. Как узнать заповеди честного налогоплательщика? | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Как узнать заповеди честного налогоплательщика?

Рубрика «Изменения в законодательстве»

 

Как узнать заповеди честного налогоплательщика?

 

© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su

 

Вопрос в редакцию.

Подскажите, какие произошли принципиальные изменения в практике налоговых проверок

 

В данной статье представлен обзор принципиальных изменений в налоговом кодексе и комментарии к данным изменениям. За основу работы взят источник [1].

1.  С 2008 г. в НК РФ прямо сказано, что не облагаемый НДФЛ размер суточных — 700 руб. при поездках по России и 2500 руб. — при загранкомандировках.

Комментарий.

Необходимо учитывать, что глубина выездной проверки — три года, поэтому еще не одна ком­пания столкнется с претензиями некоторых инспекторов.

Необходимо указать в приказе по предприятию размеры суточных. Это позволит уменьшить количество вопросов.

2. С 2008 г. исключен из бухучета метод списания матери­алов ЛИФО (приказ Минфина РФ от 26.03.2007 г. № 2бн).

Комментарий.

 В налоговом учете метод ЛИФО по-прежнему сохранится.

3. Проверка контрагентов на предмет налоговой дисциплины становится привычным мероприятием — слишком велик риск потерять вычеты по НДС из-за неблагонадежности поставщика.

Комментарий.

Чтобы минимизировать риски, компания должна иметь доказательства своей «должной осмотрительности» при выборе поставщиков.

Наиболее популярные и доступные способы проверки.

- на сайте ФНС www.nalog.ru  можно узнать, не является ли адрес потенциального партнера «массовым», не дисквалифицирован ли директор компании.

- на том же сайте по адресу http://egrul.nalog.ru/fns/index.php  можно проверить, соответствуют ли действительности представленные контрагентом сведения о его наименовании, юридическом адресе, ОГРН, ИНН, КПП и дате регистрации.

- выписку из ЕГРЮЛ о контрагенте можно получить в инспекции или в специализированной организации.

-  можно запросить учредительные документы у самого контрагента.

Осторожно!

Некоторые инспекторы идут еще дальше и пытаются поставить в вину компании недобросовестность постав­щика «третьего звена», т.е. поставщика контрагента.

Рекомендации.

Для подстраховки прямо в дого­воре лучше прописать, что контрагент отвечает за налоговую «чистоту» своих поставщиков.

4. С 2007 г. налоговикам стало затруднительно превращать камеральную проверку в выездную — теперь они могут запрашивать к декларациям дополнительные документы только в строго определенных НК РФ случаях (например, если компания заявляет НДС к возмещению или применяет налоговую льготу).

На практике некоторые инспекторы, конечно, пытаются это ограничение обойти, к примеру, затребовать документы под предлогом необходимости «пояснений». Однако даже ФНС говорит своим подчиненным, что так делать нельзя: уж слишком легко налогоплательщик сможет подобное самоуправство оспорить в суде.

Вынужденная восполнять недостаток информации на­логовая служба настоятельно требует от инспекторов мак­симально использовать доступные источники — анализировать декларации с использованием контрольных соот­ношений. Результаты такого анализа применяются не столько для доначислений собственно по «камералке», столько для планирования выездных проверок.

Тематические выездные проверки все чаще уступают место комплексным. Инспекторы сравнивают не только строки одной декларации, но и отчетность по раз­ным налогам, а также сопоставляют данные деклараций и бухгалтерской отчетности.

5. В 2007 г. некоторые компании опробовали процедуру апелляционного обжалования решений инспекции в налоговое управление. Налоговый Кодекс отводит на рассмотрение жалобы месяц с возможностью продления этого срока на 15 рабочих дней. Правда, на практике налоговики этот срок затягивают. Но пока рассматривают жалобу, инспекция не может принудительно взыскать задолженность. Если же компания не стала жаловаться или обращаться в суд, решение инспекции вступит в силу через 10 дней.

С 2009 г., прежде чем обращаться в суд, компании вынуждены будут соглас­но НК РФ пытаться разрешить проблему сначала с налоговыми начальниками.

Комментарий.

В большинстве случаев решение налоговых органов остаются без изменений, поэтому лучше сразу готовить обращение в суд.

6. Конституционный суд сделал программное заявление о том, что компании вправе самостоятельно оценить экономическую оправданность расходов с учетом фактических обстоятельств и особенностей своей деятельности (определение от 04.06.2007 г. № 320-ОП). При этом необходимо намерение налогоплательщика получить экономический эффект от сделки, а вовсе не фактический результат. Руководство ФНС признает, что факт получения убытка в отчетном или налоговом периоде еще не свидетельствует о неоправданности осуществленных расходов; если убытки систематические, а компания ничего для их устранения не предпринимает, то подозрения инспектора будут вполне оправданными.

7. Федеральная налоговая служба выдала в апреле 2007 г. на семинаре-совещании своим подчиненным установку не злоупотреблять формализмом. Нельзя снимать расходы, которые явно имели место, только лишь под предлогом отсутствия какой-нибудь бумажки или подписи.

Комментарий.

Для полной уверенности в работе лучше, чтобы все расходы были правильно оформлены. Не стоит надеяться на милосердие и формальный подход к проверке.

8. В спорах об обоснованности налоговой выгоды компании одерживают победу в 74% случаев. Суды практически однозначно встают на сторону компании, если налоговики пытаются опровергнуть право на вычеты по НДС, ссылаясь на плачевное финансовое положение контрагента по сделке (мол, заведомо маловероятно, что он перечислит в бюджет НДС). Продажа товаров по ценам ниже себестоимости — также, по мнению судов, недостаточное основание для того, чтобы обвинить компанию в необоснованной налоговой выгоде. Инспекторы не вправе отказывать в вычетах только лишь потому, что встречная проверка поставщиков не дала результатов.

Комментарий.

Если инспекторы докажут, что контрагент действительно не платит НДС или его нет по юридическому адресу, есть риск проиграть спор. А вот если контрагента нет в ЕГРЮЛ, то победа точно будет за налоговиками.

9. С 1 января 2007 г. налоговики, проиграв дело в суде, обязаны вернуть компании госпошлину за счет собственных средств. Такова позиция Президиума ВАС РФ (п. 5 Инфор­мационного письма от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового ко­декса РФ»).

Комментарий.

Это серьезный показатель, на который обращают внимание налоговые начальники. Надеяться на то, что в суде вас ждет формальность, лучше не стоит.

10. С 2008 г., даже если выручка превышает 2 млн. руб., платить НДС и отчитываться по нему надо будет не ежемесячно, а раз в квартал (ст. 163 НК РФ в новой редакции). Заметная экономия на трудозатратах по составлению деклараций и «выбиванию» счетов-фактур у контрагентов. Не нужны будут «уточненки», если ошибка обнаружится внутри квартала. Втрое сократится количество камеральных проверок отчетности по НДС. Отвлекать финансовые ресурсы на уплату налога придется реже. Принять НДС к вычету можно будет только по итогам квартала, а при возмещении с учетом времени, отведенного инспекторам для камеральной проверки, — только через три месяца после окончания квартала, если проверяющие не нашли, к чему придраться.

11. Летом 2007 г. Федеральная налоговая служба обнародовала критерии, с помощью которых, каждая компания сможет оценить вероятность выездной проверки.

Компании, которые не собираются подстраиваться под критерии, доказывать свою правоту в случае предъявления претензий будут во время проверки.

При отборе налогоплательщиков для проведения выезд­ных налоговых проверок налоговые органы исходят из критериев риска совершения налогового правонарушения. Это следует из концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333®) (см. табл. 1 и 2).

Комментарий.

Критерии честного налогоплательщика не дают гарантии, что ваше предприятие не будет проверяться.

12. С начала 2007 г. стали действовать новые законодательные правила приостановления операций по счетам. В них была заложена идея: налоговики вправе «замораживать» счета только на сумму задолженности перед бюджетом (ст. 76 НКРФ).

Комментарий.

Однако инспекция вправе «заморозить» сумму недоимки одновременно на нескольких счетах компании. Чтобы снять арест с «излишка», главные бухгалтера компании вынуждены практически вручную ускорять документооборот. К примеру, ускорить доставку в банк решения инспекции, размораживающего счет, можно, только взяв в банке доверенность на его получение, забрав решение из нало­говой инспекции и привезя его в банк.

13. В 2008 г. налоговые начальники предписали инспекторам не прекращать «мониторинг» финансовой деятельности тех компаний, которые по итогам посещения «зарплатных» комиссий подняли уровень оплаты труда.

По логике ФНС компания платила «серые» зарплаты либо из сокрытой выручки, либо из фиктивных расходов путем «обналички». Соответственно, если компания зарплату из «тени» выводит, а выручку — нет, либо продол­жает практиковать «обналичку», то ее налогооблагаемая прибыль упадет. Между тем, по мнению налоговой службы, уж коль скоро согласились обелить зарплату — показывайте выручку либо прекращайте «обналичку». При таком «правильном» поведении у побывавших на комиссии организаций по крайней мере не должен упасть налог на прибыль, а в идеале — еще и должен вырасти НДС к уплате. Если такого не произошло, то «работу» с организацией прекращать нельзя.

Комментарии.

- сама «зарплатная» комиссия является незаконной, так как в Налоговом кодексе отсутствует такое понятие.

- если вы решили выводить зарплату из «тени», то нужно это делать постепенно, за два - три раза. Это позволит снизить претензии налоговых инспекторов.

14. Налоговики в 2008 г. изобрели способ обнаружить сокрытый НДФЛ — для этого достаточно умножить базу по ЕСН на 13%. Налоговая служба полагает, что если все законно, то полученная таким образом сумма не должна быть меньше перечисленного в бюджет НДФЛ.

Комментарий.

Существуют очевидные причины, объясняющие несовпадение — стандартные или имущественные вычеты, предоставленные работнику. Лучше быть готовым
получать из инспекций требования объяснить расхождение.

15. Минфин РФ, на которое НК РФ с 2004 г. возложил функции разъяснять налоговое законодательство, в этом году ста­ло снимать с себя ответственность за свои официаль­ные письма (письмо от 07.08.2007 г. № 03-02-07/2-138).

Инспекторы должны руководствоваться только теми пись­мами Минфина РФ, которые адресованы непосредственно ФНС России.

Налоговая служба поддержала эту установку, но по­шла еще дальше, открыто отдав приоритет перед разъ­яснениями Минфина РФ сложившейся в регионе арби­тражной практике (Письмо ФНС России от 14.09.2007 г. №ШС-б-18/71б@).

Однако совсем списывать со счетов письма Минфина РФ, даже «частные», не стоит. Для рядового инспектора явно выраженная позиция вышестоящего начальства в любом случае — аргумент.

Комментарий.

Обращаясь в вышестоящую организацию за разъяснениями необходимо как можно более полно описать ситуацию, чтобы аргументировать позже свою позицию.

16. Минфин РФ решил кардинально улучшить отношения между организациями и налоговыми инспекциями. Это следует из налоговых планов министерства на ближайшие три года, которые он осенью разместил на своем сайте www.minfm.ru.

По замыслу Минфина РФ, к 2010 г. надо решить три задачи:

1) 77% налоговых споров должно разрешаться без суда (придется инспекторам вовсе отказаться от безосновательных придирок);

2) у половины компаний должен быть доступ через Интернет к своему лицевому счету по расчетам с бюджетом (сейчас из-за технических сложностей его имеют далеко не все компании, которые отчитываются по сети, а таковых 15%);

3) средний срок «проведения контрольных мероприятий и принятия решений о возврате излишне уплаченных налогов» в течение трех предстоящих лет должен сократиться до 85 дней (сейчас счет идет на месяцы и годы).

17. ФНС России решила обеспечить мир и согласие между инспекцией и ее «клиентами». По мнению налоговиков, для прогресса в этой сфере необходимы всего две вещи:

- во-первых, чтобы инспекторы вовремя вводили в свою базу данных полученные декларации;

- во-вторых, чтобы разрешалась судьба платежей, по ошибке не попавших по назначению.

За достижения в этих направлениях ФНС России собирается премировать своих инспекторов. Кроме того, поощрять инспекции собираются за высокий процент разногласий с компаниями, разрешенных без суда и за выигранные налоговые споры.

 

Источник:

Анашкин А.К., Савин А.А. Техника безопасности налоговых проверок: Практическое пособие. - М.: ЦЕНТРКАТАЛОГ, 2008. - 352 с. (с.133 - 145)

Таблица 1

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков

 

№ критерия

Критерий

Пояснения

 

1

2

3

 

1

Налоговая нагрузка у данного налогопла­тельщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Расчет налоговой нагрузки за 2006 г. по основным видам экономической деятельности приведен в табл. 3. Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций поданным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)

 

2

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2 и более календарных лет

 

3

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев

 

4

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации това­ров (работ, услуг)

По налогу на прибыль организаций. Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отражен­ными в финансовой отчетности

 

5

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятель­ности в субъекте РФ

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъ­екту РФ можно получить из следующих источников:

1) официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата находится на офи­циальном интернет-сайте Росстата;

2) сборники экономико-статистических материалов, публикуемые террито­риальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);

4) официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъ­ектам Российской Федерации находится на официальном интернет-сайте ФНС России

 

 6

Неоднократное приближение к предельно­му значению установленных НК РФ величии показателей, предоставляющих нало­гоплательщикам право применять специ­альные налоговые режимы

В части специальных налоговых режимов

 Принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 раза и более в течение календарного года).

 

 

6.1.

 

В части единого сельскохозяйственного налога

Приближение к предельному значению установленного ст. 346.3 НК РФ показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сель­скохозяйственных товаропроизводителей:

• доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продук­ции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сель­скохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70%.

 

 

6.2.

 

В части упрощенной системы налогообложения

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. 346.12 и 346.13 НК РФ показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

 • доля участия других организаций составляет не более 25%;

 • средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

• остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, опреде­ляемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. руб.;

• предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогово­го) периода в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, составляет не более 24,8 млн. руб.

 

6.3.

 

В части единого налога на вмененный доход

 Неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. 346.26 НК РФ показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

• площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 м2;

• площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, состав­ляет не более 1 50 м2;

• количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользова­ния, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназна­ченных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 ед.;

 • общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 м2

 

 7

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год

По налогу на доходы физических лиц

 Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляю­щих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%

 

 8

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщи­ками или посредниками («цепочки контр­агентов») без наличия разумных экономи­ческих или иных причин (деловой цели)

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12. 10.2006 г. № 53

9

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относи­тельно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в нало­говой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содер­жащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе нало­гового контроля, в случае если в целях, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок

10

Неоднократное снятие с учета и постанов­ка на учет в налоговых органах налогопла­тельщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налого­выми органами)

Два случая и более с момента государственной регистрации юридического лица представления при проведении выездной налоговой проверки в реги­стрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места поста­новки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации

11

Значительное отклонение уровня рента­бельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 г. по основным видам экономической деятельности приведен в табл. 3.

В части налога на прибыль организаций Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерско­го учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более

             

 

 

Таблица 2

Налоговая нагрузка по видам деятельности

Вид экономической деятельности

Налоговая нагрузка, %

ВСЕГО

11,6

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — всего

5,5

Рыболовство, рыбоводство

13,7

Добыча полезных ископаемых— всего

45,1

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

49,4

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

14,4

Обрабатывающие производства — всего

7,2

Производство пищевых продуктов, включая напитки

13,1

Текстильное и швейное производство

5,7

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

4,9

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

3,5

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

3,7

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

12,5

Производство кокса и нефтепродуктов

3,2

Химическое производство

4,4

Производство резиновых и пластмассовых изделий

4,7

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

8,9

 

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...