Тема «Муниципальное управление»
Служебная записка по антикризисным мероприятиям на 2005 год
|
Главе муниципального образования
г. Арсеньев
Беспалову В.Г.
|
|
Зам. главы по экономике
Соболев М.В.
|
Служебная записка
Описание ситуации:
На 11.01.05 отдел экономики получил информацию о параметрах бюджета 2005 года:
Доходы:
-собственные доходы – 175,321 млн. руб.
-краевые дотации (фонд финансовой поддержки) – 73,137 млн. руб.
-субвенции на госполномочия – 241,793 млн. руб.
Итого доходов:
Собственные средства МО - 248,458 млн. руб.
Всего доходная часть: 490,251 млн. руб.
Расходы:
Расходы местного бюджета:
-расходы по заработной плате – 200 млн. руб.
-расходы на коммунальные платежи – 40 млн. руб.
-расходы на муниципальный заказ – 8,5 млн. руб.
-дефицит – 10% - 17,5 млн. руб.
Итого расходов местного бюджета: 266 млн. руб.
Расходы по госполномочиям – 241,793 млн. руб.
Всего расходная часть – 507,783 млн. руб.
Формально бюджет 2005 года является сбалансированным, но это не соответствует действительности.
Проблема:
Реальные расходы местного бюджета:
-расходы по заработной плате – 200 млн. руб.
-расходы на коммунальные платежи – 75 млн. руб.
-расходы необходимые на муниципальный заказ – 30 млн. руб.
-дефицит – 10% - 17,5 млн. руб.
-кредиторская задолженность (долги прошлых лет)– 129,4 млн. руб.
-бюджетные ссуды – 129,4 млн. руб.
Итого расходов местного бюджета (при собственных доходах – 175,321 млн. руб.):
-без долгов: 322,5 млн. руб.
-с долгами: 581,3 млн. руб.
В бюджете не учтено погашение кредиторской задолженности и бюджетных ссуд.
Анализ бюджетных обязательств позволяет сделать следующий вывод:
Администрация муниципального образования г. Арсеньев является банкротом, так как собственные доходы:
1. Не позволяют выполнить бюджетные расходы на содержание инфраструктуры муниципального образования в полном объеме в 2005 г.
2. Не позволяют выполнить свои долговые обязательства перед краевой администрацией (краевым бюджетом).
3. Не позволяют выполнить свои долговые обязательства перед кредиторами.
Сценарии развития ситуации:
Возможны следующие сценарии развития ситуации в муниципальном образовании г. Арсеньев.
Вариант №1.
Краевая администрация направляет фонд финансовой поддержки в первую очередь на покрытие долгов перед КГУП «Примтеплоэнерго». Разница между потребностью в тепловой энергией и заложенными параметрами в бюджете (75 млн. потребность, 35 млн. заложено) составляет 40 млн. руб. При ежемесячном ФОТ 16,5 млн. руб. в муниципальном образовании возникает дефицит по выплате заработной платы 2,4 месяца.
В связи с предполагаемым 30% сокращением численности персонала на ОАО ААК «Прогресс» ожидается уменьшение ФОТ на предприятии и уменьшение поступлений налоговых поступлений от данного предприятия.
Анализ деятельности этого предприятия в 2004 году показывает, что при плане 56 млн. руб., налогов в местный бюджет фактически поступило 18 млн. руб. (32% от плана).
2005 год для ОАО ААК «Прогресс» является критическим, и все силы руководства предприятия будут направлены в первую очередь на сохранение предприятия и выполнение иностранного заказа, и только во вторую очередь уплата налогов в местный бюджет.
Необходимой корректировки по сумме собственных доходов городского бюджета не сделано.
Анализ служебных записок зам главы по бюджету и финансам Минкина Ю.П. о финансовой ситуации на 2005 год позволяет сделать вывод, что в них представлен оптимистический прогноз развития муниципального образования. Но даже при оптимистическом сценарии дефицит бюджета в декабре 2005 года составит 17,5 млн. руб.
Реальная ситуация такова, что в январе и феврале не будет выполнен план по сбору собственных доходов, по следующим причинам:
-начало работы с 11.01.05, фактически в январе организации будут работать две недели;
-новая кредитная линия для ОАО ААК «Прогресс» будет открыта в конце января – начале февраля, с учетом прохождения платежей 14 - 28 дней, реальное поступление денег в местный бюджет следует ожидать в конце февраля – начале марта 2005 года;
-средняя зарплата по городу должна составлять 6000 руб., что маловероятно;
-задержка выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы, автоматически уменьшает поступления в местный бюджет подоходного налога.
Невыполнение планов по доходам в январе и феврале усугубит существующие проблемы в муниципальном образовании.
С учетом ситуации, что в 2005 году не будет бюджетных ссуд и кассовый разрыв нельзя будет закрыть за счет займа у краевого бюджета, то возникает реальная угроза невыплаты заработной платы работникам бюджетной сферы сроком более трех месяцев. Это приведет к возбуждению уголовной статьи против главы муниципального образования, с отстранением его от должности и дальнейшим тюремным заключением. Срок реализации ситуации - июнь – июль 2005 год.
Вариант №2.
Краевая администрация выставляет 100% инкассовое поручение на возврат бюджетных ссуд, взятых ранее администрацией муниципального образования у краевого бюджета. С учетом варианта №1 срок наступления уголовной ответственности главы – апрель – май 2005 год.
Вариант №3.
Кредиторы администрации муниципального образования подают в Арбитражный суд на возврат долгов и по решению судов выставляются исполнительные листы. У администрации остается два варианта: погасить долг из бюджетных средств или за счет продажи арестованного муниципального имущества.
Данный вариант более длителен по срокам (4-6 месяцев), но также высоковероятен. Сейчас проводится анализ «опасных кредиторов» муниципального образования.
Оплата долгов по исполнительным листам также нарушит бюджетную роспись, что повлечет разрыв в платежах по зарплате и далее по сценарию №1.
Вариант №4.
Муниципальные заказчики для того, чтобы выжить (при необходимом объеме 25 млн. руб. выделено 8,5 млн. руб.) вынуждены наращивать кредиторскую задолженность, за счет статей расходов на зарплату и коммунальные платежи, что приведет к ускорению ситуации по варианту №1.
Вывод.
Рассматривая варианты развития ситуации в муниципальном образовании можно сделать вывод, что экономика города находится в кризисе.
Непринятие антикризисных мер в октябре-ноябре 2004 года по урегулированию ситуации по зарплате и коммунальным платежам только усугубило положение на 2005 год.
Чтобы выровнять ситуацию (фактически это означает, что необходимо найти 35 млн. руб., чтобы закрыть дефицит по коммунальным платежам и еще 17,5 млн. руб. на покрытие дефицита, итого 52,5 млн. руб.) необходимо:
1. Изменение системы оплаты труда работникам муниципальных учреждений и централизованных бухгалтерий с учетом единой бюджетной сетки.
Предполагаемый годовой экономический эффект составит: 9,2 млн. руб.
2. Снять с бюджетного финансирования:
-содержание футбольной команды (годовой эффект – 2,6 млн. руб.);
-содержание хоккейной команды (годовой эффект – 1,9 млн. руб.).
Итого: 4,5 млн. руб.
3. Передача в управление частным компаниям (на условиях договора аренды или безвозмездно) спортивных сооружений города.
Экономический эффект: 18,8 млн. руб.
4. Передача в управление частным компаниям (на условиях договора аренды или безвозмездно) лыжной базы «Бодрость».
Экономический эффект: 0,8 млн. руб.
5. Приведение численности администрации в соответствии с ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» за счет сокращения и реорганизации.
Экономический эффект: 1,8 млн. руб.
6. Увеличение доли оплаты коммунальных услуг муниципальными учреждениями за счет платных услуг (до 30%).
Предполагаемый эффект составит – 4,8 млн. руб. (без учета спортивных сооружений).
7. Закрытие проекта «Дом престарелых «Забота». Проектная смета более 50 млн. руб. Краевого финансирования не будет, в связи с переходом структуры УСЗН на краевое финансирование. Местный бюджет не сможет самостоятельно построить данный социальный объект.
Предполагаемый эффект составит – 1 млн. руб.
8. Установка теплосчетчиков по всем школам, детским садикам. Экономия бюджетных средств 40%. Поиск альтернативных источников отопления.
Условный экономический эффект – 8,8 млн. руб.
9. Установка теплосчетчиков в здании администрации, ГОЧС.
Условный экономический эффект – 0,32 млн. руб.
10. Снятие с бюджетного финансирования системы дополнительного образования с переводом на форму собственности ООО, АНО, НП и другие.
Условный экономический эффект не просчитывался, ориентировочно экономия составит не менее 10 млн. руб.
Итого по мероприятиям: 50 млн. руб.
Однако предложенные мероприятия, с учетом их внедрения, не решают вопроса выплаты кредиторской задолженности (внутренний долг) и погашения бюджетных ссуд (внешний долг).
В связи с изложенным выше, прошу Вас рассмотреть вопрос о предоставлении мне полномочий по разработке антикризисных мероприятий по выводу экономики города из кризиса.
11.01.05 М.В. Соболев