Анализ механизмов прямого финансового взаимодействия власти и бизнеса на территории Арсеньевского городского округа
Составим краткую характеристику деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Арсеньевского городского округа. Для анализа возьмем следующие показатели:
1. Количество субъектов малого предпринимательства (МП)
2. Отраслевая структура МП: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, строительство, торговля, ремонт / транспорта и бытовых изделий, транспорт и связь, образование, здравоохранение и соц. услуги, прочие.
3. Доля МП в общем количестве организаций
4. Общая численность занятых на МП
5. Средняя заработная плата в МП
6. Выпуск товаров и услуг по основным отраслям экономики:
6.1. Объем промышленного производства
6.2. Розничный товарооборот
6.3. Объем подрядных работ
6.4. Объем инвестиций МП
7.Объем закупок для муниципальных нужд, выполненных субъектами малого бизнеса
Полученные данные представлены в таблице 2.1.
Анализ показывает, что практически по всем показателям наблюдается рост до финансового кризиса. За 2008 год администрация анализ экономической деятельности субъектов малого бизнеса не проводила и исключила данные из общегородских показателей [21].
Таблица 2.1
Анализ экономической деятельности субъектов малого бизнеса
Показатель
|
Ед.
изм.
|
2006г.
|
2007г.
|
Темп роста
%
|
Количество субъектов малого предпринимательства (малые предприятия, ПБОЮЛ, крестьянские (фермерские) хозяйства – далее МП), в том числе:
|
ед.
|
2430
|
2549
|
104,9
|
-- малые предприятия (юр. лица)
|
ед.
|
339
|
372
|
109,7
|
-- индивидуальные предприниматели (физ. лица)
|
ед.
|
2091
|
2177
|
104,1
|
В т.ч. отраслевая структура МП:
|
|
|
|
|
- обрабатывающее производство
|
ед.
|
258
|
258
|
100
|
- сельское хозяйство
|
ед.
|
52
|
55
|
105,7
|
- строительство
|
ед.
|
76
|
95
|
125
|
- торговля, ремонт / транспорта и бытовых изделий
|
ед.
|
1517
|
1517
|
100
|
- транспорт и связь
|
ед.
|
134
|
137
|
102,2
|
- образование, здравоохранение и соц. услуги
|
ед.
|
67
|
53
|
79
|
- прочие
|
ед.
|
345
|
62
|
18
|
Доля МП в общем количестве организаций
|
%
|
88,5
|
89,4
|
101,0
|
Общая численность занятых на МП
|
чел.
|
5236
|
5262
|
100,5
|
Доля общей численности занятых на МП в общей численности занятых
|
%
|
27
|
26,5
|
98
|
Средняя заработная плата в МП
|
руб.
|
4700
|
5500
|
117
|
Выпуск товаров и услуг по основным отраслям экономики:
|
|
|
|
|
- Объем промышленного производства
|
млн.
руб.
|
170,3
|
156,7*
|
92
|
Доля МП в общем объеме произведенной продукции (работ, услуг)
|
%
|
5,3
|
5,4
|
101,9
|
- Розничный товарооборот
|
млн.
руб.
|
1969,4
|
2470,5
|
125,4
|
Доля МП в общем товарообороте
|
%
|
80
|
80
|
100
|
- Объем подрядных работ
|
млн.
руб.
|
118,6
|
173,0
|
145,8
|
Доля МП в общем объеме подрядных работ
|
%
|
65,3
|
65
|
100
|
- Объем инвестиций МП
|
млн.
руб.
|
36,29
|
47,2*
|
130,1
|
Доля в общем объеме инвестиций
|
%
|
21
|
27,3
|
130
|
Объем закупок для муниципальных нужд, выполненных субъектами малого бизнеса
|
млн.
руб.
|
5,829
|
9,062
|
155,5
|
Доля субъектов малого бизнеса в общем объеме закупок для муниципальных нужд
|
%
|
4,4
|
8,5
|
193,2
|
* экспертная оценка
Как уже говорилось ранее, к основным финансовым механизмам прямого взаимодействия власти и бизнеса можно отнести:
1.Фискальная политика (налоговая политика);
2. Механизм государственных закупок;
3. Государственная поддержка через финансирование инвестиционных проектов (лизинг, аренда, представление госгарантий);
4. Предоставление льгот для субъектов малого предпринимательства.
5. Прямая финансовая поддержка в виде субсидий, грантов.
Рассмотрим подробнее каждый инструмент.
Фискальная (налоговая) политика.
Органы местного самоуправления, согласно действующего законодательства, могут самостоятельно устанавливать только местные налоги и сборы.
Основным рычагом воздействия является установка коэффициента К2 для расчетов единого налога на вмененный доход.
В случае если увеличивать коэффициенты, то увеличивается сумма налога.
Практически никогда органы местного самоуправления не снижают коэффициенты, даже на территориях муниципальных образований имеющих бездефицитный бюджет.
В подтверждение сказанному процитируем информацию из [48] «Обращение владивостокских предпринимателей о снижении налогов на время кризиса не нашло отклика в городской Думе».
«Как сообщили РИА «Дейта» в пресс-службе Думы Владивостока, сегодня на заседании думского комитета по бюджету, налогам и финансам было рассмотрено обращение Лиги торговых предпринимателей «О приостановлении в период кризиса решения Думы от 28.10.2005 № 109 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в городе Владивостоке».
Напомним, в октябре 2008 года решением Думы Владивостока К2 для розничной торговли в стационарных торговых сетях был увеличен с 0,27 до 0,5 (сейчас этот коэффициент является единым как для объектов розничной торговли в стационарных сетях, так и для рынков, которые ранее облагались налогом из расчета коэффициента К2 0,84). Таким образом, платежи этих предпринимателей в бюджет выросли почти в 2 раза.
«В ситуации, когда продажи упали до 50 процентов, повышение налога может привести к сворачиванию бизнеса, «уходу в тень» и обострению социально-экономической ситуации во Владивостоке», - говорится в обращении Лиги.
По словам председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Игоря Чемериса, коэффициент К2 во Владивостоке и так гораздо ниже, чем в других муниципальных образованиях - таких, как Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Красноярск и Курск.
В ходе обсуждения этого вопроса депутаты пришли к выводу, что снижение ЕНВД не будет, так как это приведет к сокращению доходов бюджета и, соответственно, «сворачиванию» ряда социальных программ» [48].
Рассмотрим Арсеньевский городской округ.
В конце 2008 году администрация города вынесло на Думу города законопроект об увеличении коэффициентов единого налога на вмененный доход для субъектов малого бизнеса. Дума города утвердила законопроект.
Как следствие, с января 2009 года, практически на 20% выросли цены на все бытовые услуги на территории Арсеньевского городского округа.
По оперативной информации, стоимость арендной платы выросла с января 2009 года на 10%.
Стоимость услуг естественных монополистов (электроэнергия, водо- и теплоснабжение) выросло более чем на 10%.
Кроме того, увеличилась налоговая нагрузка на субъекты малого бизнеса.
Анализируя совокупность факторов влияющих на субъекты малого бизнеса, можно отметить увеличение затратной части бизнеса на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
С учетом общего экономического кризиса, в частности резкого падения спроса и ограничения доступа к кредитным ресурсам, многие предприниматели оказались на гране банкротства.
Рассмотрим механизм государственных закупок.
Анализируя один из важнейших финансовых инструментов взаимодействия власти и бизнеса - государственные закупки, сделаем анализ основных показателей по муниципальным закупкам на территории Арсеньевского городского округа.
Для исследования возьмем данные 2007 и 2008 годов [21].
Исходные данные за 2007 год.
Сформирован и утвержден решением Думы городского округа от 21февраля 2007 г. № 39 сводный план муниципального заказа на 2007 год.
В рамках исполнения сводного плана муниципального заказа за 2007 год проведены:
- 29 открытых конкурса,
- 51 закупка методом ценовых котировок,
- 106 закупок у единственного поставщика,
- 1359 простых закупок.
По результатам состоявшихся конкурсов заключены договоры на сумму 99,9 млн. рублей.
Закупки методом ценовых котировок составили 7,1 млн. рублей.
Закупки у единственного поставщика произведены на сумму 52,1 млн. рублей. Экономия бюджетных средств от проведения открытых конкурсов и закупок способом запроса котировок с начала 2007 года составила 1910 тыс. руб.
Исходные данные за 2008 год.
Согласно реестру потребностей в товарах (работ, услуг) для муниципальных нужд Арсеньевского городского округа, утвержденного решением Думы городского округа от 21ноября 2007г. № 224 - МПА с учетом внесенных изменений объем закупок в 2008 году был запланирован в сумме 106,6 млн. руб.
В рамках исполнения сводного плана муниципального заказа за 2008 год проведено 21 открытых конкурсов и 64 открытых аукционов, 95 закупок методом ценовых котировок, 82 закупки у единственного поставщика и 1396 простых закупок (до 100 тыс. руб. в квартал на одноименные товары).
По результатам состоявшихся конкурсов заключены контракты на сумму 9,2 млн. рублей, по результатам открытых аукционов – на сумму 67,5 млн. руб.
Закупки методом ценовых котировок составили 126,7 млн. рублей.
Закупки у единственного поставщика произведены на сумму 100,3 млн. рублей, из них 90 % составляют коммунальные услуги.
Экономия бюджетных средств от проведения торгов и закупок способом запроса котировок с начала 2008 года составила 1,77 млн. руб.
Полученные данные сведем в таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Сравнительный анализ муниципальных закупок
Показатели
|
2007 год
|
2008 год
|
ед.
|
млн.руб.
|
ед.
|
млн.руб.
|
Проведено открытых конкурсов
|
29
|
99,9
|
21
|
9,2
|
Открытые аукционы
|
-
|
-
|
64
|
67,5
|
Закупки методом ценовых котировок
|
51
|
7,1
|
95
|
126,7
|
Закупки у единственного поставщика
|
106
|
52,1
|
82
|
100,3
|
Простые закупки
|
1359
|
9,788
|
1396
|
6,212
|
Экономия бюджетных средств, млн.руб.
|
|
1,91
|
|
1,77
|
Общий объем муниципальных закупок, млн. руб.
|
|
99,94
|
|
106,6
|
Для анализа необходимо структурировать данные по одним типам показателей, чтобы можно было увидеть динамику изменений.
Для этого данные из таблицы 2.2 выделим в таблицу 2.3 (Сравнительная таблица способов закупок (в единицах измерений)) и таблицу 2.4. (Сравнительная таблица способов закупок (в миллионах рублей)).
Таблица 2.3
Сравнительная таблица способов закупок (в единицах измерений)
Способы закупок
|
Единицы
|
2007
|
2008
|
Проведено открытых конкурсов
|
29
|
21
|
Открытые аукционы
|
-
|
64
|
Закупки методом ценовых котировок
|
51
|
95
|
Закупки у единственного поставщика
|
106
|
82
|
Простые закупки
|
1359
|
1396
|
Таблица 2.4.
Сравнительная таблица способов закупок (в миллионах рублей)
Показатели
|
Млн. руб.
|
2007
|
2008
|
Проведено открытых конкурсов
|
99,9
|
9,2
|
Открытые аукционы
|
-
|
67,5
|
Закупки методом ценовых котировок
|
7,1
|
126,7
|
Закупки у единственного поставщика
|
52,1
|
100,3
|
Простые закупки
|
9,788
|
6,212
|
Экономия бюджетных средств, млн.руб.
|
1,91
|
1,77
|
Общий объем муниципальных закупок, млн. руб.
|
99,94
|
106,6
|
Рассмотрим инструмент - государственная поддержка через финансирование инвестиционных проектов (лизинг, аренда, представление госгарантий).
На территории Арсеньевского городского округа данный финансовый инструмент не применяется.
Рассмотрим инструмент - предоставление льгот для субъектов малого предпринимательства.
Для реализации данного инструмента на территории Арсеньевского городского округа было сделано:
- принят муниципальный правовой акт «Положение о порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, для оказания им муниципальной помощи и поддержки на территории Арсеньевского городского округа» (207-МПА от 24.09.2008) [45];
- принят муниципальный правовой акт «Приоритетные направления развития субъектов малого и среднего предпринимательства Арсеньевского городского округа на период до 2012 года и критерии отбора субъектов–получателей поддержки» (190-МА от 20.08.2008) [47].
В настоящее время (май 2009 года) в администрации Арсеньевского городского округа только разрабатывается проект муниципальной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства в Арсеньевском городском округе.
В июне 2009 года после принятия данной программы Думой города предприниматели города получат возможность участвовать сначала в муниципальной программе и только потом участвовать в краевой и федеральной программах.
В соответствии с правилами утверждения муниципального бюджета предприниматели города смогут получить реальную финансовую помощь только после утверждения бюджета на 2010 год.
Обязательным условием для получения финансовой помощи должно стать указание в статье бюджетных расходов - строки о финансировании программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Если в бюджете на 2010 год не будет этой строки, то предприниматели не получат никакой реальной финансовой помощи и сама программа будет носить чисто декларативный характер.
Рассмотрим механизм - прямая финансовая поддержка в виде субсидий, грантов.
Согласно действующего законодательства производить финансовую поддержку в виде субсидий органы местного самоуправления могут только при наличии двух основных показателей:
1. Наличие реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
2. Бюджет муниципального образования должен быть профицитным, то есть собственные доходы должны превышать собственные расходы.
Этот пункт прописан в Бюджетном кодексе Российской Федерации и если муниципальное образование, у которого бюджет дефицитный, направит часть своих доходов на поддержку субъектов малого бизнеса, то ровно на такую же сумму будет уменьшен размер дотаций из краевого бюджета.
В настоящее время на территории Приморского края бездефицитный бюджет имели города: Владивосток, Находка и Уссурийск. Кроме этого краевой бюджет также является профицитным. Соответственно, только эти субъекты власти могут оказывать финансовую помощь субъектам малого предпринимательства.
В таблице 2.5. представлен реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки от Администрации Приморского края [49].
Вывод.
Подводя предварительный итог можно сказать, что в 2009 году реальной прямой финансовой помощи предпринимателям города оказать будет не возможно ни с юридической точки зрения, ни с экономической точки зрения.
Из-за бюджетного дефицита Арсеньевского городского округа органы местного самоуправления не могут использовать финансовые механизмы прямого воздействия на бизнес, кроме механизма муниципальных закупок.
Поэтому органы местного самоуправления используют косвенные механизмы взаимодействия на бизнес.
К косвенным финансовым инструментам следует отнести:
- создание инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
- создание благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства, через устранение административных барьеров;
- передача в управление убыточных отраслей экономики (пример передачи в управление отрасли ЖКХ субъектам малого предпринимательства рассмотрена в пункте 2.2.);
Таблица 2.5.
Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки
Наименование юр.лица (или ФИО)
|
Адрес
|
Форма поддержки/
Вид поддержки - субсидия
|
Размер поддержки,
Руб.
|
Срок поддержки
|
ООО «Анкувер»
|
690039 г. Владивосток, ул. Татарская, д. 3
|
Финансовая поддержка
|
597 921,23
|
29.12.2008
|
ООО Приморское бюро международного молодежного туризма "Спутник"
|
690106, РФ, Приморский край г. Владивосток Партизанский пр-т, д.2 а
|
Финансовая поддержка
|
21 206,67
|
26.03.2009
|
ООО "Институт моделирования одежды"
|
690016, г. Владивосток, ул. Борисенко д.48
|
Финансовая поддержка
|
23 646,00
|
26.03.2009
|
ООО "Институт моделирования одежды"
|
690016, г. Владивосток, ул. Борисенко д.48
|
Финансовая поддержка
|
62 814,00
|
26.03.2009
|
ООО "Институт моделирования одежды"
|
690016, г. Владивосток, ул. Борисенко д.48
|
Финансовая поддержка
|
66 030,39
|
26.03.2009
|
ООО "ИМО"
|
690016, г. Владивосток, ул. Борисенко д.48А
|
Финансовая поддержка
|
71 962,12
|
26.03.2009
|
ИП Аванесян Гарик Жораевич
|
690034, г. Владивосток, ул. Фадеева д.51
|
Финансовая поддержка
|
56 340,82
|
30.03.2009
|
Итого, руб.
|
899 921,23
|
|
- создание координационных органов взаимодействия власти и бизнеса (комиссии, советы);
- создание программ поддержки субъектов малого бизнеса.
Далее рассмотрим косвенные финансовые инструменты.
Список литературы