. Стратегическое управление как основа успешного функционирования предприятий | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Стратегическое управление как основа успешного функционирования предприятий

 

Стратегическое управление как основа успешного функционирования предприятий

 

© Михаил Соболев,1999 

 

Касаясь вопроса - стратегическое управление на российских предприятиях - сталкиваешься с некой волной недоверия к менеджменту и стратегическому планированию. Чаще всего слышатся фраза: «Какая стратегия? Какое может быть планирование, ведь мы боремся за то, чтобы просто выжить?». Поэтому стоит рассмотреть вопрос почему так говорят и от чего происходит неприязнь к менеджменту?

Существует ряд объективных и субъективных причин такого отношения предпринимателей и руководителей предприятий к этому вопросу.

Субъективные причины:

- отсутствие необходимых знаний в области управления;

- недоверие ко всем новым терминам;

- необъективная оценка собственной деятельности;

- нежелание меняться самому и менять предприятие;

- нетерпимость к новшествам и новаторам;

- боязнь экспериментировать;

- отсутствие единомышленников.

Объективные причины:

- политическая нестабильность в государстве;

- экономическая нестабильность в государстве;

- наличие неэкономических, в том числе криминальных, регуляторов рынка;

- традиционно сильное влияние распределительных и перераспределительных структур;

- резкое изменение структуры и величины производственных мощностей, в связи с конверсией оборонных производств;

- разделение ресурсных потенциалов между возникшими новыми государствами (бывшими республиками СССР) и как следствие разрушение отлаженных механизмов взаимодействия предприятий;

- слабость конкуренции отечественных производителей.

Перечисленные выше причины не дают оснований для отказа в проведении стратегического управления на предприятиях. Даже более того, без тщательного стратегического планирования фирмы будут терпеть финансовый крах или едва «держаться на плаву». Рассмотрим аргументы в доказательство необходимости стратегического управления.

Во-первых, первоначально следует оговорить, что предприятия или уже существуют или вновь создаются. В связи с этим появятся некоторые различия. Во-вторых. Для удобства изложения материала, по тексту, происходит замена слова «предприятие» на слово «фирма». В-третьих, высказанные мысли и выводы могут показаться отличными от общепринятых. В-четвертых, в стратегическом планировании есть такое понятие как долгосрочный горизонт планирования. Для фирм США это 5-10 лет, для Японии -15-20 лет, а для России - 4 года (срок президентских выборов). Поэтому, совершенно очевидно, что зарубежная модель стратегического управления, для России, в современных условиях, не подходит. Требуется принципиально новый подход, который бы учитывал специфику нашей страны. Исходя из вышесказанного понятно, что разработка современной модели стратегического управления, для российских предприятий, представляет научную ценность для теории менеджмента и теории экономических наук.

Основная проблема руководителя фирмой или частного предпринимателя - как сделать так, чтобы его бизнес был безубыточным, т.е. как сделать так, чтобы предприятие работало с минимальными издержками.

Для решения поставленной проблемы предприниматель, т.е. человек берущий на себя риск создать производство новых товаров и услуг, должен спроектировать свою фирму. Спроектировать, разработать, распланировать - точно также как поступают конструктор и технолог при решении аналогичной задачи. Основные требования к проектируемой фирме: простота, надежность, качество на выходе. Условно назовем это техническим заданием на проектирование фирмы. Что дальше?

Чаще всего происходит закупка оборудования, зданий, технологий. Нанимаются люди, разворачивается производство. Если провести аналогию, то это можно сравнить с путешествием в океане, на плоту, с набором необходимых запасов. Первый же шторм может оказаться последним в жизни мореплавателей. Другая группа людей спроектировала и построила лодку и пустилась вплавь, но шторм существенно ее потрепал и мореплаватели повернули обратно. А третья группа людей спроектировала и построила мощный корабль или миниатюрную подводную лодку и спокойно плывет по бушующему океану. Бизнес это тоже самое море, только это море людей, со своими проблемами. И от того как правильно предприниматель спроектирует свою фирму-корабль будет зависеть его бизнес.

Под проектированием здесь следует понимать стратегическое планирование, т.е. четкое определение целей и задач, стоящих перед фирмой и разработка конкретных мероприятий по достижению поставленных целей. Расплывчатые цели повлекут за собой неопределенные результаты.

От того, как четко и насколько подробно проектируется (планируется) предприятие зависит его дальнейшая эффективность.

Для сравнения можно привести пример работы часов. Когда мастер собрал часы и они заработали, то уже нет необходимости их регулировать и перестраивать. Часы или работают или нет. Что значит, часы работают плохо? Опаздывают или спешат. Значит их нужно подрегулировать.

Если предприниматель правильно спроектировал технологический процесс на своем предприятии, то отпадает необходимость в его корректировке. Зачем исправлять машину, которая работает без отклонений? Зачем содержать штат людей, которые отвечают за корректировку?

С этой точки зрения следует сделать парадоксальный вывод. Если предприниматель тщательно спроектирует фирму, т.е. уделит должное внимание стратегическому планированию, то тогда ему не понадобится текущая управленческая деятельность (оперативное управление). Как следствие, существенно упрощается технологический процесс и сама фирма, резко возрастает эффективность ее работы, растут прибыли. И как ни горько это прозвучит, но отпадает необходимость в управляющих, т.е. менеджерах. А зачем управлять производством, если он и так работает, как часы, по отлаженному технологическому процессу?

Попробуем сформулировать модель идеальной фирмы. Это организация, спроектированная таким образом, что каждый работник четко знает что и как ему нужно делать в каждой конкретной ситуации. Действия каждого работника строго описаны или оговорены в должностных инструкциях, в технологических картах, контрактах, спецификациях работы. Каждый знает свое место и свой объем работ. Никто не занимается дополнительным планированием, организацией, мотивацией и контролем деятельности. Это может произойти только в кризисной ситуации и эти функции должен осуществлять только руководитель фирмы.

Как говорилось выше, предприятия бывают двух типов: проектируемые и действующие. Если предприятие только проектируется, то тщательное стратегическое планирование позволит резко снизить себестоимость проекта и увеличить его экономическую эффективность. А как быть с уже существующими предприятиями? Заново перепроектировать фирму сложно, но здесь критерии выбора действий руководителя следующие: или работать неэффективно и медленно сползать к банкротству или перепланировать (перепроектировать) деятельность предприятия, изыскать резервы, потерпеть убытки на первоначальном периоде, но с последующим повышением конкурентоспособности и процветанием.

Исходя из вышесказанного, следует сделать следующий вывод. Без стратегического планирования деятельность предприятий обречена на банкротство. Сроки банкротства могут быть разными - от месяца до нескольких лет, но банкротство обязательно наступит.

Что же делать? Необходимо привести аргументированные доказательства того, что без стратегического управления организация будет терпеть убытки. Для этого необходимо создать программный продукт или интеллектуальную систему, на базе персонального ЭВМ, который бы позволил наглядно продемонстрировать величину потерь фирмы, в случае отказа от стратегического планирования или невыполнения тех или иных его пунктов. Например, как повлияет на достижение цели предприятия и на его прибыль отсутствие оценки деятельности конкурентов или проведение упрощенного маркетингового исследования.

Работа в этом направлении требует проведения ряда исследований:

1. Бизнес-план и стратегическое управление. Основные разделы бизнес-плана, их взаимосвязь, степень детализации, в зависимости от сложности проекта.

2. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и других странах.

3. Иерархические параметры в системе стратегического управления.

4. Разработка детализированной методики выбора миссии организации.

5. Разработка детализированной методики определения и формулирования целей организации.

6. Разработка детализированной методики оценки и анализа внешней среды.

7. Разработка детализированной методики внутреннего управленческого обследования.

8. Разработка детализированной методики по выбору стратегии фирмы.

9. Разработка детализированной методики по реализации стратегического планирования в организации (формированию тактических планов (разработке правил, процедур)).

10. Разработка детализированной методики по выбору критериев оценки стратегии.

11. Разработка детализированной методики по оценке организационной структуры.

12. Связь стратегического и оперативного управления.

13. Успех и неудачи фирм в кризисных ситуациях (на опыте российских и зарубежных предприятий).

14. Способы повышения конкурентоспособности предприятий в современных условиях.

15. Лучший опыт фирм - лидеров бизнеса.

16. Организационные структуры преуспевающих фирм.

17. Стратегическое управление венчурных предприятий.

18. Особенности инновационного менеджмента в современных условиях и его связь со стратегическим управлением.

19. От «нуля» до «успеха» (технология создания и проектирования преуспевающих фирм).

20. Разработка детализированной методики определения зависимости конечной цены продукта / услуг от основных параметров фирмы (мощности, конкурентоспособность, месторасположение и т.д.). Данное исследование наглядно сможет представить экономический эффект стратегического управления на предприятии.

Конечная цель всех исследований - создать эффективную методику стратегического управления, способную адаптироваться к предприятиям различных форм собственности. Основное требование к разрабатываемой методике - высокая инструментальность, т.е. возможность ее применения для любого предприятия.

Один из вариантов использования методики - это создание обучающей программы, на базе персонального компьютера, позволяющей рекомендовать ту или иную стратегию деятельности предприятия. Данную программу можно использовать при подготовке менеджеров, частных предпринимателей и руководителей фирм.

 

Место первой публикации:

Надежность и эффективность процессов машиностроительного производства: Сб. науч. трудов, посвящ. юбилею ДВГТУ и АрТИ. Вып. 1. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1999. – 148 с.

 

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...