. Выбор стратегий через моделирование диверсий | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Выбор стратегий через моделирование диверсий

Выбор стратегий через моделирование диверсий

 

© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 27.03.2006 www.sphinx.su

 

На выбор стратегий оказывают влияние множество факторов — источников воздействия. Действие одних из них поддается кон­тролю лиц принимающих решения, других — нет. Эта характеристика факторов служит важным идентификационным признаком при оценке реализуемости стратегий.

Поскольку действие факторов сказывается на результатах стратегий, их влияние соотносят с набором целевых показателей и оценивают степень контролируемости. От уровня контролируемости фактора зависят вероятность достижения целевого показателя, сте­пень рискованности следования избранной стратегии и, в конечном счете, вероятность выбора стратегии.

Анализ среды – изменений в технологиях, демографии, культуре, экономике и государственной политике – необходим для идентификации и рассмотрения представляющих с точки зрения организации возможности или угрозы текущих и потенциальных тенденций и событий.

Анализ влияния состоит в систематической оценке воздействий и неотложности тенденций и событий, лежащих в основе каждой стратегической неопределенности.

Сценарный анализ как способ проверки различных предложений о будущем включает в себя построение двух или трех правдоподобных сценариев, разработку для каждого из них адекватной стратегии, оценку вероятности осуществления сценариев и оценку результирующих стратегий.

Ключевой результат внешнего анализа – определение стратегических неопределенностей. Анализ влияния и сценарный анализ  - вот два инструмента, при помощи которых из неопределенности рождается стратегия компании. Анализ влияния – оценка относительной значимости стратегических неопределенностей. Сценарный анализ – создание сценариев будущих событий и их применении для разработки и оценки стратегий.

Типичный внешний анализ приводит к появлению десятков стратегических неопределенностей.

Одна из основных целей внешнего анализа – ранжирование стратегических неопределенностей и определение возможностей управления ими в будущем.

Проблема состоит в том, что счет стратегических неопределенностей идет на десятки, а неопределенностей второго порядка – намного больше. Собирать и анализировать информацию по ним можно до бесконечности и тратить на это ресурсы.

В отсутствии приоритетов внешний анализ становится описательным, перестает быть инструментом диагностики.

Любая стратегическая неопределенность предполагает наличие тенденций или событий, оказывающих влияние на существующие или потенциальные товары/услуги предприятия.

Для учета неопределенностей необходимо применять новые подходы к разработке стратегий. Необходимо использовать сценарный анализ.

Сценарии – это способ анализа сложной среды, в которой присутствует множество значимых, к тому же влияющих друг на друга тенденций и событий. Группирование множества данных в два – три обобщенных сценария существенно облегчает проведение предметного анализа.

Сценарии помогают в борьбе с неопределенностью. Вместо дополнительного сбора информации принимается некоторая вероятность осуществления конкретного сценария. При этом следует учитывать, что в действительности ситуация может развиваться совершенно иначе.

Для ускорения процесса разработки сценариев развития и выбора стратегии необходима четкая систематизация существующих рисков.

Анализ литературных источников позволил выявить и классифицировать более 150 рисков. Обобщенная схема рисков представлена на рисунке 1.

На примере конкретного объекта изучения – предприятия в системе рыночных отношений – разработана подробная модель этого предприятия, с учетом воздействия типовых и специфических рисков (стратегических неопределенностей).

Для того, чтобы получить данную модель разработана методика диверсионного стратегического анализа (ДСА) организаций.

Особенностью диверсионного стратегического анализа является работа по упреждению возможных сбоев в работе организации, за счет прогнозов по принципу «что надо делать, чтобы произошло данное событие».

Традиционный подход к анализу рисков обычно строится по принципу «что надо делать, если произошло данное событие», и ориентирован на прошлое. Диверсионный анализ ориентирован на будущее, то есть носит упреждающий характер.

Автором разработана методика проведения диверсионного стратегического анализа на предприятии (для моделирования ситуаций). В качестве основного критерия использовалась оценка максимального ущерба,  с точки зрения работоспособности организации в целом.

В результате анализа внешних (более 170) и внутренних факторов (более 200) были выявлены наиболее опасные сбои и действия, которые могут причинить максимальный ущерб компании.

На рисунке 2 представлена мини-модель предприятия.

На рисунке 3 представлена полная модель предприятия в упрощенном виде.

Для моделирования подробно рассматривается каждый элемент технологической схемы предприятия.

Особо рассмотрен каждый элемент полной модели организации (за основу для анализа взят каждый блок рисунка 3), с точки зрения возникновения угроз внешней и внутренней среды и способы их нейтрализация.

Результатом диверсионного стратегического анализа конкретного предприятия стала аналитическая схема из 40 листов формата А4, с общими параметрами 270 х 84 см. 

На рис. 4 и 5 представлены элементы диверсионного анализа внутренней и внешней среды организации.

 

Рис. 1  Классификация рисков (обобщенная схема).

 

Рис. 2 Мини-модель предприятия.

 

Рис. 3  Полная модель организации как социотехнической системы в упрощенном виде

 

Рис. 4 Элемент диверсионного анализа внутренней среды организации

 

Рис. 5 Элемент диверсионного анализа внешней среды организации

 

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...