. Развитие творческого потенциала работников и генерирование новых бизнес - идей | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Развитие творческого потенциала работников и генерирование новых бизнес - идей

Развитие творческого потенциала работников и генерирование новых бизнес - идей

 

© Михаил Соболев, 03.09.2002

 

Тезисы доклада

 

Умение создать новое, изобрести и внедрить – это актуальная проблема для современного человека. Человек по своей сути инертен, ему проще идти по накатанной колее, чем напрягаться. Но технический прогресс неизбежен. Ежедневно происходят открытия, делаются изобретения, которые впоследствии оказывают влияние на все человечество.

Скорость роста научно-технической информации 50 000 машинопис­ных страниц в час. В мире зарегистрировано более 40 000 профессий. Время обучения всегда ограничено. Знания специалиста, окончившего вуз, устаревают в течение 5-10 лет. Это приводит к тому, что специ­алист вынужден постоянно доучиваться, получать дополнительное обра­зование. Возникает вопрос: «А нельзя ли научить человека быстро учиться всему новому». Острейшее противоречие системы образования - это как уложить весь объем знаний в короткий срок обучения. Решить проблему экстенсивным путем, за счет продления времени обучения, не удается. Как быть? Нужно изменить подход к обучению - давать учащимся не объем знаний, а способ (МЕТОДИКУ) их получения. Конечная цель обучения, по новой методике, сводится к тому, чтобы человек смог, по своему желанию, быстро разобраться в новой специальности, любой науке, виде деятельности и легко вработаться в новые условия.

В организации любого типа требуются сотрудники, которые могли бы генерировать идеи и их реализовывать.

Если человек умеет генерировать идеи, то это еще не означает, что эту идею можно назвать бизнес - идеей. В чем отличие идеи от бизнес - идеи?

Идея – это мысль, в которой сформулирован ответ на какую-то ситуацию или на какой-то вопрос. Идея может быть подсказкой, а может содержать полный, исчерпывающий ответ. Бизнес – идея – это мысль о том, как при решении той или иной проблемы заработать денег. Основное отличие бизнес – идеи от простой идеи – это готовность общества или отдельных его представителей платить за саму идею или ее внедрение в жизнь.

Часто человек, сделав изобретение, не задумывается о том, как с помощью этого изобретения можно заработать, или просто не видит практического применения своему изобретению. Здесь на помощь изобретателям приходят или должны приходить предприниматели.

Мы рассмотрели ситуацию, когда есть изобретение, идея, и нужно придумать, как ее использовать в коммерческих целях.

Но бывает и другая ситуация, когда положение на рынке или в бизнесе требует внедрение каких-либо новшеств, требует генерации новых идей. Причем это нужно сделать быстро, точно, так как конкуренты не спят и тоже думают, генерируют.

Существуют различные способы, методы и технологии генерирования новых бизнес – идей. Можно различать методы генерации идей на простые, сложные и научные.

Простыми методами являются способы, подталкивающие к появлению новых мыслей, идей, образов, ощущений. К ним можно отнести размышления под водой с задержкой дыхания, изучение поз йоги, использование различных запахов, звуков, медитацию и так далее.

Сложные методы, как правило, имеют определенные правила работы, направляющие работу мыслей в нужное русло. К ним можно отнести методы: «мозговая атака», «морфологический ящик», «контрольные вопросы», «метод аналогий» и так далее.

Научные методы отличаются тем, что оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами. В настоящее время единственной научной МЕТОДИКОЙ генерации идей можно считать Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Для того, чтобы использовать метод аналогий достаточно просто внимательно смотреть по сторонам. Другой практичный способ генерации новых идей это чтение газет, журналов, книг. Можно составить целый список идей, на которых можно заработать. Возникает только вопрос: «Что значит новые бизнес – идеи?». Всё относительно, даже идеи. «Все новое – это хорошо забытое старое». Идея может быть старой, но в данном месте и в данных условиях она абсолютно нова, так как просто никто не додумывался так делать раньше. Другой способ получения готовых бизнес – идей – это Интернет. Есть сайты, посвященные вопросам применения тех или иных идей. Порой для генерации новых бизнес – идей достаточно посмотреть внимательно по сторонам, чтобы увидеть аналогии. Возьмите листок бумаги и ручку. Просто запишите то, что вы видите из окна. Магазин обуви, киоск, кафе, книжный магазин и так далее. Проанализируйте этот список. Задайте себе вопрос: «Если это есть где-то, то почему не может быть у меня?».

Сущность морфологического метода заключается в построении многомерных таблиц (морфологических ящиков), в которых осями берутся основные показатели данной совокупности объектов.

При морфологическом методе – до выбора – нужно построить многомерную таблицу, на одной оси которой надо отложить одни показатели (внешний вид: длина, толщина и т.д.), на другой оси – химический состав (дерево, железо, стекло и т.д.), на третьей – другие показатели. Такой ящик охватит почти все мыслимые комбинации. Их может быть тысячи и миллионы, в зависимости от количества осей. В этом один из главных недостатков морфологического метода. Наиболее эффективно применение этого метода при решении задач общего плана (проектирование новых машин, решений).

Оператор РВС – «размер – время – стоимость» - один из методов подавления психологической инерции. Меняя в воображении размеры объекта, его стоимость и время работы – мы раскрепощаем свое сознание и возможно ожидаем появление новых бизнес – идей.

Принцип «мозгового штурма» заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.

Принцип «мозговой атаки» прост в эксплуатации. Главное – заставить забыть на время про критиков и дать волю своему воображению, и только успевай записывать. Для решения несложных бизнес - задач этот метод очень эффективен, но для создания принципиально новых бизнес – идей он мало эффективен.

Технология творчества – ТРИЗ.

Существует и эффективно работает технология генерирования идей – ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Основатель этой теории – Альтшуллер Генрих Саулович.

Основные идеи ТРИЗ:

1. С древнейших времен изобретения делаются методом проб и ошибок. В условиях современной научно-технической революции этот метод неэффективен и связан с огромными потерями времени, сил, средств.

2. Технические системы развиваются по определенным законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач - без слепого перебора вариантов. Это - основное положение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

3. Идеальная техническая система - когда системы нет, а ее функция выполняется. Стремление к идеальности - один из главных законов развития технических систем.

4. Пытаясь обычными (уже известными) путями изменить техническую систему, инженер, улучшая один показатель, ухудшает другой. Изобретатель обязан преодолеть техническое противоречие: улучшить один показатель системы, не ухудшая других показателей.

5. Разработана и применяется программа планомерного - шаг за ша­гом - анализа и решения изобретательских задач на основе использо­вания законов развития технических систем. Эта программа получила название алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

6. При работе по АРИЗ исходные условия задачи упрощают по определенным правилам. Затем формулируют идеальный конечный результат (ИКР) для данной задачи, выявляют техническое противоре­чие, исследуют его, определяя физическое противоречие, то есть проти­воположные физические требования, предъявляемые к одной и той же части системы.

7. АРИЗ - программа для работы человека, поэтому АРИЗ включает специальные операции для преодоления психологической инерции и усиления фантазии.

8. Для устранения противоречий, выявленных при анализе задачи, АРИЗ включает фонд приемов. Создан также фонд физических эффектов. Ведется разработка фондов химических и геометрических эффектов.

9. Регулярное применение АРИЗ развивает диалектическое мышление, помогает преодолевать психологические барьеры, обогащает инжене­ра пониманием закономерностей развития технических систем.

10. Минимальная техническая система (как атом в физике) включает два взаимодействующих вещества и поле (энергию). Такая система полу­чила название веполь. Разработан вепольный анализ, позволяющий записывать условия и ход решения изобретательских задач (подобно записи химических реакция).

11. По мере развития ТРИЗ накапливаются стандарты - вепольные формулы решения некоторых типовых задач. Это позволяет ряд задач решать не по АРИЗ, а сразу - по формулам. АРИЗ остается инструментом решения нестандартных задач.

12. Основные идеи ТРИЗ могут быть перенесены на научное творчество, поскольку научные теории и представления тоже развиваются, пре­одолевая противоречия.

13. Идеи ТРИЗ могут быть перенесены и в другие виды творчества, например, в искусство. Теория творчества (ТРИЗ) появилась впервые именно в технике только потому, что в технике уже существовал патентный фонд, позволяющий выявить законы развития технических систем. В других видах человеческой деятельности надо сначала создать «патентные фонды».

Чем интересна ТРИЗ?

Своей универсальностью. Можно использовать элементы ТРИЗ в любой области человеческой деятельности. Появились специальные методики, использующие элементы ТРИЗ: диверсионный анализ, функционально-стоимостный анализ (ФСА).

Основой алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) стало понятие идеального конечного результата (ИКР). Стремление к идеалу очень сильный критерий для поиска сильных решений.

Например: «Как привлечь и удержать покупателей?» В идеале покупатели САМИ хотят делать покупки только в одном месте (магазине, супермаркете, рынке и т.д.) Как это сделать? Связать желание клиента и его стимулирование. Например, сделать покупателей собственниками магазина, выпустить акции, выплачивать дивиденды покупателям.

Вариантов привлечения клиентов много: скидки, бонусы, подарки, дисконтные карты, хорошее обслуживание, послепродажный сервис и т.д. Но, решить проблему можно, только заставив потребителя осознать, что, покупая, он увеличивает собственное благосостояние.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что ТРИЗ в настоящее время наиболее технологичная наука, позволяющая стабильно генерировать новые идеи, делать изобретения и открытия.

В результате изучения ТРИЗ у человека развивается так называемое комплексное, системное мышление. Мы живем в мире систем, и сами являемся частью каких-то систем. Важно уметь видеть связи и взаимосвязи между объектами, системами и группами систем.

Одним из инструментов ТРИЗ – экраны мышления (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1 Экраны мышления

 

Любой объект, которые мы видим, является частью какой-то системы, подсистемой или надсистемой.

Рассмотрим объект – шариковую ручку – это система. Средства письменности – надсистема. Стержень – подсистема. Световая (лазерная) ручка – будущая система. Пучок света – будущая подсистема. Световые средства изображения – будущая надсистема. Чернильная ручка – прошлая система. Перо – прошлая подсистема.

Что значит антисистема? Это система, у которой противоположные свойства по отношению к рассматриваемой системе. Например. Простой карандаш и стиральная резинка. Свойства системы «карандаш» – оставлять след. Свойства системы «стиральная резинка» – удалять след.

Работая с экранами мышления сравнительно легко выйти на перспективные направления будущих технологий.

Дополнительный эффект использования экранов мышления это формирование комплексного мышления, то есть удержание в памяти всей системы в целом и анализ всей системы, а не только ее частей.

Чем отличается бизнес – мышление от простого мышления? Тем, что бизнес – мышление позволяет увидеть способы получения прибыли там, где обыкновенный человек этого просто не заметит. Бизнес – мышление – это не особый дар, как принято считать, этому можно научить.

Основой для развития бизнес - мышления является наблюдение за людьми. Людьми движут потребности. Это отметил в своих трудах А. Маслоу. Он классифицировал все виды потребностей на пять групп: физиологические потребности, потребность в безопасности и защищенности, социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самореализации.

Марвин Смолл в своей книге «Как делать деньги» провозгласил постулат бизнес - успеха: «Найди потребность и удовлетвори её». По его мнению, если мы будем удовлетворять человеческие потребности, то мы обязательно будем богаты. История неоднократно это подтверждала.

Для поиска новых бизнес – идей необходим анализ существующих потребностей, существующего спроса. С точки зрения новых бизнес – идей нас должны интересовать товары и услуги входящие в группы: отрицательный спрос, отсутствие спроса, скрытый спрос, так как именно здесь хранятся потенциальные «золотые жилы».

Так, например, если мы сможем преодолеть стереотип и убедить людей, что лечение зубов это безболезненный и приятный процесс, и сможем подтвердить это с помощью новых методов лечения, то поток клиентов в нашу клинику будет гарантирован.

Одну и туже потребность можно реализовать по-разному. Например, потребность в пище можно удовлетворить с помощью большого ассортимента блюд и продуктов. Потребность в изысканной пище можно удовлетворить с помощью фирменных блюд или специальных кулинарных рецептов. Можно создать книгу изысканных кулинарных рецептов, или открыть ресторан, где готовят изысканные блюда, а можно организовать доставку на дом этих изысканных ресторанных блюд. Главное – найти потребность!

Принципиально новый подход в бизнесе – не поиск, а создание потребностей. Другими словами не поиск того, что нужно человеку, а наоборот внушение людям, что им нужны именно предлагаемые новые товары или услуги.

По мнению американского социолога У.Тоффлера, около 80% всех произведенных с начала ХХ века в США товаров не отвечали истинным потребностям или вообще не нужны обществу.  Вывод. Обществу внушили, что эти товары нужны. По мнению экспертов в области рекламной деятельности, в 21 веке с помощью рекламы создается, и будет создаваться новая субкультура. Это так называемая псевдореальность, в которой людям внушается то, что у них плохо и как можно сделать хорошо.

В будущем бизнес будет по-прежнему строиться на псевдопотребностях, внушенными приемами профессиональных рекламистов и пиар-мэнов.

Рассматривая вопрос о генерировании бизнес – идей необходимо затронуть один неприятный вопрос: «Если так относительно легко создать новые бизнес – идеи, то почему вокруг столько бедных людей?»

Вернемся к продвижению бизнес – идеи на рынок. Здесь необходимы профессиональные знания в области менеджмента, маркетинга, экономики, психологии  и других дисциплин. Для успешного продвижения необходимо обращаться к бизнес - консультантам (консалтинговые службы), в бизнес – инкубаторы.

Есть потребность в методике продвижения бизнес – идеи на рынок. Нужен механизм, гарантирующий успех реализации бизнес – идеи. Но и этого недостаточно.

Кроме идеи и технологии продвижения идеи нужна личность, бизнес – личность. Нужен человек, который бы возглавил и продвигал воплощение идеи в жизнь. Этот человек должен не только знать, но и уметь реализовывать свои идеи, обладать определенными качествами. Свойства этого человека, бизнес – личности, предпринимателя, во многом схожи с качествами творческой личности.

Недостаточно просто генерировать бизнес – идеи. Основная проблема – это реализация бизнес - идеи в конкретных рыночных условиях.

Существует хорошая американская поговорка «Кто придумал, получает 1 доллар, кто произвел – 10, тот, кто продал, -100».

Людей нужно учить не только генерировать новые идеи, но и уметь их реализовывать и самое главное – эффективно предлагать их обществу.

Стремительное развитие научно-технического прогресса выдвинуло новую проблему. Требуются не просто генераторы идей, а решатели общечеловеческих проблем. Нужны люди, которые могли бы решать задачи в комплексе.

Современные задачи, стоящие перед обществом, в частности проблемы экологии, прогнозирования требуют знания из разных областей науки. Кто-то должен уметь соединить в один узелок все нити проблемы. И не просто соединить , как попало, а уложить в единую четкую систему. Определить корни проблемы и найти способы решения. Обществу нужны Решатели Проблем.

Этому тоже нужно учить.

 

03.09.02

 

 

Новости
25.04.2024
Выход новой книги «Капитализатор прибыли, или 10 секретов Монетизатора» ...
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...