Технология нового мышления - ТРИЗ
© Михаил Соболев, 1997 год
Скорость роста научно-технической информации 50 000 машинописных страниц в час. В мире зарегистрировано более 40 000 профессий. Время обучения всегда ограничено. Знания специалиста, окончившего вуз, устаревают в течение 5-10 лет. Это приводит к тому, что специалист вынужден постоянно доучиваться, получать дополнительное образование. Возникает вопрос: «А нельзя ли научить человека быстро учиться всему новому». Острейшее противоречие системы образования - это как уложить весь объем знаний в короткий срок обучения. Решить проблему экстенсивным путем, за счет продления времени обучения, не удается. Как быть? Нужно изменить подход к обучению - давать учащимся не объем знаний, а способ (МЕТОДИКУ) их получения. Конечная цель обучения, по новой методике, сводится к тому, чтобы ученик смог, по своему желанию, быстро разобраться в новой специальности, любой науке, виде деятельности и легко вработаться в новые условия.
Современные задачи, стоящие перед обществом, в частности проблемы экологии, прогнозирования требуют знания из разных областей науки. Кто-то должен уметь соединить в один узелок все нити проблемы. И не просто соединить , как попало, а уложить в единую четкую систему. Определить корни проблемы и найти способы решения. Обществу нужны Решатели Проблем. Но где их взять?
Существует и эффективно работает методика полготовки Решателей. В ее основе лежит отечественная разработка - методика советского исследователя Генриха Сауловича Альтшуллера. Пятьдесят лет назад им была разработана Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). За пятьдесят лет ТРИ3 успешно развилась и доказала свою эффективность. В последние голы особенно широкое распространение получило "тризплюсовское" направление: ТРИЗ+ Педагогика, ТРИЗ+ Реклама, ТРИЗ+ бизнес, ТРИЗ+ экология, ТРИЗ+ биология, ТРИЗ+ искусство и т.д.
А зачем нам TРИ3? Для чего нужно изучать эту "новую" науку? Вместо ответов на эти вопросы решите простую творческую задачу. «Требуется срочно измерить длину ядовитой змеи в зоопарке. Служитель, ответственный за змей, заболел. Как быть?»
Обучать творчеству нужно с детства, еще с детсада. Умение решать творческие задачи в технике позволяет взглянуть на житейские проблем как на ЗАДАЧИ, которые можно решить, а не как непреодолимый барьер. А это очень важно для современной молодежи.
Кстати, а что там со змеей? Некоторые предлагают ее УБИТЬ, а потом измерить. А Вы как решили? Возможные творческие ответы:
- сфотографировать змею и измерить по отпечатку;
- охладить и измерить сонную;
- измерить по следу на песке или по тени;
- загнать - в поисках пищи - в стеклянную трубку и измерить снаружи.
Принцип решения прост - важно получить оттиск, копию, неподвижный снимок. Простой прием копирования - один из многих инструментов ТРИЗ.
Еще задача. Оркестр смолк. На арене цирка - смертельный трюк: голова укротителя в пасти льва. Почему лев не смыкает челюсти? ПОЧЕМУ? Почти все опрошенные школьники, студенты, инженеры ответили так:
- лев сыт и воспитан;
- лев сонный из-за действия лекарств или радиоуправляем;
- дрессировщик незаметно вставляет в пасть распорку;
- на шею дрессировщика надет бронированный ошейник, выкрашенный под цвет кожи... А как думаете Вы?
Изобретательный артист ПРОСТО навернул губы льва на его же зубы - теперь хищник не сомкнет челюстей, не прокусив собственных губ!
Есть еще одно творческое решение этой задачи. Перед тем как засунуть голову в пасть льву, дрессировщик проводит рукой по его горлу. У льва срабатывает глотательный рефлекс, и некоторое время он не сможет закрыть рот.
Просто? Да. Чем отличается эта задача от других? Эта задача необычная - творческая. Решать задачи такого типа, тренировать свое мышление в конце XX века просто необходимо. Наш век - это век стремительно нарастающего количества проблем. Умеют ли их решать люди?
Нужно ли обучать творчеству? Обязательно!