. Подарки и поздравления как инструмент мотивации и как средство PR | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Подарки и поздравления как инструмент мотивации и как средство PR

Рубрика «Мотивация персонала»

 

Подарки и поздравления как инструмент мотивации и как средство PR

 

© Евгения Олофинская, директор Дальневосточного консалтингового центра «Партнер», 2009

www.dvpartner.ru

тел.: 8 (4232) 42-03-03, 42-13-13

 

 К счастью, в нашей жизни еще остались праздники. А на праздники, как известно, принято дарить подарки. Причем, не только друзьям, родственникам и знакомым, но и коллегам по работе, партнерам по бизнесу, любимым клиентам.

Особенно сложной предпраздничная ситуация оказывается для руководителей компаний - перед ними с приятной регулярностью встает вопрос: как правильно поздравить сотрудников? Что и кому подарить, чтобы и праздник получился, и никто не обиделся? Что преподнести партнерам по бизнесу? Как поздравить клиентов?

Специалисты по PR считают, что любой календарный праздник необходимо использовать как повод заявить о себе. Это как раз тот случай, когда пересекается внешний и внутренний PR, и четко отлаженные действия могут дать компании импульс к дальнейшему развитию. Если, ко всему прочему, праздничное мероприятие - это заранее спланированная акция, то она дает совершенно великолепные результаты.

В первую очередь поздравления должны быть адресованы коллективу, сотрудникам компании.  И эти поздравления должны преследовать совершенно определенные цели: выделение, поддержание, поощрение сотрудников. Новый год, Рождество, любой другой праздник - это формальный повод, когда это можно сделать открыто и очень точно "попасть в цель. Разработка системы поздравлений в компании - это совместная работа пиар-менеджера, маркетолога и директора по персоналу.

Как правило, праздник в компании - это система последовательных мероприятий, которые усиливают друг друга и, в конечном счете, становятся большим событием в жизни компании.

Первое что необходимо сделать - это определить цель и конечные результаты этого события. 

Например, в компании есть сотрудники, которых нужно выделить в статусном отношении, другие требуют моральной поддержки, третьих больше всего устроит праздничная премия. Менеджер по персоналу должен  знать, на кого что действует, в какой форме поощрения нуждается отдельно взятый сотрудник (или группа сотрудников).

Не всегда даже довольно весомая новогодняя премия или 13-я зарплата не всегда приносит желаемый результат. На одном нашем семинаре приводился пример: в крупной консалтинговой компании Москвы к Новому году всем консультантам выдали премию. Персонал компании имеет более чем приличную зарплату, а сумма, которой их  поздравили с Новым годом, значительно превышала даже их высокую зарплату. И  показательным стал пример, когда один из награждённых открывает конверт, смотрит на содержимое и произносит: "А на открытку денег не хватило". Это красноречиво демонстрирует то, что в не были учтены мотивационные факторы сотрудников".

Тем не менее, 13-я зарплата - традиция, которая сохранилась в работе с персоналом еще с советских времен, - по оценкам экспертов, до сих пор "работает" и приносит свои плоды. С одной стороны, она является показателем успешности компании. С другой - дает повод поблагодарить сотрудников за проделанную за год работу. Важное  значение имеет сумма, которую получают сотрудники. Специалисты по работе с персоналом считают, что 13-я зарплата должна составлять 100% зарплаты сотрудника, а праздничная премия - не менее 80% от основного оклада. Если эти суммы будут меньше, то вероятно, что персонал расценит это как "подачку". А это значит, что поставленная цель достигнута не будет.

В процессе подготовки подарков подчиненным необходимо очень четко соблюдать статус людей, которым эти подарки будут вручены. У нас,  зачастую, корпоративные вечеринки и праздничных акции грешат тем, что  в результате все сотрудники становятся "братьями". На следующий день необходимо приниматься за работу, а как после этого продолжать принятые формальные  отношения внутри компании - совершенно непонятно.

Подарок в любом случае должен касаться работы (парфюмерия, косметика, предметы личного пользования отпадают сразу), но желательно, чтобы он был классом выше, чем те предметы, которыми данный сотрудник пользуется обычно.

Среди корпоративных подарков первое место по-прежнему занимают такие полезные вещи как ежедневники, канцтовары, календари и ручки.

Но требования к ним в последние годы изменились - сегодня большинство руководителей отказались от дешевого китайского ширпотреба и больше интересуются известными брендами. Не советуют специалисты по работе с персоналом дарить одинаковые подарки всем сотрудникам - смешение статусов в компании не должно происходить даже в праздничные дни. Для того, чтобы избежать обид, лучше дарить подарки, стоимость которых внешне сложно оценить. Например, можно всем подарить ежедневники, но немного разного качества.

Итак, подарок выбран. Но теперь перед руководителем встает самый главный вопрос - в какой обстановке его вручить и что при этом сказать.

Важно даже не то, что мы дарим своим сотрудникам, а как мы это делаем. Можно самый необычный и значимый подарок вручить так, что люди будут напрягаться, вспоминая об этом. А можно и какую-нибудь безделицу вручить с самыми добрыми, и главное, искренними пожеланиями. Это банально, не ново, но обойти это правило не удаётся никому.

В предпраздничной суматохе  руководителю необходимо найти время и силы,  и искренне захотеть поздравить людей -   сделать это от всего сердца (кстати, существуют даже специальные психологические методики). И тогда все встанет на свои места. Люди почувствуют, что они нужны и важны, что компания о них заботится. И это даст такой результат, который обязательно скажется на показателях работы компании в целом".

Не нужно забывать, что подарок - это не столько дополнительное вознаграждение, сколько коммуникативный акт. Личное обращение руководства к каждому из сотрудников должно происходить в атмосфере праздника. Тут можно взять пример с американцев, которые просто-таки обожают по любому случаю украшать помещение воздушными шариками, флажками, поздравительными транспарантами и т.д. Человеку всегда приятно ярко выраженное, направленное лично на него праздничное внимание. Шарики и флажки стоят недорого, но они создают атмосферу праздника, заставляют на время забыть об острых углах межличностных, производственных, финансовых отношений. Если все это сопровождается правильно выбранным подарком, то праздник запомнится надолго. И, главное, принесет свои плоды на производственном поприще.

Но не только руководитель думает о том, что подарить своим подчиненным. Спецоперация под кодовым названием "подарок для шефа" в преддверии праздника также занимает умы сотрудников.

Подарки шефу - это обратная связь от сотрудников к руководителю. То, что люди подарят шефу и как они это сделают - это ответ на руководство. Есть гиперактивные люди, которые используют праздник как шаг к продвижению. И на самом деле, это формальный повод подарить что-то руководителю, сказать  слова от первого лица.

У руководителя же на это должна быть адекватная реакция - благодарность, но не приближение человека к себе. Подарок - это замечательно, однако это не должно нарушать, а подчеркивать  субординацию. Что касается выбора, то,  бесспорно, подарок не должен быть слишком дорогим, вызывающим, претендующим на равенство. Это может быть что-то особенное, что демонстрирует внимание. Новый год, любой другой праздник - это повод, когда шефу теоретически дарить подарки можно. Но не дарить шефу ничего - это не смертельно.

Это вовсе не означает, что коллектив, который не преподнес подарок своему шефу  - самый худший на свете.

Людям нужны праздники!

Но если праздники периодически будут случаться и на рабочем месте, то для сотрудников работа будет ассоциативно связано не только с "зарабатыванием на жизнь", но и с идеей совместного отдыха, своеобразного "коллективного ликования". Как показывает опыт многих компаний, это "привязывает" работника к рабочему месту и повышает его лояльность к компании.

 

Статья опубликована в информационно-аналитическом журнале «Клуб руководителей» №5-6/2009, с.48-49.

 

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...