Муниципальное образование как бизнес-система
© Михаил Соболев, 2005
Муниципальное образование (МО) – городское поселение…, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Главная задача МО как бизнес - системы – обеспечение функционирования МО на условиях бездефицитного бюджета и выполнение полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
В условиях развития рыночных отношений и реализации административной реформы в России для МО следует определить основные направления работы:
1. Увеличение налоговых поступлений в местный бюджет, за счет:
- улучшения деятельности крупных и средних предприятий;
- вывода малого бизнеса «из тени»;
- создания условий для развития малого бизнеса на территории МО.
2.Увеличение неналоговых поступлений в местный бюджет, за счет:
- увеличение арендных ставок на муниципальное имущество, доведение цен до уровня коммерческих;
- увеличение штрафов в рамках административного кодекса (для организаций и физических лиц);
- привлечение спонсорских средств на социальные проекты во внебюджетные фонды МО.
3. Оптимизация бюджетной сферы, за счет следующих мероприятий: высвобождение площадей, занимаемых объектами бюджетной сферы с целью снижения затрат на их содержание с последующей сдачей в аренду; оптимизация расходов по заработной плате работников бюджетной сферы; возмещение расходов бюджета на содержание бюджетных учреждений за счет расширения сферы платных услуг и увеличения стоимости действующих; установка счетчиков учета тепловой энергии в бюджетных учреждениях; эффективность использования муниципального имущества.
4. Переход от понятия «содержание муниципальной сферы» к «бюджетированию проектов». Создание и развитие рынка социальных услуг (спорт, культура, молодежная политика, здравоохранение, социальная защита) в рамках внедрения системы муниципального социального заказа.
С точки зрения экономики МО выгоднее финансировать конкретные целевые социально-значимые проекты, чем содержать муниципальный объект, не имеющий четких конкретных программ развития.
Основными механизмами (инструментами) реализации программы увеличения поступлений в местный бюджет являются:
1. Создание бизнес-карты территории МО (создание реального коммерческого портрета города). Это позволит решить множество задач, в частности: выявить нелегально действующих субъектов малого бизнеса, определить реально действующие субъекты малого и среднего бизнеса.
2. Создание методики точного определения налогового потенциала территории МО.
3. Организация и функционирование муниципальной информационной службы.
4. Создание интегрированной геоинформационной системы объединяющей в себе базы и банки данных учреждений МО.
Для реализации проектов, перечисленных выше, требуется от 1 до 3 лет и финансирование от 3000$ до 200000$.
Комментарий:
Статья была подготовлена для публикации, 2005 год.