рифлера, российское образование становится более гибким.

Основные доклады и вопросы на конференции были посвящены вопросам менеджмента, науке управления людьми, организациями и объектами. Наиболее актуальными вопросами оказались: чему учить, кого учить и как учить. Этим трем вопросам и было посвящено подавляющее большинство докладов. Особый интерес вызвали доклады о преподавании в США. Есть с чем сравнивать.

Наибольшее удивление у российских преподавателей вызвала информация о том, что американские студенты не разговаривают во время лекций - ни просто так, ни обсуждая между собой лекцию. Почему? Студенты знают, что, создавая шум, они нарушают законное право других нормально заниматься. Это вопрос культуры и, конечно же, нарушение закона может привести к судебному разбирательству. В российской аудитории можно говорить о тишине только при проведении экзаменов.

Кстати об экзаменах. Почему американские студенты сдают экзамен в письменной форме, а не в устной? При письменном экзамене повышается объективность оценки знаний, а при устной беседе велика роль субъективной оценки, и нет гарантии, что приняв экзамен в устном виде, американский преподаватель не получит судебный иск за некорректное отношение к студенту. Величина штрафа может быть 200 тысяч долларов и более. Поэтому американские преподаватели предпочитают письменные ответы или тестовый опрос, когда даются вопросы и варианты ответов на эти вопросы. Студенту нужно выбрать только один ответ на вопрос.

Но есть еще один нюанс. В российских вузах студентами принято думать, что можно не учиться в течение семестра, а потом в течение зачетной недели ликвидировать свои задолженности, во время сессии наизусть выучить конспект и получить «отлично». В американских вузах такого не бывает. Финальная отметка по курсу складывается из отметок за промежуточные экзамены, курсовую работу и какие-то другие виды деятельности. Все отметки исчисляются в процентах и об этом знают студенты.

Можно ли этот элемент преподавания применить в российской высшей школе? Уже применяют, но сталкиваются с недопониманием со стороны российских коллег. Аналогичная система использовалась в нашей системе образования и раньше, только называется она рейтинговая система обучения. Студенческие работы оцениваются в баллах, а потом сумма набранных баллов переводится в стандартную оценку. По этой системе я уже работаю второй год, преподавая «Основы менеджмента», в группах правоведения, в Приморском авиационном техникуме. Студенты, заранее были предупреждены об этой системе обучения и, как показывает практика, более ответственно подходят к обучению.

В Америке большое внимание уделяется дисциплинам выбора. Студент, который сам выбрал себе предмет, будет изучать его более прилежно. Это очевидно. В нашей стране это также практикуется, но не в полной мере. Наибольшей популярностью у студентов пользуются предметы: основы предпринимательской деятельности, управление предприятием, управление персоналом, основы малого бизнеса. Проблема в том, что в госстандарте, на образование, отведено ограниченное количество на дисциплины выбора, и перегружать студента дополнительными занятиями запрещается. Так что это одно из направлений, в котором предстоит совершенствовать российскую систему образования. Ну, и конечно же, нет пока такой возможности, как в Америке, предоставить студентам право выбирать: преподавателей, дисциплины или аудитории для курящих или не курящих. Это дело будущего.

Основное отличие и беда наших преподавателей в том, что мы живем в условиях перехода к рыночным условиям. Переходный период интересен с точки зрения его изучения, но крайне тяжел с точки зрения преподавания. По сути дела, преподаватели обучают экономике, которой не существует. И это ложится тяжелым бременем на их плечи, порождает проблемы и тупиковые ситуации. У многих студентов, вчерашних школьников, создается впечатление, что экономические знания вообще не нужны, не реальны и не применимы в настоящее время. Действительно заводы не работают, предприниматели работает по принципу «купи дешевле - продай дороже», процветают криминальные принципы управления (криминальный менеджмент). Что же делать в этих условиях преподавателю? Приходится объяснять, как действуют правила и принципы рынка в развитых странах и как эти принципы можно использовать в нашей стране, если не в полной мере, то хотя бы частично. Мы работаем на будущее, не забывая про день настоящий, и про прошлое. И в этом наша главная проблема. У нас в стране не любят прошлого, не любят заглядывать в будущее, предпочитая хорошо прожить день сегодняшний. Это безразличие к будущему своей страны и порождает развитие преступности, коррупции, истребление собственного народа. И речь идет не о правительстве, а о мировоззрении каждого человека. Все вокруг делают бизнес в ущерб собственному народу, начиная от продажи просроченных продуктов питания, лекарств, поддельной водки, наркотиков, национальных богатств, человеческих органов, людей и, заканчивая продажей оружия, которое стреляет в нас самих. Этот «русский подход» к бизнесу шокирует весь мир, а в нашей стране это воспринимается нормально. Дело не в правительстве, дело в людях, в нас с вами, в нашей душе. Именно это и представляет наибольшую сложность в преподавании. Детская душа изначально травмирована тем, что творится вокруг. Удобнее всего этого не замечать. НО. Нельзя построить цивилизованное государство, если в нем плачут дети. Что может сделать преподаватель, если в обществе витают мысли о саморазрушении нации? Как бороться с этим? Чему учить и как учить? Именно об этом чаще всего говорилось на конференции.

Бич переходного периода - политическая и экономическая нестабильность, порождающая неуверенность в завтрашнем дне. Туманность устройства на работу по специальности заставляет задумываться: «А чему же учить?». В Америке цель вузов - научить мыслить. В нашей стране мнения о том, чему учить различные. Одни, считают, что нужно учить тому, как приспосабливаться к внешним обстоятельствам, другие считают, что учить надо тому, как заработать деньги, и немногие говорят о том, что учить надо духовности, тому, чтобы в первую очередь думать о развитии общества, а не о получаемой прибыли. Но в одном сходятся мнения - нужно обучать нестандартному, гибкому мышлению, благодаря которому можно было бы быстро меняться в динамично развивающемся обществе.

Для обучения характерно два подхода: активные методы обучения и пассивные. В последние десятилетия за рубежом стали популярны именно активные формы обучения. Их главная цель - вовлечь обучаемых в процесс познания. Традиционное чтение лекций бесперспективно, потому что время отведенное для получения знаний превращается в механическую фиксацию чужих мыслей. Как показывает практика жизни, наиболее усваивается не то что осмысленно, а то, что прочувствовано и осознано самостоятельно. Для того, чтобы активно прочувствовать и осознать материал используется множество способов. Мозговой штурм, работа в малых группах, управляемое пленарное обсуждение, кейс-стади (ситуации для анализа), деловые и ролевые игры - основа обучения в зарубежных вузах. Именно им и обучались преподаватели на британских курсах, которые проходили в 1997 году, в нашей стране. Я также обучался на этих курсах, во Владивостоке, в течение двух месяцев. Получил международный сертификат, начал применять полученные знания и ... обнаружил, что в нашей стране есть и успешно работают аналогичные методики, по эффективности не только не уступающие зарубежным, но и превосходящие их. Многие преподаватели пытаются использовать в своей работе различные способы активизации мышления. Использование опорных конспектов, образных методик, тренинги, составление схемоконспектов, работа с опережением, коллективный способ обучения, действия с имитационными моделями, кроссворды по предметам, проблемно-активные практические занятия, тестирование - это далеко не полный перечень инструментов творчески работающего преподавателя. НО. Педагогика будет только тогда продуктивна, когда творчески будут работать все преподаватели, а не энтузиасты-одиночки.

 Что же будет в будущем? Какие новые технологии и каковы тенденции? Во-первых, возрастает роль компьютерного моделирования и компьютерного обучения. Во-вторых, усиливается роль Интернет в обучении (очно - заочное, дистанционное). В-третьих, обучение с использованием виртуальной реальности набирает все больший размах. В-четвертых, возрастает необходимость в специалистах которые могли бы мыслить глобальными масштабами, так называемая «глобализация». В-пятых, нужны специалисты с нестандартным мышлением, решатели проблем, исследователи. Возрастает потребность в творческих людях, поэтому усилится роль отечественной теории - Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в подготовке современных специалистов. Большинству фирм требуются люди мыслящие творчески, способные генерировать идеи. Поэтому цепочка: товар - технология - идея, будет особенно развиваться в 21 веке. Аналитики отмечают следующую тенденцию - цена продукта все больше выражает не материальные затраты, а интеллектуальные. Поэтому совершенно очевидно, что менеджеров нужно готовить как исследователей - новаторов, готовых идти на риск, создавая новые продукции или услуг, как аналитиков - психологов, способных прогнозировать последствия развития новшеств.

Следующая тенденция - возрастает скорость устаревания знаний специалистов. Следствие - необходимо постоянное повышение квалификации, возрастет роль самообразования и переподготовки. Потребуются экспресс - методики подготовки специалистов. Одна из целей моей диссертации - подготовить теоретическую базу для экспресс - подготовки менеджеров.

И еще одна важнейшая тенденция - всевозрастающая роль практических навыков студентов. Фирмам нужны люди УМЕЮЩИЕ работать, а не те, кто знает как работать. Поэтому возрастает необходимость готовить специалистов имеющих навыки практической работы, способных быстро адаптироваться к любому виду деятельности. Требуются универсалы - это подтверждает концепция «гибкого работника», использующаяся в японских фирмах.

Мировой опыт показывает, что экономика развивается благодаря работе мелких фирм. Развитие малого бизнеса - это будущее нашей страны. Нам нужно учить менеджеров, как руководителей - новаторов мелких фирм.

Но, как учить? Как учат за рубежом? Что можно перенять у Запада? Для меня, на британских курсах, стала новостью то, что зарубежные студенты не пишут конспекты. Им их просто выдают каждому, заранее отпечатанными. Экономится время на изложение основных положений и увеличивается время для активной работы слушателей. Американские преподаватели не пишут мелом на доске. Почему? Во-первых, весь материал уже отпечатан и лежит у каждого на парте. Во-вторых, есть заранее подготовленные слайды и кодоскоп (графопроектор), при помощи которого можно показывать изображения в любой аудитории, при любом освещении. В-третьих, если возник внеплановый вопрос и он требует графического пояснения, то используется обыкновенный фломастер и белый лист перекидного демонстрационного блокнота.

Активно используются наглядные пособия (цветные слайды, учебные видеофильмы, мультимедийные компьютерные возможности). Американцы говорят, что человеческий мозг может воспринимать примерно 6000 слов в минуту, но человек может произнести только около 2000 слов в минуту. Эту разницу они компенсируют яркими наглядными пособиями. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - таков девиз обучения.

Что можем предложить мы, российские преподаватели? Можем ли мы использовать аналогичные способы? Оказывается можем и уже давно используем, но не все и не везде. Я практикую использование раздаточных материалов (отпечатанных конспектов лекций по «Менеджменту» и «Маркетингу») уже второй год. В использовании этого принципа обучения есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что у студентов и преподавателя исчезла нервозность, что что-то не успеют сделать. Появилось больше времени на комментарии и на обсуждение дополнительного материала. Возросла степень понимания и усвоения материала. Обратной стороной медали стала фраза: «Зачем нам лекция - все же уже написано». Самый большой минус, на мой взгляд, в том, что у большинства студентов нет желания лишний раз подумать над проблемой или заданным вопросом. Проще прочитать ответ в книге или конспекте. И это очень актуально. Еще одна проблема - разнородность слушателей. Не каждый студент может размножить собственными силами конспект, а изготовление типографским путем конспектов лекций, для учебных заведений, очень дорого. Если использовать раздаточные конспекты по всем предметам, то существенно возрастет плата за образование. Кроме типографских расходов должна быть и оплата интеллектуального труда преподавателей. Так что, приходится работать пока на собственном энтузиазме. Но, не все так плохо. Готовы компьютерные варианты лекций по моим предметам и в ближайшем будущем, за счет средств института или за счет собственных средств, будут напечатаны хорошие методические пособия. Мы ведь только начинаем использовать передовой опыт. Обязательно будут разработаны учебные программы, в которых отразятся требования к применению в обучении компьютерной техники и других средств наглядного обучения.

В чем основная сложность использования активных форм обучения? Нужна команда - группа преподавателей работающих по-новому. У каждого - свои предметы и они разные по сложности, по значимости для специалиста. Очень трудоемко создать методический комплект дисциплины, чтобы его потом отпечатать. Но не это главное. Нужно научить преподавателей как использовать в своей работе передовой опыт. Чем выше профессиональный уровень преподавателя, тем качественнее обучаются студенты. Жизнь заставляет нас меняться, и мы очень быстро меняемся, чем сильно удивляем иностранцев.

Основная проблема в США, при подготовке специалистов, это получение практических навыков, так как трудно найти фирму, в которой можно пройти стажировку. Это очень актуально не только для американских, но и для российских студентов. В современных условиях жесткого налогообложения любой посторонний человек в организации не желателен. А теория, не подкрепленная практикой - это пустой звук. Поэтому большинство американских и российских преподавателей экономических дисциплин стараются в своих занятиях преподнести свой материал так, чтобы его можно было использовать в дальнейшем. Ярким примером является разработка бизнес-планов будущей деятельности студентов. И конечно для подготовки квалифицированных специалистов необходимы стажировки на предприятиях.

Все преподаватели, на конференции, говорили о том, что нельзя и невозможно использовать зарубежные модели экономики в нашей стране. У России свой путь, свои особенности. Нужно выявить эти особенности, развить их и применить. Это одна из главных задач преподавателей - исследователей. Нужно изучать мировой опыт. Нужно брать из этого опыта самое лучшее. Необходимо выявлять закономерности и развивать собственную экономику. В мире говорят о японском чуде, германском, китайском. Возможно, что вскоре заговорят о российском чуде.

Какие еще проблемы освещались на конференции? Проблемы трудоустройства выпускников, разрыв в знаниях студентов и в требованиях реальной жизни. Мы учим тому, что нужно платить налоги и для чего это нужно, а в фирмах от бывших учеников требуют прямо противоположного. Парадокс. Еще одна проблема, о которой говорилось - это ухудшение грамотности студентов, элементарное незнание русского языка. Доходит до того, что предлагается ввести дополнительные предметы по изучению русского языка, основам конспектирования, делопроизводству. С каждым годом снижается уровень выпускников школ. Школу обвинять можно, но обвинения замирают, когда узнаешь, что в современную школу приходит до 35% детей с задержкой развития. В стране идет целенаправленная политика по уничтожению системы образования. Об этом говорят все. А как подтверждает мировой опыт - «конкурентоспособность страны определяется уровнем образования ее граждан». Если в 1960 году СССР по уровню образования занимала 1 место, то в 1989-1991 годах Россия вошла лишь в третью двадцатку стран.

Какие следует сделать выводы из всего вышесказанного?

Чему учить? Есть два подхода к обучению. Первый учит как получать прибыли, а второй как развивать общество. Какой путь выбрать? Это решит каждый преподаватель.

Кого учить менеджменту и другим экономическим дисциплинам? Есть три основные группы слушателей:

- «технари» - студенты технических специальностей, изучающие экономические дисциплины;

- «гуманитарии» - студенты гуманитарных специальностей, которые имеют минимальные представления о технике;

- руководители предприятий, предприниматели - те, кто в настоящее время работают в нашей стране. Это особая категория людей, которых нужно обучать в первую очередь и как можно быстрее.

Исходя из такой классификации, условно можно описать три направления в обучении:

1) стандартный подход к подготовке специалистов технических специальностей, дополненный изучением экономических дисциплин;

2) стандартный подход к подготовке специалистов экономических специальностей, дополненный изучением технических дисциплин;

3) экспресс - подготовка в области экономических дисциплин: микро- и макроэкономика, менеджмент (основные специализации), маркетинг, основы предпринимательского дела, юриспруденция. В настоящее время это направление наиболее важно и перспективно, так как в стране множество руководителей и предпринимателей, которые работают используя метод проб и ошибок, не имея экономического образования.

Как учить? Необходимо использовать передовой опыт в области преподавания. Активные формы обучения, дополненные наглядными и раздаточными материалами, дадут качественный результат.

Самое важное в преподавании, на мой взгляд, научить человека учиться, научить пользоваться своими знаниями и добывать новые. Идеальный выпускник - это человек - исследователь, способный создавать что-то новое. Следующий шаг в будущее - это человек - открыватель, тот, кто может открывать новые законы и явления, порождающие новые изобретения и рождение новых систем и ценностей. Так что у педагогики есть свои задачи, для достижения которых потребуются десятилетия.

И последнее. Исходя из сказанного выше, возникает вопрос: «А какую роль должен играть преподаватель в современных условиях?». Роль простого информатора (человека, излагающего прописные истины) устарела. Нужны преподаватели - консультанты, преподаватели - советники и инструкторы. Иногда, на своих занятиях, я сравниваю преподавателя с дорожным указателем, который показывает путь. Путь к Истине, к которой нужно добраться самому. Прав ли я? Можно дать голодному человеку у реки пойманную рыбу, и он снова придет к вам за рыбой. Можно дать ему удочку и научить ловить рыбу. Можно просто дать ему удочку и ничего не объяснять, научится сам. А можно научить его выживать в любых условиях, исследуя и познавая при этом окружающий мир. Какой способ эффективнее на ваш взгляд?

Идеальный ученик не тот, кто все прилежно учит, а тот кто учится САМ, изучая мир.

Спасибо за внимание.

 

Даты написания статьи: 21.02.99 - 21.05.2000

 

Комментарий.

Работа в печати не опубликована

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...