Разработка инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» описывает мероприятия по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предприятия [39].
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном, краевом и муниципальном уровнях власти состоит из девяти основных направлений:
- финансовой поддержки;
- имущественной поддержки;
- информационной поддержки;
- консультационной поддержки;
- поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- поддержки в области инноваций и промышленного производства;
- поддержки в области ремесленной деятельности;
- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
На территории Арсеньевского городского округа субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, может быть оказана исходя из ресурсов Арсеньевского городского округа [45]:
- имущественная, финансовая, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества (для субъектов, осуществляющих приоритетные виды деятельности на территории Арсеньевского городского округа),
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Администрация Арсеньевского городского округа формирует, а Дума Арсеньевского городского округа утверждает муниципальным правовым актом перечни и квоты муниципального имущества (согласно приоритетным направлениям развития), а также Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней.
Передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства в Арсеньевском городском округе в виде участия его членов в конкурсных комиссиях, осуществляющих отбор субъектов малого и среднего предпринимательства в целях оказания им муниципальной помощи и поддержки в соответствии с Положением о порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, для оказания им муниципальной помощи и поддержки на территории Арсеньевского городского округа и другими муниципальными правовыми актами.
Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства может быть оказана путем:
- предоставления субсидий,
- предоставления бюджетных инвестиций,
- предоставления муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки.
Информационная поддержка может быть оказана в виде обеспечения функционирования муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки.
Информационные системы и информационно - телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения информацией:
- о реализации муниципальных и межмуниципальных программ развития,
- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности,
- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности,
- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности,
- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства,
- об организациях образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства,
- иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).
Консультационная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства может быть оказана в виде:
- содействия созданию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и содействия деятельности таких организаций;
- компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров может быть оказана в виде учебно-методологической, научно – методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства может быть оказана в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе технопарков и др.) и обеспечения деятельности таких организаций;
2) содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности может осуществляться в виде создания отделения Некоммерческого партнерства «Ремесленная палата Приморского края» в Арсеньевском городском округе, и содействия его деятельности.
Анализируя нормативные документы по вопросам развития органов местного самоуправления можно выделить основной перечень вопросов местного значения в области поддержки малого бизнеса и соответствующих полномочий органов местного самоуправления, закрепляемых в уставе муниципального образования [23].
Вопросы местного значения:
- обеспечение развития и поддержки малого предпринимательства.
Полномочия органов местного самоуправления:
- определение единой муниципальной политики в области поддержки малого предпринимательства;
- формирование и размещение муниципального заказа.
Полномочия представительного органа местного самоуправления:
- установление правил обязательного размещения муниципального заказа на поставку товаров, на выполнение работ, оказание услуг среди субъектов малого предпринимательства;
- утверждение муниципальной программы поддержки малого предпринимательства муниципального образования;
- установление порядка владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом, определение доли прибыли муниципальных предприятий, зачисляемой в бюджет муниципального образования;
- утверждение перечня объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации, а также перечня объектов муниципальной собственности, передача которых во владение, пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление может осуществляться только с его согласия;
- принятие решения о приватизации объектов муниципальной собственности на территории муниципального образования, а также решение о распределении денежных средств, полученных в результате приватизации объектов муниципального имущества.
Полномочия главы муниципального образования:
- определение уполномоченного органа администрации муниципального образования в сфере поддержки малого предпринимательства;
- представление в представительный орган муниципального образования проекта муниципальной программы развития и поддержки малого предпринимательства и ежегодных отчетов о ее исполнении;
- привлечение экспертов и представителей предпринимательского сообщества к участию в разработке проектов муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.
Полномочия местной администрации:
- разработка муниципальной программы поддержки малого предпринимательства муниципального образования и представление ее на согласование главы муниципального образования;
- формирование и ведение реестров объектов муниципальной собственности;
- предоставление муниципального имущества в аренду в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
- реализация муниципальных программ социально-экономического развития и поддержки малого предпринимательства.
Анализируя перечень вопросов можно сказать, что фактически в законах прописан план действий (или реализация механизмов финансового взаимодействия), который должны выполнить органы местного самоуправления для развития предпринимательства в своих муниципальных образованиях.
Ниже представлен план действий для администрации по вопросу развития малого и среднего предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа.
План действий (реализация механизмов финансового взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса):
1. Установить правила обязательного размещения муниципального заказа на поставку товаров, на выполнение работ, оказание услуг среди субъектов малого предпринимательства.
2. Разработать и утвердить муниципальную программу поддержки малого предпринимательства муниципального образования;
3. Установить порядок владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом, определение доли прибыли муниципальных предприятий, зачисляемой в бюджет муниципального образования;
4. Утвердить перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации, а также перечня объектов муниципальной собственности, передача которых во владение, пользование, хозяйственное ведение или оперативное управление может осуществляться только с его согласия;
5. Принять решение о приватизации объектов муниципальной собственности на территории муниципального образования, а также решение о распределении денежных средств, полученных в результате приватизации объектов муниципального имущества;
6. Привлечь экспертов и представителей предпринимательского сообщества к участию в разработке проектов муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства;
7. Разработать и реализовать муниципальных программ социально-экономического развития и поддержки малого предпринимательства.
Любой из перечисленных выше механизмов требует детальной проработки и должен быть закреплен муниципальным правовым актом.
Список литературы