. Каким должен быть новый мэр | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Каким должен быть новый мэр

Рубрика «Муниципальный менеджмент»

 

Каким должен быть новый мэр?

 

Ни для кого, ни секрет, что уже через 2 года Арсеньев ждут новые выборы главы. Происходит консолидация сил, ресурсов для объединения вокруг тех или иных потенциальных кандидатов.

Многие жители города задаются вопросами, на которые мы попросили высказать свою точку зрения Соболева Михаила Викторовича, генерального директора ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», работавшего на должности заместителя главы по экономике с 2003 по 2006 годы и на должности исполняющего обязанности главы с июля 2006 по март 2007 года.

 

- Михаил Викторович, каким должен быть мэр города?

- Это должен быть профессиональный управленец, имеющий опыт работы, способный работать по 10-12 часов в день, включая выходные. У него должна быть работоспособная команда, способная оперативно решать поставленные перед ней задачи. Я подчеркиваю, способная «оперативно решать», а не затягивать решение вопросов. Одиночка, без своей команды, не сможет решить клубок проблем в муниципальном образовании.

- Почему вы так считаете?

- Бюджет города является дотационным. Размер субсидий и дотаций из краевого бюджета ежегодно уменьшается. Политика федерального и краевого центра сводится к следующему - муниципальные образования должны самостоятельно решать вопросы местного значения. В пределах финансовых ресурсов, которые есть.

- Но ведь это приведет к сворачиванию социальных программ в городе?

- Государственная политика оптимизации бюджетных расходов, начатая в 2004 году, сводится к одному простому правилу: «нужно жить по средствам». Вариантов действий всего два: повысить доходную часть бюджета и сократить его расходную часть. У Арсеньевского городского округа достаточно инструментов, чтобы решить эти две задачи. Но все эти инструменты носят экономический характер и весьма болезненно скажутся на социальном климате. А это ни исполнительной, ни представительной власти не выгодно.

- Поясните на примерах, пожалуйста…

- Нужно сокращать социальные расходы. Необходимо снимать с бюджетного финансирования организации, передавая часть полномочий частному бизнесу и гражданам. Например. Мы все гордимся, что Арсеньев - спортивная столица Приморья. При этом расходы на содержание спортивной инфраструктуры обходятся городскому бюджету более 20 млн. руб. Передача в управление (долгосрочную аренду) спортивного комплекса «Восток» давало бы экономию средств местного бюджета не менее 3 млн. руб. в год. А через муниципальный социальный заказ можно избирательно (на конкурсной основе) финансировать спортивные секции, школы, федерации.

- А как же дети? Бесплатные занятия? Здоровье детей?

- То, что вы сказали, это стандартный набор защитных слов в поддержку бесплатного спорта. Важно понимать, что бесплатной услуги не может быть в принципе. Бесплатно можно побегать по парку, по улицам, или поиграть на бесхозной площадке. Если мы хотим, чтобы с ребенком занимались профессионально, то мы должны за это платить. Если бюджет платит за так называемые «мертвые души» (спортсменов которые тренируются или тренируют только на бумаге), то это нецелевое использование средств. Я против такого управления. Аналогичные примеры можно привести из сферы образования, здравоохранения. Есть в бюджете средства, которые можно было бы использовать более эффективно.

- А что мешало это сделать раньше или сделать сейчас?

- Я уже говорил. Повторюсь. Любое урезание социальных расходов - это непопулярный шаг, это всплеск недовольства жителей. Любая власть всегда заигрывает со своими избирателями, при этом откладывает решение городских  проблем на последующие годы (следующую власть). Это приводит к тому, что ряд проблем, не решаются годами. Например, строительство очистных сооружений, упрощенная регистрация гаражно-строительных кооперативов, модернизация тепловых сетей и другие.

Поэтому новый глава, после победы на выборах, должен будет решить для себя принципиальную дилемму:

1. Работать на посту «спустя рукава», решая тактические задачи, задабривая избирателей полумерами, оставляя нерешенными городские проблемы.

2. Работать «не покладая рук», решая болевые задачи экономики города, не заигрывая с избирателями.

Задача стоит одна - вывести городской бюджет на самодостаточный уровень. Это можно сделать за 3 - 5 лет.

- В чем будет выбор?

- При первом подходе есть шанс быть переизбранным на второй срок. При втором подходе - шансов быть переизбранным, просто нет.

- Почему?

- Избиратели ждут чудес. Ждут, что жизнь изменится в лучшую сторону без каких-либо потрясений. Когда бюджет перекладывает свои расходы на плечи граждан - это мало кому понравится. Но это главный постулат федерального закона о развитии местного самоуправления (№131 - ФЗ). Переход от патерналистского к субсидиарному государству, то есть к модели, где государство может и должно делать то, что гражданин и общество не могут решить сами. А это приводит к простому житейскому правилу: «За всё придется платить самому». Для того чтобы платить за всё - нужно больше получать доходов, больше и напряженнее работать. Нужно постоянно повышать свою квалификацию, искать новые способы заработков. В том числе за счет развития субъектов малого бизнеса. А большинство людей по-прежнему ждут, что о них позаботится государство. Разочарование от несбывшихся надежд бумерангом возвращается на исполнительную власть. То есть, если в государстве плохо, то виноват мэр, а не президент, депутаты или губернатор. А изменить жизнь города смогут только его жители… и местная власть.

- По-вашему, с какой главной трудностью столкнется новый мэр?

- С беспределом монополистов в сфере ЖКХ. При существующем подходе к управлению, через несколько лет главным кредитором городского бюджета будет КГУП «Примтеплоэнерго». Расходы на коммунальные платежи тянут «львиную» долю городского бюджета (занимает второе место после зарплаты бюджетникам). Через несколько лет КГУП, в принципе, может диктовать городу любые условия, требуя в счет оплаты долгов муниципальное имущество.

- А выход какой-то есть из этой ситуации?

- Выходы и решения есть. Эффективные и неэффективные:

1. Создание собственного муниципального предприятия.

2. Смена управляющей компании (на конкурсной основе).

3. Переход на альтернативные системы отопления.

Муниципалитет не имеет права вмешиваться в деятельность краевого предприятия и регулировать тарифы. К примеру, убытки предприятия, связанные с неоплатой услуг населения края, закладываются в тарифы и добросовестные плательщики платят «за себя и того парня, что не платит».

- Какие еще трудности возникнут?

- Проблема выплаты заработной платы тоже очень больной вопрос. Городской бюджет, к сожалению, стал для многих жителей, единственным источником доходов. Работая на низкооплачиваемых должностях, люди не видят (или не хотят видеть) других способов получения доходов.

Сокращение количества работников бюджетной сферы - закономерный, но очень болезненный путь. Решив этот вопрос кардинально, мэр оздоровит экономику города, но наживет себе множество недругов. Не стоит забывать, что в ближайшее время край и страну ждут выборы депутатов ЗАКС, Госдумы, Президента. Начнется «заигрывание с народом»…

- Что это значит?

- Будет спущена директива - «не будоражить людей». Другими словами, даже решительно настроенный на преобразования мэр столкнется с противодействием чиновников краевого и федерального уровня, отвечающих за социальные и «положительные» показатели.

- Поэтому?

- Поэтому, мэр должен придти не только со своей командой, но и со значительными свободными денежными ресурсами, чтобы проводить самостоятельную политику. Если не будет мощной финансовой структуры, поддерживающей мэра, то в жизни города никаких существенных преобразований не произойдет.

- А какие вообще есть перспективы у города?

- Существует несколько возможных стратегий развития города:

1. Развитие градообразующих предприятий, как локомотивов экономики города.

2. Создание на территории города - ЗАТО (помните, «Арсеньеву - федеральный статус» - политический лозунг В. Г. Беспалова в 2003 году).

3. Развитие туристской отрасли и инфраструктуры туризма, ориентированной, в том числе на иностранных граждан.

Первая и вторая стратегия целиком и полностью зависит от федерального финансирования (через оборонный госзаказ). То есть реализуется принцип:  «Будут федеральные деньги - будет жизнь в городе».

Третья стратегия ориентирована на частный капитал и зависит только от количества оказываемых услуг. Здесь реализуется принцип: «Будут качественные услуги - будут доходы в бюджет».

Возможно и сочетание всех трёх стратегий. Но при образовании ЗАТО на территории Арсеньева, возникнут некоторые сложности с въездом туристов (особенно иностранных), но это технически решаемые вопросы.

- Мэр должен быть мужчиной или женщиной?

- Власть обезличивает. Мэр - это должностное лицо. Известны успешные примеры женщин. Которые были мэром города. Женщины более хозяйственные, менее авантюрные и амбициозные, чем мужчины. Но женщине будет тяжелее на этом посту. Она же ещё мать и домохозяйка. У нее будет постоянная дилемма: уделить время семье или решать городские проблемы. А работает мэр круглосуточно. Чрезвычайные и экстренные ситуации могут выдернуть из семьи в любое время, даже ночью. А 10-12-часовой ежедневный режим работы потребует колоссального запаса здоровья и энергии. Если этого нет, то через 4 - 6 месяцев нового мэра ждёт нервное истощение и стресс. Приходить на работу, как на пороховую бочку, занятие, честно вам скажу, не для слабовольных и не для слабонервных.

- Как вы относитесь к тому, что глава будет «варягом»?

- Если это будет профессиональный управленец, с большими финансовыми ресурсами и связями, то это будет приемлемый вариант. Если это будет краевой чиновник, сосланный в политическую ссылку, то я - против.

Местные политики, к сожалению, часто скатываются к межличностным конфликтам, вспоминанием прошлых обид.

В идеале, городу нужен антикризисный управляющий, способный принимать эффективные (и жесткие) решения. Цель должна быть одна - вывести бюджет города на самодостаточный уровень.

- А если придет независимый мэр?

- Если честно, я не верю в независимость главы. На выборы нужны деньги. Для решения вопросов в краевой администрации нужны посредники. Это требует выходов на людей, обладающих деньгами или связями, которые не будут действовать бескорыстно. Однажды (или регулярно) главе будут напоминать об обязательствах или достигнутых ранее договоренностях. Бесплатной, безвозмездной помощи не будет.

Независимый мэр может быть только в том случае, если это представитель крупного бизнеса («олигарх», как говорится в народе).

Роман Абрамович, вкладывал деньги своих компаний и свои доходы в экономики Чукотки. Через 5 лет этот социальный эксперимент стал его утомлять. Нельзя бесконечно заниматься благотворительностью.

Люди сами должны хотеть перемен. Жители города должны стремиться изменить свою жизнь в лучшую сторону, а не ждать, когда это кто-то сделает за них. Если будет потребительский подход к жизни, то жизнь города не улучшится. К сожалению.

- На ваш взгляд, есть ли у города будущее?

- Проблема в том, что около 30% населения города - пенсионеры. 15% населения - это дети и молодежь. Нужно решить, будет ли Арсеньев городом молодежи или Арсеньев станет городом тишины и покоя. Нужно думать о будущем. Будущее города только за молодыми. Если молодежь будет трудоустраиваться и оставаться, то у города будет будущее!

 

Статья подготовлена для журнала «Клуб руководителей»

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...