Рубрика «Юридическая консультация»
Если к вам пришла милиция
© Валерий Анатольевич Матяжов, налоговый адвокат, Адвокатская палата Приморского края, филиал Конторы адвокатов №38 г. Уссурийска, г. Арсеньев пр-т Горького 20, 1 этаж, офис 1, тел. раб: 8(42361)5-23-24, тел.сот. 8-908-443-2646, 2009 `
Порядок проведения проверок налогоплательщиков органами внутренних дел с целью выявления налоговых преступлений претерпел изменения. Милиция лишилась многих прав, связанных с такими проверками. Однако изменения оказались формальными, так как действующие нормативные акты сохраняют ряд полномочий, связанных с проверками налогоплательщиков, за правоохранительными органами.
Так что же изменили недавние поправки, какими полномочиями, связанными с налоговым контролем, обладает милиция сегодня?
C момента начала действия Федерального закона от 26.12.2008 № 293- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», признавшего утратившими силу предписания некоторых пунктов ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026 «О милиции» (пп. 25, 35 и других), прошло более полугода.
Сегодня можно оценить некоторые результаты реализации положений данного закона.
Прежде всего, стали юридически неприменимыми, хотя формально и не утратили силу, следующие документы, принятые в развитие пп. 25-35 ст.11 Закона о милиции:
- Приказ МВД России от 02.08.2005 № 363 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».
- Приказ МВД России от 16.03.2004 № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
В первых комментариях к указанному закону специалисты отметили, что до принятия настоящего закона для проверки сведений о правонарушениях в предпринимательской сфере милиция была вправе:
- производить осмотр служебных помещений и досмотр транспортных средств;
- изучать документы;
- изымать образцы сырья, продукции и товаров для экспертизы;
- требовать проведения проверок и ревизий или самостоятельно проводить их.
Специалисты разъяснили, что поправки, внесенные Федеральным законом от 26.12.2008 № 293-ФЗ, лишают милицию указанных полномочий. Это означает, что при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должностные лица ОВД должны будут руководствоваться только теми процедурами (и порядком их применения), которые предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ.
В рамках оперативно-разыскной деятельности милиция вправе беспрепятственно вторгаться на предприятие, изымать документы и устраивать проверки только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности. Иными словами, основанием для изъятия документов у налогоплательщика является наличие угрозы экономической безопасности Российской Федерации, то есть защищенности экономической системы государства.
Однако угроза экономической безопасности - понятие оценочное, и под него может подпадать достаточно широкий круг посягательств.
Угроза, как принято считать, может быть реальной и абстрактной. Законодатель же не конкретизирует, о какого рода угрозе идет речь в данном случае. При проведении оперативно-разыскных мероприятий по выявлению налоговых преступлений угроза будет пониматься правоприменителем как абстрактная, потенциально возможная, а не реальная. Так органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, могут получить сведения о факте уклонения от уплаты налогов налогоплательщика от лица, оказывающего содействие на конфиденциальной основе. Однако это будет лишь непроверенная информация об угрозе экономической безопасности. Не изучив документы организации, правоохранительные органы в большинстве случаев не способны узнать, и оценит реальность угрозы.
Таким образом, угроза экономической безопасности- неудачный критерий, позволяющий инициировать действия по проверке любого налогоплательщика.
Кроме того, органы ОВД больше не смогут проводить налоговые проверки. Их участие в подобных мероприятиях будет ограничиваться обеспечением охраны налоговых инспекторов.
Также сотрудники милиции, а именно подразделения по налоговым преступлениям, продолжают осуществлять проверки налогоплательщиков в целях выявления налоговых преступлений, но делают это в рамках других процедур.
Данная ситуация обусловлена тем, что одна и та же по своему содержанию проверочная деятельность была урегулирована несколькими нормативными актами: Законом о милиции, Законом об оперативно-разыскной деятельности, УПК РФ, КоАП РФ.
Тот факт, что основания проведения проверок в целях выявления налоговых преступлений были исключены из Закона о милиции, не повлек отмены таких проверок. Дело в том, что теперь соответствующая деятельность регулируется другим нормативно-правовым актом- законом об оперативно- розыскной деятельности.
Следует заметить, что в данном законе приведены названия оперативно-разыскных мероприятий, при этом подробный регламент процедур оперативно-разыскной деятельности в нем не представлен.
Возникает вопрос относительно обязательности данного постановления для налогоплательщика. В приведенных выше комментариях специалистов к Федеральному закону от 26.12.2008 № 293- ФЗ замечено, что обследование может носить гласный и негласный характер. Гласное обследование может осуществляться с согласия владельцев осматриваемых объектах. Конечно, комментарии не являются источником права, однако любой предприниматель, руководитель организации, принимая во внимание эти тезисы, может посчитать, что он вправе отказать сотрудникам милиции в проведении обследования как гласного мероприятия. Вместе с тем правомерность такого отказа вызывает сомнения, поскольку существует норма, предусматривающая ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (ст. 19.3 КоАП РФ).
Системно толкуя российское законодательство, можно прийти к выводу, что поисковые действия возможны лишь в процессе обыска, а, следовательно, они должны признаваться недопустимыми в процессе обследования. Если происходит сопротивление сотрудникам милиции в процессе осуществления принудительных поисковых действий, то основания для привлечения лица к административной или уголовной ответственности нет, поскольку ответственность возможна лишь за препятствование исключительно законным требованиям и действиям должностных лиц. Однако не исключено, что налогоплательщика могут привлечь к ответственности по иным статьям УК РФ за причинение вреда здоровью участников обследования.
Есть еще один не менее значимый вопрос, который касается предметов и документов (печатей и пустых бланков третьих организаций, носителей компьютерной информации и пр.), относящихся к факту совершения налогового преступления, но добытых незаконным путем. Обжалование подобных действий со стороны налогоплательщика и даже признание их незаконными, не препятствует принятию решения о возбуждении уголовного дела на основании подобных доказательств в дальнейшем.
Иными словами, нарушение процедур не исключает использования результатов поисковых действий в уголовном процессе.
Данное обстоятельство, в свою очередь, заставляет задуматься об истинной законности всей оперативно-разыскной деятельности и поставит под сомнение действенность гарантий защиты прав личности в процессе ее осуществления.
В заключении еще раз отметим, что порядок процедур проведения гласных оперативно-разыскных мероприятий в отношении налогоплательщиков не урегулирован законодательством. Это может привести к нарушениям законности, прав и свобод человека и гражданина.
Получается, что поправки в Закон о милиции, имеющие целью снять с органов внутренних дел обязанности по проведению налоговых проверок и выявлению налоговых преступлений, оказались формальными.