. Особенности применения контрольно-кассовой техники | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Особенности применения контрольно-кассовой техники

Рубрика «Юридическая консультация»

 

Особенности применения контрольно-кассовой техники

 

© Валерий Анатольевич Матяжов, налоговый адвокат, Адвокатская палата Приморского края, филиал Конторы адвокатов №38 г. Уссурийска, г. Арсеньев пр-т Горького 20, 1 этаж, офис 1, тел. раб: 8(42361)5-23-24, тел.сот. 8-908-443-2646, 2009

 

Если налоговые органы при проверке устанавливают, что налогоплательщик не использует контрольно-кассовую технику, они начисляют ему штраф, применяя ст. 14.5 КоАП РФ. Однако этой статьей предусмотрена административная ответственность для налогоплательщиков, которые не применяют контрольно-кассовые машины. Предусмотрена ли ответственность за неприменение иных видов контрольно-кассовой техники?

Налоговые органы довольно часто проверяют соблюдение налогоплательщиками Федерального закона от 22.05.2003 № 54- ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В настоящее время этот Закон предусматривает, что субъекты хозяйственной деятельности, которые производят расчеты наличными денежными средствами или с использованием платежных карт, должны применять ККТ, за исключением случаев выдачи соответствующих бланков строгой отчетности в ситуации возмездного оказания услуг населению (п. 2 ст.2 Закона о применении ККТ).

При этом инспекторы обнаруживают, что налогоплательщик не применяет ККТ при продаже товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то они используют положения ст. 14.5 КоАП РФ.

Ст. 14.5. продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин   влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Важно заметить, что КоАП РФ предусматривает ответственность за неприменение именно контрольно-кассовой машины (ККМ).

При этом в ст. 1 Закона о применении ККТ содержится закрытый перечень технических средств, относящихся к ККТ:

- ККМ, оснащенные фискальной памятью;

- электронно-вычислительные машины (ЭВМ);

-  программно-технические комплексы (ПТК).

Получается что законодательство, регулирующие использование ККТ, выделяет ККМ лишь, как один из видов ККТ.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» указано, что императивно вмененное использование ККМ есть обязательный элемент установленного нормативными правовыми актами порядка общественных отношений в сфере торговли и финансов, а так же правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).

Однако при этом следует отметить, что в силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ любое ограничение прав, как физических, так и юридических лиц возможно исключительно на основании закона, что подразумевает существование специальной нормы (совокупность норм) права, содержащей четкие и недвусмысленные основания для применения мер государственного воздействия, носящий карательный характер, к тем или иным лицам.

Кроме того, обратимся к положению ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

Они устанавливают, что административным правонарушением признается виновное, противоправное, т.е. совершенное в нарушение установленных законом требований, деяние, за которое в КоАП РФ (или в соответствующих законах РФ) предусмотрена административная ответственность.

Значит, для привлечения лица к административной ответственности по рассматриваемым нами обстоятельствам есть несколько необходимых оснований:

- наличие некого особого закона, установившего случаи обязательного применение ККМ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- отнесение указанным законом ККМ к единственно возможным специальным техническим средствам, подлежащим использованию в таких случаях (т. е. некий особый закон не должен содержать какой-либо альтернативы ККМ);

- игнорирование данных требований организациями и индивидуальными предпринимателями (иными словами, неприменение последними ККМ при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Положениями Закона о применении ККТ установлены виды ККТ как независимые и отличающиеся друг от друга по ряду критериев технические средства, которые должны использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом механизм определения конкретного вида ККТ, подлежащего использованию, не установлен. Соответственно юридические лица и индивидуальные предприниматели должны самостоятельно определять вид ККТ исходя из особенностей своей деятельности (конечно, при условии возможности такого выбора).

Руководствуясь положениями действующего законодательства, трудно определить отличия ККМ от иных видов ККТ. При этом КоАП РФ не содержит положений, которые бы предусматривали ответственность за неприменение иных видов ККТ. Данное обстоятельство затрудняет определение меры ответственности, которая должна быть применена к организациям и индивидуальным предпринимателям, не использующим ни ККМ, ни иной вид ККТ.

Положения ст. 14.5 КоАП РФ объективно не могут быть реализованы на практике по следующим причинам:

- осуществление расчетов за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) без применения ККМ, но с использованием иных видов ККТ является допустимым в силу Закона о применении ККТ, то есть не представляет собой противоправное деяние, а значит не может подвергаться административному преследованию;

- уклонение от применения любого из перечисленных в ст. 1 Закона о применении ККТ технических средств при осуществлении наличных денежных расчетов фактически образует иной состав правонарушения (неприменение ККТ), не оговоренный в ст. 14.5 КоАП РФ (неприменение ККМ).

Соответственно в настоящее время законодательством фактически не предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги без применения ККМ.

При этом выход из данной ситуации будет найден, если законодатель внесет изменения в КоАп РФ.

 

 

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...