. Экспресс - подготовка менеджеров в российских условиях | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Экспресс - подготовка менеджеров в российских условиях

Экспресс - подготовка менеджеров в российских условиях

 

© Михаил Соболев,1999

 

   В последнее время в литературе по менеджменту все чаще стали говорить об особенностях менеджмента как науки, об особенностях подготовки менеджеров. Мнения авторов часто взаимно противоположны и цель данной работы - попытаться выявить основные отличия между традиционной подготовкой специалистов и подготовкой менеджеров, и предложить способы обучения, учитывающие выявленные особенности.

 Менеджмент - это прежде всего практическая дисциплина.

«В управлении, в отличие от «классических» естественных наук, нет вечных законов. В менеджменте есть теории и концепции, являющиеся ничем иным как отражением обобщенного опыта управления. И если наступает момент, когда теория не подтверждается практикой, то уходит теория как не соответствующая реалиям. Вот почему в обучении управлению очень важна, с позиций практики, доказательная   сторона познания существующих проблем и путей их решения». [1, с.5]

В последнее время все чаще звучит фраза «практика опережает теорию». Для менеджеров эти слова приобретают особый смысл.

В основе подготовки любого специалиста лежат два подхода: подход с точки зрения преподавания и подход с точки зрения обучения.

Традиционное образование связано с преподаванием, то есть преподаватель передает ученикам свои знания в той или иной области. Каждая наука развивается своими темпами, есть науки молодые (например, кибернетика), взрослые (технология машиностроения), старые (математика, физика). В связи с разными темпами роста и происходит обновление теоретических положений. Изменения в каждой отрасли связаны с ее особенностями и проследить динамику изменений можно по патентному фонду. Отсутствие изобретений в той или иной отрасли говорит о том, что теория преобладает над практикой.

Совершенно другая картина представлена в бизнесе. В условиях динамично развивающегося рынка когда выигрывает та фирма которая первой успела внедрить новый продукт или технологию, а не та которая тщательно все теоретически просчитала и подготовила, особая роль отводится практическому мышлению. То есть другими словами в бизнесе практика опережает теорию.

Не даром говорят, что выпущенная книга отражает мысли автора пяти - десятилетней давности, статья в журнале - двух - трехлетней, статья на конференции - годовой - двухлетней. И только в деловой или научной переписке можно узнать о новых теоретических предположениях и гипотезах.

В бизнесе, с его ежедневно меняющейся ситуацией, для руководителей и управляющих ждать выпуска новых книг и пособий, в надежде отыскать чудо -рецепты, просто опасно. Реальность жизни такова, что выжить фирма может только в том случае, если она успевает реагировать на быстро изменяющиеся условия.

На основании вышесказанного следует сделать вывод, что при подготовке менеджеров (управляющих, руководителей) необходимо использовать подход с позиции обучения. Необходимы знания, «задаваемые проблемами или содержанием реально протекающих процессов. Обучение предполагает получение   [1, с.24] знаний, которые связаны с тем, что приходится решать в реальной   жизни. Очень редко у кого жизненные проблемы совпадают с теми, о которых говорят при преподавании отдельных дисциплин, предлагающих решение этих проблем. Как отметил один из выдающихся   умов современной управленческой мысли С. Бир: «У бизнесменов нет математических проблем, экономических проблем, социологических   проблем... У них есть просто проблемы».

Мир вступает в 21-й век и в связи с этим при подготовке менеджеров необходимо учитывать четко проявляющиеся особенности обучения.

1. В 21-м веке наиболее актуальной будет идея дифференциациито есть управленческие   теории будут учить тому, как не быть таким, как все остальные. Если до этого управление учило тому, как правильно работать и создавать правильные системы, то вскоре встанет вопрос: как уйти от стандартов, от принятых систем, как быть другим? Представляется, что управленческие концепции будут связаны с тем, как разработать методологию управления, используя которую, организации   могли бы найти способ отличаться от других. Быть не похожим на других очень трудно. Но это будет основой управленческого успеха   в 21-м веке. [1, с.18].

2. Чем будут заниматься организации в следующем столетии? В 21-м веке основным продуктом станет здоровье человека, продление его жизни, устранение болезней. Производство будет   очень сильно ориентировано на создание новых лекарственных препаратов, а также на создание всевозможных приборов и машин, которые будут позволять людям делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной. То есть производство будет подчинено интересам создания здорового человека. На это же будет нацелена и сфера услуг. [1, с.19].

3. Сейчас разворачивается мощный процесс глобализации. Однако   при этом, хотя национальные границы и стираются, национальные   культуры остаются. Бизнес становится интернациональным, но   люди, в нем участвующие, продолжают сохранять национальные   культурные черты. [1, с.20].

4. Можно предсказать, что в 21-м веке очень большой акцент будет   делаться на управлении разнообразием. Остро проявится потребность   сохранения разнообразия и использования его преимуществ наилучшим образом. [1, с.20].

Обучение – это отнюдь не то же   самое, что и преподавание. Обучениеэто те изменения, которые происходят в студенте в результате комплексного взаимодействия с учебным заведением. [1, с.23].

Основными направлениями преобразования учебного процесса типа «преподавание» в учебный процесс типа «обучение» считаются:

1. Переход к интегрированному обучению.

2. Развитие умения решать проблемы.

3. Замена   пассивного типа обучения, активным обучением.

4. Замена контроля за   учебным процессом со стороны преподавателя контролем со стороны обучающегося. Контроль осуществляется по принципу «цели учебного процесса – степень достижения этих целей студентом». [1, с.26].

Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из сложившейся ситуации на основе прошлого, а бизнес-образование готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя таким образом, чтобы это будущее оказалось благоприятным для него. [1, с.30]

Что же должен приобрести выпускник в процессе бизнес - образования?

1. Студент должен найти для себя ответ на жизненно важные вопросы: для чего осуществляется деятельность и какими средствами допустимо ее осуществлять и добиваться целей.

2. Студент в процессе обучения должен «наполниться» знаниями, которые будут помогать ему получить для себя ответ на вопросы типа «что это такое?», «как это функционирует?», «как это   следует делать?», «почему это возможно?» и т. п.

3. В процессе обучения у студента должны быть развиты определенные операционные навыки, которые проявятся в виде умения осуществлять действия и процедуры, с которыми ему придется   сталкиваться во время работы в организации.

4. Обучение должно развить у студентов навыки общения и участия в коллективных действиях, т.е. студент должен   научиться определять для себя, с кем вступать во взаимодействие и   как осуществлять это взаимодействие.

5. Развитие способности предвидения. Взгляд бизнесмена всегда устремлен в будущее. Поэтому студент должен научиться предвидеть то, что будет и что может   произойти. Очень трудно развивать воображение и интуицию. Однако ценность каждого конкретного бизнес - образования в значительной степени определяется тем, насколько оно справляется с этой   задачей.

6. В процессе обучения у студента должна быть сформирована потребность в улучшении, совершенствовании себя и окружения. Для этого он должен научиться отделять то, что нужно, от того, что не нужно, знать, что надо сделать, чтобы добиться улучшения, и как провести изменения. Но самое важное, у него должно   сформироваться стремление к совершенствованию, он должен на учиться проводить изменения и не бояться нового.

7. Учебный процесс должен развить у студента активную жизненную позицию и сформировать у него высокую мотивированность к труду.

Выше в схематичной форме была изложена концепция, а точнее сказать, основные идеи бизнес - образования, его отличие от обучения   традиционного типа. В России сейчас наблюдается устойчивый рост потребности в управленческом образовании. Поэтому очень важно, чтобы учебные центры, решающие эту задачу, старались делать это так, как этого требует бизнес-образование современного образца. [1, с.32-33]

Особая роль в подготовки менеджеров отводится внеаудиторному обучению.

Педагогическая практика показывает, что достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные творческие задания, связанные с написанием конечных отчетов. Это могут   быть задания по написанию рефератов определенной тематики, курсовых проектов и дипломных работ. Очень результативным методом   внеаудиторной работы является производственная практика. Данный вид обучения дает возможность обучающемуся непосредственно столкнуться с той реальностью, к функционированию в которой   он готовит себя в процессе обучения. При этом происходит реальное,   а не опосредованное. изменение позиции обучающегося в окружающей среде. [1, с.34]

Исходя из сказанного выше следует сделать вывод, что для подготовки менеджеров в 21-ом веке требуется создание специальных методов и методик подготовки и обучения.

В качестве одним из таких методов предлагается создание бизнес - школы по подготовке менеджеров.

 

Цели создания бизнес - школы для экспресс - подготовки менеджеров в российских условиях:

1. Создать концепцию обучения.

2. Определить основные темы для разработок, определить направления работы.

3. Создать работоспособный механизм (алгоритм) подготовки менеджеров.

4. Разработать бизнес - план создания экспериментальной бизнес - школы по подготовке менеджеров.

5. Организовать экспериментальную бизнес - школу. Утвердить правовой статус школы.

Направления работ на первом этапе:

1. Изучение науки «Теория Решения Изобретательских Задач» (ТРИЗ), основных законов и механизмов решения творческих задач.

2. Изучение специализаций науки «Менеджмент», выявление общих черт и различий (специфики) каждой.

3. Адаптация основных постулатов ТРИЗ к менеджменту. Составление опорных конспектов по предмету «ТРИЗ + менеджмент».

4. Изучение дисциплины «Маркетинг», определение основных постулатов, методик работы. Систематизация знаний (фактов) в экспериментальный алгоритм. Адаптация основных постулатов ТРИЗ к этой дисциплине. Составление опорных конспектов по этой дисциплине.

5. Изучение дисциплины «Микроэкономика», определение основных постулатов, методик работы. Определение основных экономических положений, терминов, рабочих формул, необходимых для самостоятельного чтения и составления годового баланса. Систематизация знаний (фактов) в экспериментальный алгоритм. Адаптация основных постулатов ТРИЗ к этой дисциплине. Составление опорных конспектов по этой дисциплине.

6. Изучение дисциплины «Правоведение», определение основных постулатов, методик работы. Систематизация знаний (фактов) в экспериментальный алгоритм. Адаптация основных постулатов ТРИЗ к этой дисциплине. Составление опорных конспектов по этой дисциплине.

7. Изучение дисциплины «Макроэкономика», определение основных постулатов, методик работы. Систематизация знаний (фактов) в экспериментальный алгоритм. Адаптация основных постулатов ТРИЗ к этой дисциплине. Составление опорных конспектов по этой дисциплине.

8. Изучение дисциплины «Информатика», определение основных постулатов, методик работы. Систематизация знаний (фактов) в экспериментальный алгоритм. Адаптация основных постулатов ТРИЗ к этой дисциплине. Составление опорных конспектов по этой дисциплине.

9. Изучение английского языка, освоение его до уровня разговорного. Перевод опорных конспектов и экспериментальных алгоритм на английский язык.

Направление работ на втором этапе:

1. Объединение основных дисциплин: менеджмент, маркетинг, экономика, юриспруденция, информатика. Систематизация данных, поиск общих подходов. Составление схемы взаимодействия дисциплин.

2. Разработка структуры курса обучения, в основе которого лежит изучение ТРИЗ и методологии ведения собственных исследований.

3.  Разработка механизмов и методов преподавания.

4. Разработка учебных планов, программ, критериев отбора слушателей, критериев отбора.

5. Разработка бизнес-плана проекта создания бизнес - школы по подготовке менеджеров.

6. Разработка опытных (экспериментальных) учебных пособий.

Направления работ на третьем этапе:

1. Создание экспериментальной школы. Набор и отбор слушателей.

2. Подготовка методических пособий и персонала.

3. Организация и проведение экспериментального обучения.

4. Выпуск слушателей.

Направления работ на четвертом этапе:

1. Анализ и обобщение полученных данных.

2. Подготовка к печати учебного пособия, на двух языках (английском и русском), на основе проведенного анализа.

3. Оформление работы на двух языках (английском и русском).

4. Оформление и защита диссертации по теме «Экспресс - подготовка менеджеров в российских условиях».

 

Для реализации проекта «Экспресс - подготовка менеджеров...» необходимо разработать наиболее перспективную форму обучения. Под формой обучения стоит понимать не один устоявшийся и хорошо используемый прием, а комплекс взаимосвязанных способов обучения.

Основные приемы обучения и подготовки менеджеров в школе бизнеса перечислены ниже.

К ним относятся следующие способы, методы и принципы:

1. С целью сокращения сроков обучения подготовка проходит в форсированном режиме.

2. При подготовке используется исследовательский метод, включающий полную самостоятельность слушателей, в том числе и при постановке проблем.

3. При подготовке, в качестве вспомогательного метода, используется эвристический метод, при котором преподаватель организует и ведет мышление слушателей к самостоятельному решению проблем.

4. Подготовка проходит в аварийном режиме, т.е. будут постоянно имитироваться кризисные ситуации.

5. Преподавание ведется на иностранном (английском) языке, с целью ускоренного усвоения знаний.

6. Менеджеров обучают методике решения проблем (бизнес - задач).

7. В основу подготовки заложен качественно новый подход - решение проблем как решение изобретательских задач.

8. При подготовке менеджеры осваивают алгоритм решения производственных задач (АРПЗ). Другое название АРПЗ - алгоритм решения бизнес - задач (АРБЗ).

9. При подготовке вырабатывается исследовательский подход к решению производственных (бизнес) задач.

10. Для обучения используются инструментальные механизмы Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), адаптированные для социальных и коммерческих задач.

11. При подготовке, в курсе обучения, используются только специальные дисциплины.

12. В качестве учебного материала используются раздаточные «опорные» конспекты, выполненные в разных цветах, способствующие быстрому освоению информации.

13. При обучении используется базовое учебное пособие, написанное на двух языках (русском и английском).

14. В базовом учебном пособии приводятся алгоритмы действий, направленных на решение конкретных ситуаций, имеющих различные сочетания исходных внешних факторов, и как следствие имеющих различные варианты решения.

15. При обучении использован системный подход результатом которого является четкая логическая взаимосвязь науки «Менеджмент» с другими науками и специальностями, отраженная в многоцветной структурной схеме.

16. При обучении используется наглядный макет в виде пирамиды, основание и грани которой символизируют базовые положения - основы науки «Менеджмент».

17. При обучении используется наглядный макет в виде пирамиды, «построенной» по принципу русской матрешки, символизирующей переходы от общего к частному.

18. При обучении используется наглядный макет в виде сложной пирамиды, состоящей из множества пирамид меньшего размера, символизирующей основные темы и факты, служащие базовыми для основ теории - науки «Менеджмент».

19. При подготовке используется игровая форма обучения «Имитация деятельности фирмы», с распределением обучаемых по должностям, сроком на один месяц, с последующей сменой ролей, с подробным рассмотрением всех нюансов конкретной работы на определенной должности, с письменной фиксацией основных трудностей и последующим обсуждением их «за круглым столом». За основу игры взят материал из книги [2]

20. При обучении используется разработанная методика мотивации учащихся (менеджеров), основанная на еженедельной бальной оценке деятельности каждого.

21. При подготовке используется игровая форма обучения «Государство», включающая в себя следующие ключевые игровые элементы: денежная система, банковская система, правовая система, биржи, предприятия, система торговли, сфера услуг. За основу взят механизм деловых игр, описанных в [3].

22. При обучении, в качестве механизма стимулирования, используется условная денежная единица «мен».

23. В основе обучения используется алгоритм «Организация собственного бизнеса» (ОСБ). Алгоритм «Организация собственного бизнеса» (ОСБ) включает основные блоки задач, без решения которых невозможно создать бизнес, а также делает ссылки на специальные приложения, отражающие типовые задачи и способы их решения, которые могут возникнуть в ходе работы.

24. При обучении в качестве промежуточной формы контроля используется «зачет», для получения которого учащемуся (менеджеру) необходимо сделать образец товара и продать его.

25. При обучении в качестве итоговой аттестации используется защита дипломных работ, включающая полное планирование и проектирование собственного бизнеса, с описанием каждого ключевого этапа деятельности.

Литература:

1. Виханский О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу«Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарика, 1998. – 288 с.: ил.

2. Уткин Э.А. Профессия - менеджер. - М. : Экономика, 1992. - 176 с.

3. Тарасов В.К. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. - Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1989. - 368 с.

 

Место первой публикации:

Актуальные вопросы менеджмента в России и США. Аспекты преподавания и исследования. – Международная конференция. – Тезисы докладов и выступлений. – часть 2. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1999. – 164 с.

 

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...