Реформирование российской системы образования и особенности обучения и подготовки менеджеров в российских условиях
© Михаил Соболев, 09.05.2002
В последнее время в литературе по менеджменту все чаще стали говорить об особенностях менеджмента как науки, об особенностях подготовки менеджеров. Мнения авторов часто взаимно противоположны и цель данной работы - попытаться выявить основные отличия между традиционной подготовкой специалистов и подготовкой менеджеров, и предложить способы обучения, учитывающие выявленные особенности.
В основе подготовки любого специалиста лежат два подхода: подход с точки зрения преподавания и подход с точки зрения обучения.
Традиционное образование связано с преподаванием, то есть преподаватель передает ученикам свои знания в той или иной области. Каждая наука развивается своими темпами, есть науки молодые (например, кибернетика), взрослые (технология машиностроения), старые (математика, физика). В связи с разными темпами роста и происходит обновление теоретических положений. Изменения в каждой отрасли связаны с ее особенностями, проследить динамику изменений можно по патентному фонду. Отсутствие изобретений в той или иной отрасли говорит о том, что теория преобладает над практикой.
В бизнесе практика опережает теорию.
Следует сделать вывод, что при подготовке менеджеров (управляющих, руководителей) необходимо использовать подход с позиции обучения. Необходимы знания, задаваемые реальными проблемами или содержанием реально протекающих процессов. Обучение предполагает получение знаний, которые связаны с тем, что приходится решать в реальной жизни. Очень редко у кого жизненные проблемы совпадают с теми, о которых говорят при преподавании отдельных дисциплин, предлагающих решение этих проблем.
Мир вступил в 21-й век и в связи с этим при подготовке менеджеров необходимо учитывать четко проявляющиеся особенности обучения:
1. В 21-м веке наиболее актуальной будет идея дифференциации, то есть управленческие теории будут учить тому, как не быть таким, как все остальные. Если до этого управление учило тому, как правильно работать и создавать правильные системы, то вскоре встанет вопрос: как уйти от стандартов, от принятых систем, как быть другим? Представляется, что управленческие концепции будут связаны с тем, как разработать методологию управления, используя которую, организации могли бы найти способ отличаться от других. Быть не похожим на других очень трудно. Но это будет основой управленческого успеха в 21-м веке.
2. В 21-м веке основным продуктом станет здоровье человека, продление его жизни, устранение болезней. Производство будет ориентировано на создание новых лекарственных препаратов, а также на создание всевозможных приборов и машин, которые будут позволять людям делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной. Производство будет подчинено интересам создания здорового человека. На это же будет нацелена и сфера услуг.
3. Сейчас разворачивается мощный процесс глобализации. Однако при этом, хотя национальные границы и стираются, национальные культуры остаются. Бизнес становится интернациональным, но люди, в нем участвующие, продолжают сохранять национальные культурные черты.
4. В 21-м веке очень большой акцент будет делаться на управлении разнообразием. Остро проявится потребность сохранения разнообразия и использования его преимуществ наилучшим образом.
Обучение – это не то же самое, что и преподавание. Обучение – это те изменения, которые происходят в студенте в результате комплексного взаимодействия с учебным заведением.
Основными направлениями преобразования учебного процесса типа «преподавание» в учебный процесс типа «обучение» считаются:
1. Переход к интегрированному обучению.
2. Развитие умения решать проблемы.
3. Замена пассивного типа обучения, активным обучением.
4. Замена контроля за учебным процессом со стороны преподавателя контролем со стороны обучающегося. Контроль осуществляется по принципу «цели учебного процесса – степень достижения этих целей студентом».
5. Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из сложившейся ситуации на основе прошлого, а бизнес-образование готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя таким образом, чтобы это будущее оказалось благоприятным для него.
Что же должен приобрести выпускник в процессе бизнес - образования?
1. Студент должен найти для себя ответ на жизненно важные вопросы: для чего осуществляется деятельность и какими средствами допустимо ее осуществлять и добиваться целей.
2. Студент в процессе обучения должен «наполниться» знаниями, которые будут помогать ему получить для себя ответ на вопросы типа «что это такое?», «как это функционирует?», «как это следует делать?», «почему это возможно?» и т. п.
3. В процессе обучения у студента должны быть развиты определенные операционные навыки, которые проявятся в виде умения осуществлять действия и процедуры, с которыми ему придется сталкиваться во время работы в организации.
4. Обучение должно развить у студентов навыки общения и участия в коллективных действиях, т.е. студент должен научиться определять для себя, с кем вступать во взаимодействие и как осуществлять это взаимодействие.
5. Развитие способности предвидения. Взгляд бизнесмена всегда устремлен в будущее. Поэтому студент должен научиться предвидеть то, что будет и что может произойти. Очень трудно развивать воображение и интуицию. Однако ценность каждого конкретного бизнес - образования в значительной степени определяется тем, насколько оно справляется с этой задачей.
6. В процессе обучения у студента должна быть сформирована потребность в улучшении, совершенствовании себя и окружения. Для этого он должен научиться отделять то, что нужно, от того, что не нужно, знать, что надо сделать, чтобы добиться улучшения, и как провести изменения. Но самое важное, у него должно сформироваться стремление к совершенствованию, он должен на учиться проводить изменения и не бояться нового.
7. Учебный процесс должен развить у студента активную жизненную позицию и сформировать у него высокую мотивированность к труду.
Выше была изложена концепция, а точнее сказать, основные идеи бизнес - образования, его отличие от обучения традиционного типа. В России сейчас наблюдается устойчивый рост потребности в управленческом образовании. Поэтому очень важно, чтобы учебные центры, решающие эту задачу, старались делать это так, как этого требует бизнес-образование современного образца. Особая роль в подготовки менеджеров отводится внеаудиторному обучению.
Педагогическая практика показывает, что достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные творческие задания, связанные с написанием конечных отчетов. Это могут быть задания по написанию рефератов определенной тематики, курсовых проектов и дипломных работ. Очень результативным методом внеаудиторной работы является производственная практика. Данный вид обучения дает возможность обучающемуся непосредственно столкнуться с той реальностью, к функционированию в которой он готовит себя в процессе обучения. При этом происходит реальное, а не опосредованное изменение позиции обучающегося в окружающей среде.
Следует сделать вывод, что для подготовки менеджеров в 21-ом веке требуется создание специальных методов и методик подготовки и обучения.
В качестве одного из таких методов предлагается создание бизнес - школы по подготовке менеджеров в виде бизнес - инкубатора, где каждый студент сможет воплотить свои теоретические знания на практике.
Комментарий:
Работа не опубликована в СМИ