. Если к вам пришла милиция | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Если к вам пришла милиция

Рубрика «Юридическая консультация»

 

Если к вам пришла милиция

 

© Валерий Анатольевич Матяжов, налоговый адвокат, Адвокатская палата Приморского края, филиал Конторы адвокатов №38 г. Уссурийска, г. Арсеньев пр-т Горького 20, 1 этаж, офис 1, тел. раб: 8(42361)5-23-24, тел.сот. 8-908-443-2646, 2009 `

 

Порядок проведения проверок налогоплательщиков органами внутренних дел с целью выявления налоговых преступлений претерпел изменения. Милиция лишилась многих прав, связанных с такими проверками. Однако изменения оказались формальными, так как действующие нормативные акты сохраняют ряд полномочий, связанных с проверками налогоплательщиков, за правоохранительными органами.

Так что же изменили недавние поправки, какими полномочиями, связанными с налоговым контролем, обладает милиция сегодня?

C момента начала действия Федерального закона от 26.12.2008 № 293- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», признавшего утратившими силу предписания некоторых пунктов ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026 «О милиции»  (пп. 25, 35 и других), прошло более полугода.

Сегодня можно оценить некоторые результаты реализации положений данного закона.

Прежде всего, стали юридически неприменимыми, хотя формально и не утратили силу, следующие документы, принятые в развитие пп. 25-35 ст.11 Закона о милиции:

- Приказ МВД России от 02.08.2005 № 363  «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности». 

- Приказ МВД России от 16.03.2004 № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

В первых комментариях к указанному закону специалисты отметили, что до принятия настоящего закона для проверки сведений о правонарушениях в предпринимательской сфере милиция была вправе:

- производить осмотр служебных помещений и досмотр транспортных средств;

- изучать документы;

- изымать образцы сырья, продукции и товаров для экспертизы;

- требовать проведения проверок и ревизий или самостоятельно проводить их.

Специалисты разъяснили, что поправки, внесенные Федеральным законом от 26.12.2008 № 293-ФЗ, лишают милицию указанных полномочий. Это означает, что при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должностные лица ОВД должны будут руководствоваться только теми процедурами (и порядком их применения), которые предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ.

В рамках оперативно-разыскной деятельности милиция вправе беспрепятственно вторгаться на предприятие, изымать документы и устраивать проверки только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности. Иными словами, основанием для изъятия документов у налогоплательщика является наличие угрозы экономической безопасности Российской Федерации, то есть защищенности экономической системы государства.

Однако угроза экономической безопасности - понятие оценочное, и под него может подпадать достаточно широкий круг посягательств.

Угроза, как принято считать, может быть реальной и абстрактной. Законодатель же не конкретизирует, о какого рода угрозе идет речь в данном случае. При проведении оперативно-разыскных мероприятий по выявлению налоговых преступлений угроза будет пониматься правоприменителем как абстрактная, потенциально возможная, а не реальная. Так органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, могут получить сведения о факте уклонения от уплаты налогов налогоплательщика от лица, оказывающего содействие на конфиденциальной основе. Однако это будет лишь непроверенная информация об угрозе экономической безопасности. Не изучив документы организации, правоохранительные органы в большинстве случаев не способны узнать, и оценит реальность угрозы.

Таким образом, угроза экономической безопасности- неудачный критерий, позволяющий инициировать действия по проверке любого налогоплательщика.

Кроме того, органы ОВД больше не смогут проводить налоговые проверки. Их участие в подобных мероприятиях будет ограничиваться обеспечением охраны налоговых инспекторов.

Также сотрудники милиции, а именно подразделения по налоговым преступлениям, продолжают осуществлять проверки налогоплательщиков в целях выявления налоговых преступлений, но делают это в рамках других процедур.

Данная ситуация обусловлена тем, что одна и та же по своему содержанию проверочная деятельность была урегулирована несколькими нормативными актами: Законом о милиции, Законом об оперативно-разыскной деятельности, УПК РФ, КоАП РФ.

Тот факт, что основания проведения проверок в целях выявления налоговых преступлений были исключены из Закона о милиции, не повлек отмены таких проверок. Дело в том, что теперь соответствующая деятельность регулируется другим нормативно-правовым актом- законом об оперативно- розыскной деятельности.

Следует заметить, что в данном законе приведены названия оперативно-разыскных мероприятий, при этом подробный регламент процедур оперативно-разыскной деятельности в нем не представлен.

Возникает вопрос относительно обязательности данного постановления для налогоплательщика. В приведенных выше комментариях специалистов к Федеральному закону от 26.12.2008 № 293- ФЗ замечено, что обследование может носить гласный и негласный характер. Гласное обследование может осуществляться с согласия владельцев осматриваемых объектах. Конечно, комментарии не являются источником права, однако любой предприниматель, руководитель организации, принимая во внимание эти тезисы, может посчитать, что он вправе отказать сотрудникам милиции  в проведении обследования как гласного мероприятия. Вместе с тем правомерность такого отказа вызывает сомнения, поскольку существует норма, предусматривающая ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (ст. 19.3 КоАП РФ).

Системно толкуя российское законодательство, можно прийти к выводу, что поисковые действия возможны лишь в процессе обыска, а, следовательно, они должны признаваться недопустимыми в процессе обследования. Если происходит сопротивление сотрудникам милиции в процессе осуществления принудительных поисковых действий, то основания для привлечения лица к административной или уголовной ответственности нет, поскольку ответственность возможна лишь  за препятствование исключительно законным требованиям и действиям должностных лиц. Однако не исключено, что налогоплательщика могут привлечь к ответственности по иным статьям УК РФ за причинение вреда здоровью участников обследования.

Есть еще один не менее значимый вопрос, который касается предметов и документов (печатей и пустых бланков третьих организаций, носителей компьютерной информации и пр.), относящихся к факту совершения налогового преступления, но добытых незаконным путем. Обжалование подобных действий со стороны налогоплательщика и даже признание их незаконными, не препятствует принятию решения о возбуждении уголовного дела на основании подобных доказательств в дальнейшем.

Иными словами, нарушение процедур не исключает использования результатов поисковых действий в уголовном процессе.

Данное обстоятельство, в свою очередь, заставляет задуматься об истинной законности всей оперативно-разыскной деятельности и поставит под сомнение действенность гарантий защиты прав личности в процессе ее осуществления.

В заключении еще раз отметим, что порядок процедур проведения гласных оперативно-разыскных мероприятий в отношении налогоплательщиков не урегулирован законодательством. Это может привести к нарушениям законности, прав и свобод человека и гражданина.

Получается, что поправки в Закон о милиции, имеющие целью снять с органов внутренних дел обязанности по проведению налоговых проверок и выявлению налоговых преступлений, оказались формальными.

 

 

 

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...