. Технология нового мышления - ТРИЗ | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Технология нового мышления - ТРИЗ

Технология нового мышления - ТРИЗ

 

© Михаил Соболев, 1997 год

 

Скорость роста научно-технической информации 50 000 машинопис­ных страниц в час. В мире зарегистрировано более 40 000 профессий. Время обучения всегда ограничено. Знания специалиста, окончившего вуз, устаревают в течение 5-10 лет. Это приводит к тому, что специ­алист вынужден постоянно доучиваться, получать дополнительное обра­зование. Возникает вопрос: «А нельзя ли научить человека быстро учиться всему новому». Острейшее противоречие системы образования - это как уложить весь объем знаний в короткий срок обучения. Решить проблему экстенсивным путем, за счет продления времени обучения, не удается. Как быть? Нужно изменить подход к обучению - давать учащимся не объем знаний, а способ (МЕТОДИКУ) их получения. Конечная цель обучения, по новой методике, сводится к тому, чтобы ученик смог, по своему желанию, быстро разобраться в новой специальности, любой науке, виде деятельности и легко вработаться в новые условия.

Современные задачи, стоящие перед обществом, в частности проблемы экологии, прогнозирования требуют знания из разных областей науки. Кто-то должен уметь соединить в один узелок все нити проблемы. И не просто соединить , как попало, а уложить в единую четкую систему. Определить корни проблемы и найти способы решения. Обществу нужны Решатели Проблем. Но где их взять?

     Существует и эффективно работает методика полготовки Решате­лей. В ее основе лежит отечественная разработка - методика советского исследователя Генриха Сауловича Альтшуллера. Пятьдесят лет назад им была разработана Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). За пятьдесят лет ТРИ3 успешно развилась и доказала  свою эффективность. В последние голы особенно широкое распространение получило "тризплюсовское" направление: ТРИЗ+ Педагогика, ТРИЗ+ Реклама, ТРИЗ+ бизнес, ТРИЗ+ экология, ТРИЗ+ биология, ТРИЗ+ искусство и т.д.

    А зачем нам TРИ3? Для чего нужно изучать эту "новую" науку? Вместо ответов на эти вопросы решите простую творческую задачу. «Требуется срочно измерить длину ядовитой змеи в зоопарке. Служитель, ответственный за змей, заболел. Как быть?»

     Обучать творчеству нужно с детства, еще с детсада. Умение решать творческие задачи в технике позволяет взглянуть на житейские проблем как на ЗАДАЧИ, которые можно решить, а не как непреодолимый барьер. А это очень важно для современной молодежи.

     Кстати, а что там со змеей? Некоторые предлагают ее УБИТЬ, а потом измерить. А Вы как решили? Возможные творческие ответы:

- сфотографировать змею и измерить по отпечатку;

- охладить и измерить сонную;

- измерить по следу на песке или по тени;

- загнать - в поисках пищи - в стеклянную трубку и измерить снаружи.

Принцип решения прост - важно  получить оттиск, копию, непод­вижный снимок. Простой прием копирования - один из многих инстру­ментов ТРИЗ.

Еще задача. Оркестр смолк. На арене цирка - смертельный трюк: голова укротителя в пасти льва. Почему лев не смыкает челюсти? ПОЧЕМУ? Почти все опрошенные школьники, студенты, инженеры ответили так:

- лев сыт и воспитан;

- лев сонный из-за действия лекарств или радиоуправляем;

- дрессировщик незаметно вставляет в пасть распорку;

- на шею дрессировщика надет бронированный ошейник, выкрашенный под цвет кожи... А как думаете Вы?

Изобретательный артист ПРОСТО навернул губы льва на его же зубы - теперь хищник не сомкнет челюстей, не прокусив собственных губ!

Есть еще одно творческое решение этой задачи. Перед тем как засунуть голову в пасть льву, дрессировщик проводит рукой по его горлу. У льва  срабатывает глотательный рефлекс, и не­которое время  он не сможет закрыть рот.

Просто? Да. Чем  отличается эта задача от других? Эта задача необычная - творческая. Решать задачи такого типа, тренировать свое мышление  в конце XX века просто необходимо. Наш век - это век стремительно нарастающего количества проблем. Умеют ли их решать люди?

Нужно ли обучать творчеству? Обязательно!

 

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...